Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Межличностные отношения и их исследование
1.1 Понятие межличностных отношений в коллективе
1.2 Теоретические основы социометрического исследования межличностных отношений в группе
2.1 Социометрическое исследование структуры межличностных отношений в ООО «НовоХолод»
2.2 Исследование уровня лояльности и удовлетворенности трудом в ООО «НовоХолод»
Введение
Рано или поздно в «биографии» любой компании наступает момент, когда остро встает необходимость проведения исследования отношений, сложившихся в коллективе. Структура межличностных отношений непосредственно влияет на удовлетворенность трудом, производительность труда и лояльность персонала. Следовательно, нельзя недооценивать значимость данного аспекта в процессе развития коллектива.
Любая оценка, и в особенности оценка структуры межличностных отношений, всегда является стрессовой ситуацией. К ее проведению следует тщательно готовиться, иначе вместо инструмента, позволяющего развивать компанию, чутко реагировать на происходящие изменения, оценка персонала может превратиться в разрушительную силу, явиться источником обманутых ожиданий, причиной нелояльности членов данного коллектива. Прежде всего, необходимо все этапы исследования сделать публичными, широко обсуждаемыми в обследуемом коллективе, используя для этого все доступные средства: корпоративные СМИ, рабочие совещания, проведение семинаров и тренингов и т.д. Важно понимание членами коллектива целей и значимости оценки.
Одним из ключевых моментов проведения исследования взаимоотношений в коллективе, является выбор методики оценки. Наиболее популярным методом является социометрия.
Целью данной курсовой работы является проведение социометрического исследования для выявления особенностей межличностных отношений в коллективе.
Объектом является обследуемый коллектив.
Предметом является структура межличностный отношения в обследуемом коллективе.
Гипотеза – существует влияние тональности межличностных отношений в коллективе на удовлетворенность трудом и лояльность персонала
Задачи:
- Анализ теоретических подходов к понятию межличностных отношений в коллективе и методам их исследования.
- Проведение исследования структуры межличностных отношений в коллективе, обработка полученных данных и анализ результатов.
Методы исследования:
- Теоретический метод – анализ литературы в соответствии с целью данной работы.
- Эмпирические методы: методика социометрического измерения (Дж. Морено); собственная методика исследования уровня лояльности и удовлетворенности трудом.
1 Межличностные отношения и их исследование
1.1 Понятие межличностных отношений в коллективе
Понятие межличностных отношений в коллективе является одним из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют множество теоретических подходов, дающих определение данному понятию.
В концепции межличностных отношений А.В. Петровского [17. стр. 52] межличностные отношения в коллективе структурируются в форме трехслойной сферы: первый слой – эмоциональная составляющая отношений (симпатии и антипатии членов группы); второй слой – нормы и ценности, принятые в данной группе; третий слой – глубинные образования группы, возникающие на основе совместного функционирования и общих задач.
Наиболее широко понятие системы межличностных отношений представлено В.Б. Ольшанским [16. стр.196]. Согласно его концепции, данная система включает в себя социально-перцептивные процессы и аттракцию, процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В межличностных отношениях данный исследователь выделяет два уровня: функциональные (инструментальные) отношения и эмоциональные (экспрессивные) отношения.
Согласно Н.Н. Обозову [15. стр. 26] что межличностные отношения представляют собой взаимную готовность членов коллектива к определенному способу взаимодействия.
На выделении личностной и деловой составляющей в системе межличностных отношений делает акцент Я.Л. Коломинский [4. стр. 26]. Т.Е. Конникова, расширяя концепцию Я.Л. Коломинского, добавляет еще один компонент – подсистему гуманистических отношений, которая является результатом взаимодействия личностной и деловой подсистем. Выстраивание в коллективе личностные отношения, по ее мнению, носит стихийный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные отношения являются важной составляющей психологии коллектива, и оказывают непосредственное и многогранное влияние как на функционирование группы в целом, так и на деятельность ее членов.
На основании рассмотренных выше теоретических подходов можно сформулировать обобщенное понятие межличностных отношений. Межличностные отношения в коллективе – это субъективные связи между членами данной группы, складывающиеся как результат их совместного функционирования и окрашенные эмоциональной составляющей (симпатиями и антипатиями) данного взаимодействия, переживаемой индивидами, входящими в данную группу.
Данная эмоциональная составляющая непосредственно влияет на характер межличностных отношений, складывающиеся в коллективе. Различают две группы чувств эмоционально-личностных отношений друг к другу:
- Конъюнктивные чувства. Это чувства, которые способствуют сближению и объединению членов группы, индивиды, испытывающие их, демонстрируют готовность к сотрудничеству, взаимодействию и совместному функционированию;
- Дизъюнктивные чувства. Это чувства, способствующие разъединению членов коллектива и вызывающие нежелание к сотрудничеству.
Структура взаимоотношений в коллективе имеет следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Эмоциональный компонент взаимоотношений в коллективе заключается в переживаниях (положительных или отрицательных), возникающих у члена данной группы в результате воздействия индивидуально-психологических особенностей других членов коллектива. Примеры эмоциональных компонентов – симпатии/антипатии, удовлетворенность собой, удовлетворенность профессиональной деятельностью, лояльность по отношению к группе, эмоциональный отклик на переживания другого, эмпатия и проч. Неформальная структура коллектива основана именно на эмоциональной составляющей, где она играет основную регулирующую функцию.
