Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Межличностные отношения и их исследование
1.1 Понятие межличностных отношений в коллективе
1.2 Теоретические основы социометрического исследования межличностных отношений в группе
2.1 Социометрическое исследование структуры межличностных отношений в ООО «НовоХолод»
2.2 Исследование уровня лояльности и удовлетворенности трудом в ООО «НовоХолод»
Многие исследователи феномена межличностных отношений уделяли большой внимание разработке классификаций взаимоотношений в группах. Существует несколько оснований для данной классификации.
По сфере их проявления отношения в группах подразделяются на производственные и бытовые. Производственные взаимоотношения проявляются в процессе совместного функционирования работников различных организаций при решении ими производственных, учебных, хозяйственных, бытовых задач. Данный вид отношений характеризуется закрепленностью правила взаимодействия индивидов по отношению друг к другу. Бытовые взаимоотношения – это отношения, формирующиеся вне профессиональной деятельности людей.
На характер производственных и бытовых взаимоотношениях значительно влияет личностный, психологический аспект (симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления).
А.Н. Занковский выделяет три направления производственных взаимоотношения [3. стр. 337]: «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали».
По вертикали – это взаимодействие руководителей с соответствующими подчиненными им лицами. По горизонтали – это взаимоотношения работников одной организации, разных по должностному положению, но не подчиняющихся друг другу. По диагонали – это взаимоотношения между руководителями одного производственного направления с рядовыми сотрудниками другого.
Деструктивными межличностными отношениями являются такие формы контактов, в результате которых затрудняется или разрушается взаимодействие, что оказывает негативное влияние как на обоих партнерах, так и на функционирование группы в целом. Примерами деструктивного взаимодействия являются манипулятивное общение, агрессивное поведение, авторитарный стиль общения, молчание (в случае если происходит утаивание важной информации или оно используется как метод наказания партнера). Зачастую основой деструктивного взаимодействия являются личностные характеристики человека, такие как склонность к клевете, предвзятость, стереотип мышления, цинизм. При этом, индивид не преследует личные выгоды, а руководствуется мотивами самоутверждения, соперничества.
Конструктивное межличностное взаимодействие основано на применении способов и умений эффективного построения взаимоотношений с другими членами группы. Сюда входят навык правильной формулировки вопросов, адекватная оценка получаемой информации (вербальной и невербальной), умение "активно слушать", конструктивно вести переговоры и преодолевать конфликты.
На основании от выраженности личностного аспекта выделяют формальные и неформальные взаимоотношения. Формальные (официальные) взаимоотношения – зримые, четко обозначенные, т.е. прописанные уставами, расписаниями, инструкциями. Неформальные взаимоотношения представлены в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, неформальном авторитете. Для проведения всесторонней оценки и выявления истинного характера взаимоотношений между работниками одной организации необходимо проводит анализ и корреляцию обоих видов взаимоотношений – формального и неформального.
Р.С. Немов [11. стр. 548] дает следующую характеристику деловых и личных отношений, указывая на их различия. Деловые отношения возникают на основании совместной профессиональной деятельности или по ее причине, а личные – формируются между индивидами независимо от выполняемых трудовых функций. Также он выделяет рациональные и эмоциональные межличностные отношения. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком и сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, которые не всегда опираются на объективную информацию.
Н.Н. Обозов, опираясь на результаты собственных эмпирических исследований [15. стр. 55], выделяет такие виды межличностных отношений, как: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Представленная классификация основывается на следующих критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функциях отношений. Главным критерием является глубина вовлечения личности в отношения.
Подводя итог теоретическому обзору вопроса межличностных отношений в коллективе, следует отметить что данное понятие является одним из наиболее разработанных в социальной психологии. На основании рассмотренных теоретических подходов сформулировано обобщенное следующее понятие межличностных отношений: межличностные отношения в коллективе – это субъективные связи между членами данной группы, складывающиеся как результат их совместного функционирования и окрашенные эмоциональной составляющей (симпатиями и антипатиями) данного взаимодействия, переживаемой индивидами, входящими в данную группу. Теоретический анализ структуры взаимоотношений в коллективе позволяет выделить ее основные компоненты: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Взаимоотношения в коллективе носят динамичный характер и имеют три этапа развития: возникновение контакта, формированием межличностных отношений на рациональном и эмоциональном уровнях и формирование способов общения как формы проявления межличностных отношений в коллективе. Также следует отметить, что существует множество классификации отношений в коллективах различного характера и направленности.
1.2 Теоретические основы социометрического исследования межличностных отношений в группе
В современной социальной психологии самым эффективным методом исследования межличностных взаимоотношений в малых группах по праву считается социометрия. Социометрическое исследование является методом количественной оценки эмоциональных связей между различными индивидами, функционально связанных и являющихся членами одной группы.
Понятие “социометрия” имеет латинский и греческий корни: societas - общество и metruin – измеряю. Социометрия – это теоретическое направление социальной психологии и социологии, предметом изучения которого являются межличностные отношения членов малых групп. Социометрия использует в своей основе количественные методы выявления отрицательных и положительных выборов индивидов, взаимодействующих в рамках одной группы (симпатии и антипатии). Особую значимость имеет возможность использования социометрического метода для решения конкретных практических задач в менеджменте, управлении персоналом, педагогике и проч. Социометрия предоставляет исследователю широкий и простой в применении инструментарий для изучения проблем развития и функционирования малых групп [2. стр. 28; 5. стр. 57; 18. стр. 127].