Когнитивный компонент межличностных отношений - это все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Функционируя совместно с другими членами коллектива индивид именно на основании когнитивного компонента осознает и оценивает индивидуально-психологические характеристики других членов группы и таким образом формируются особенности взаимопонимания и взаимоотношений.
Значимыми параметрами взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Адекватность взаимопонимания характеризуется точностью и правильностью психического отражения одной личности другой. Идентификация во взаимопонимании являет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида на основе механизмов сравнения явлений, предметов и образов.
Поведенческий компонент имеет решающее значение в формировании и регулировании взаимоотношений в коллективе. В него входят действия, которые являются результатом отношения одного члена группы к другим членам и к группе в целом. Также поведенческий компонент содержит и невербальные средства общения.
Оценка межличностных отношений основывается на такой характеристике как состояние удовлетворенности/неудовлетворенности членов группы друг другом и группой в целом. Состояние удовлетворенности/неудовлетворенности основано на симпатии – антипатии, проявляющихся на эмоциональном уровне, и привлекательности – непривлекательности, которые отвечают за притяжение – отталкивание членов группы друг друга.
Притяжение людей – это объективно переживаемая, т.е. реальная, или субъективно желаемая зависимость субъектов. Притяжение не обязательно сопровождается состоянием удовлетворения. Межличностная привлекательность может быть однонаправленной или двунаправленной (взаимной) и проявляется при контактах.
Межличностная привлекательность основана на совместимости – несовместимости людей, которая значительно влияет на весь характер их взаимоотношений. При несовместимости членов коллектива возникают такие негативные последствия, как негативные восприятие друг друга и различного рода конфликты. На процесс совместного функционирования межличностная привлекательность оказывает значительное влияние.
Социально-психологический климат в коллективе – это показатель, который характеризуется удовлетворенностью-неудовлетворенностью всех членов группы от совместной функционирования, системы взаимоотношений, способов общения и взаимодействия.
Взаимоотношения в коллективе всегда носят динамичный характер, они непрерывно меняются и развиваются. В их динамике выделяются три этапа.
Первый этап включает в себя возникновение контакта, взаимную оценку членами коллектива друг друга, которая, в свою очередь, и формирует характер взаимоотношений в группе. На данном этапе особую роль играют особенности личности каждого члена коллектива, их ценности, ожидания, установки, выполняемые социальные роли и функции и т.д. Адекватность восприятия другого человека основывается на способности проявить чувство эмпатии.
Процесс межличностного восприятия и понимания основывается на каузальной атрибуции и аттитюдах. Аттитюды – это устойчивые установки людей в отношении друг друга. Оцениваемый социальный объект включается в смысловую систему ассоциативных связей индивида. У членов группы формируются положительные установки (при наличии сходных или взаимодополняющих качеств) или психологическая несовместимость и отрицательные установки на дальнейшее совместное функционирование и общение при неприемлемых качества.
Оцениваемый социальный объект, в свою очередь, не пассивен. Он активно и непрерывно формирует образ, отражает социальные ожидания, обеспечивает успех либо неудачу дальнейшего межличностного и группового взаимодействия.
А.А. Бодалев [1. стр. 115] выделяет следующие компоненты межличностного восприятия.
Эмпатия, в трактовке А.А. Бодалева, представляет собой психологический анализ, целью которого является проникновение в эмоциональное состояние другого человека.
Аттракция – это особенная форма изучения другого индивида, основанная устойчивом позитивном отношении к нему. Существует мнение, что восприятие другого происходит эффективнее, если основано на симпатии и позитивной отношении.
Рефлексия – это метод оценки человеком собственной позиции и позиции другого индивида.
Стереотипизация – способы познания другого индивида на основе переноса типичных способов поведения, типичных свойств на конкретного человека, ситуацию деятельности и общения. При функционировании в различных социальных группах, у человека вырабатываются определенные социальные стереотипы. Наиболее известные стереотипы – этнические, профессиональные, ролевые, половые, возрастные, статусные.
Каузальная атрибуция – это субъективное объяснение побудительных мотивов поступков и действия другого индивида людей, субъективная интерпретация его личностных характеристик. Каждый человек имеет собственные схемы причинности, т.е. привычные способы объяснения чужого поведения.
Второй этап развития взаимоотношений в коллективе характеризуется формированием межличностных отношений на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень основан на осознании и оценке членов коллектива достоинств и недостатков друг друга. На эмоциональном уровне, в свою очередь, возникают соответствующие эмоциональные переживания.
Межличностные отношения характеризуются уважением/неуважением, доверием/недоверием, симпатиями/антипатиями, содействием/противодействием. На данном этапе характер развития отношений в коллективе зависит от первичного восприятия и оценки членов группы друг друга. В дальнейшем при накоплении опыта взаимодействия членов коллектива друг с другом первичное мнение может как укрепляться, так и меняться. Положительное межличностное отношение формируется при совпадении ценностных ориентаций партнеров.
Третий этап – формирование способов общения как формы проявления межличностных отношений в коллективе. Здесь необходимо отметить, что характер отношения и способ общения не всегда совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша [6. стр. 101] выделяют следующие возможные сочетания данных компонентов взаимоотношения индивидов в группе:
- отношение – положительное, обращение – вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
- отношение – отрицательное, неприязненное, обращение – грубое, бестактное или вежливое, культурное.
Общение имеет вербальное и невербальное проявление. Эффективность межличностных отношений на этом этапе во многом обусловлена особенностями общения субъектов.