В основе социометрического исследования лежит социометрический тест, позволяющий для проводить диагностику и выявлять эмоциональные связи между членами малой группы.
Метод социометрии способствует достижению следующих целей:
- измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;
- выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";
- обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [19. стр. 176].
Выявление «лидеров» и «аутсайдеров» (популярных и непопулярных членов группы), определение особенностей социального взаимодействия индивидов коллектива, анализ неформальную структуру и подгрупп, определение социально-психологической совместимости членов обследуемой группы – вот далеко не полный перечень задач, который с успехом помогает решить социометрия.
Социометрия как метод исследования межличностных отношений в группах появился в конце 19 века. В наше время социометрия является одним из популярнейших методик измерения социального влияния групп людей друг на друга. История возникновения и основное развитие социометрии неразрывно связана с именем социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено [2. стр. 59; 7. стр. 162; 12. стр. 37; 19. стр. 64]. Морено является основателем теории социометрии и ее практических приемов.
Морено придавал огромное значение своей теории. Во-первых, по его мнению, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода.
Объектом социометрического исследования всегда являются малые социальные группы, члены которых находятся в функциональной близости и имеют значительный опыт совместной групповой деятельности. Предметом социометрии является эмоциональная составляющая взаимоотношений членов групп (симпатии, неприязнь, безразличие). Социометрия основывается на взглядах О.Конта, З.Фрейда и К.Маркса. В отличии от бихевиоризма, который наблюдает лишь внешнее поведение людей, и от учения Фрейда, который подчеркивает внутренние, глубинные процессы человеческого поведения, социометрия основывается на изучении межличностных связей членов малых групп. Согласно учению Морено, межличностные отношения в группах и их эмоциональная составляющая представляют собой атомистическую структуру общества, которая не может быть полностью изучена методом простого наблюдения и может быть раскрыта только опираясь на социальную микроскопию. По мнению Морено, его теория "социальной микроскопии" в сочетании с социометрическим методом легли в основу теоретических и практических вопросов микросоциологии. Изучение же первичных атомистических структур человеческих отношений, т.е. межличностных взаимоотношений в малых социальных группах, является, согласно Морено, предварительной и обязательной работа для макросоциологических исследований. Цель теории социометрии заключается в формулировании основополагающих законов эмоциональных взаимоотношений членов малых групп. Основным постулатом социометрической теории является утверждение, что все социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными и включают в себя как объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), так и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Центральным понятием теории Дж.Морено является простейшая единица чувства, передаваемого от одного человека к другому и определяющего количество и успешность межличностных отношений положительных или отрицательных выборов), в которые вступают члены данной группы.
В свое время Морено представил социометрию на суд общественности как «последнее слово» социальной науки и провозгласил ее «подлинно американским движением». Безусловно, теоретическая концепция Морено имела определенные недостатки, но значимость его постулатов послужила залогом стремительного развития социометрии как теории постулатов в системе социально-психологических наук, так ее практических методов, направленных на изучение отношений индивидов в малых группах.
Для лучшего понимания социометрии и изучения понять истоков и основных постулатов “социометрической науки” рассмотрим взгляды и мировоззренческие позиции ее основателя Морено и путь развития и популяризации социометрии в научном сообществе.
Дж.Морено принято относить к числу американских представителей неофрейдизма. Но в то же время многие исследователи указывают на его верность основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда, подчеркивая при этом, что в течении своего творческого и научного пути постепенно он «отходит» oт психоанализа и гештальтпсихологии. В своих научных изысканиях основоположник социометрии, находясь под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе, начинает исследовать взаимоотношения между индивидами в малых группах, их эмоционально-психологическую составляющую. Основные постулаты социометрии были им заложены в период 1908—1925 гг.
“В бурях и натиске первой мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе” [2. стр. 43].
Основными научными трудами Морено являются: “Социометрическая статистика социальных конфигураций” (1937), “Социометрия в действии” (1942), “Вклад социометрии в методы исследования” (1947), “Социометрия в отношении к другим социальным наукам” (1947), “Социометрия субчеловеческих культур” (1948), “Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе” (1951), “Социометрия и наука о человеке” (1956), “Групповая психотерапия и психодрама” (1958), “Социометрический читатель” (1960), “Основы социометрии. Пути к новому строю общества” (1967). Журнал “Социометрия”, основанный Морено в 1937 году, был особенно популярен в научных кругах психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и с 1956 года стал официальным голосом Американского социологического общества.
Дж. Л. Морено также является основателем первого терапевтического театра, возглавляет клинику в Бикон-Хилле (в настоящее время санаторий им. Морено). В Нью-Йорке Морено организовывает первую социометрическую конференцию и создает первый научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами изучения малых групп. Активная и плодотворная научная и творческая жизнь позволила Морено привлечь к себе сотни последователей и создать социометрическую школу.