Файл: Изучение понятия и определение собственной конкурентоспособности действующего предприятия (1. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретическая основа конкурентоспособности: сущность, индикаторы и факторы
1.2. Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки
2. Практические особенности реализации конкурентоспособности товаров (услуг) предприятия ИП «Бутрин»
2.1. Характеристика хозяйственной деятельности и ассортимента продукции (услуг) предприятия
2.2. Оценка конкурентоспособности товара/услуги организации
3. Направления совершенствования качества услуг и пути повышения конкурентоспособности ИП «Бутрин»
Фатхудинов Р.А. в своем учебнике «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» определил конкурентоспособность продукции как свойство объекта (товара), характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами (товарами), представленными на данном рынке [9, с.76].
Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов.
Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации [1, с.43]. Данное утверждение будет не совсем верным, так как покупатель не всегда знает товар какого производителя покупает, а даже если и знает название фирмы производителя, то это название не всегда о чем-то говорит. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играет решающую роль.
О.Н. Швецова дает такое определение конкурентоспособности предприятия – это комплексное понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий-конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами(услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [16, с.34].
Р.А. Фатхутдинов пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным «товаром» [9, с.88].
Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность) [15, с.44]:
- качество товара;
- его цена;
- затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл;
- качество сервиса, а также динамизм факторов.
В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
Таким образом, объединяя и дополняя мнения и подходы различных авторов, можно сказать, что конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.
Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.
Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке [10, с.210].
В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество – преимущество благодаря разработке предложений, удовлетворяющих нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. [16, с.35]
Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю [19].
Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп [4, с.133]:
- структурные, образуемые при проектировании организации;
- ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
- технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
- управленческие;
- рыночные;
- эффективности.
По мнению М.Портера существуют три основные стратегии бизнеса, следуя которым, предприятия пытаются добиться конкурентных преимуществ [6, с.94]:
1. Стремиться стать производителем с низкими издержками производства, для выпуска продукции с наименьшей себестоимостью в данной отрасли или сфере бизнеса.
2. Стремиться к дифференциации изделий и услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен.
3. Сфокусировать внимание на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества.
Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки [1, с.98-99].
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении [18].
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле [1, с.99] :
, (1)
где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.
При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами [7, с.287].
Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам [11, с.22]:
, (2)
, (3)
где qi`, qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру.
Таким образом, подводя итог теоретической части исследования можно сделать вывод, что понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.
Анализ определений понятия «конкурентоспособность продукции, товара» позволяет сделать следующие выводы:
- конкурентоспособность продукции характеризуется совокупностью качественных и ценовых характеристик продукции, удовлетворяющих потребности покупателей;
- уровень конкурентоспособности продукции выявляется в результате сопоставления потребительских свойств поставляемой на целевой рынок продукции с аналогичными потребительскими свойствами продукции, выпускаемой конкурентами (в том числе и товаров-заменителей);
- уровень конкурентоспособности продукции обусловлен принципиальными конкурентными преимуществами;
- основными подходами к повышению конкурентоспособности продукции следует считать дифференциацию и снижение цены потребления.
По своей сути конкурентоспособность продукции – это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности именно данного образца, а точность этой оценки подтверждается фактором траты денег на покупку.
Таким образом, под конкурентоспособностью товара нужно понимать его способность наиболее полно удовлетворять требования покупателей в отношении совокупности основных потребительских свойств (т.е. ценовых и качественных характеристик) по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном целевом рынке.
Конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов.
Конкуренция как неотъемлемая часть рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности. Проблема повышения уровня управления конкурентоспособностью товаров отражает практически все стороны жизни общества и неизменно находится в центре внимания руководства и деловых кругов всех стран мира.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы - производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
2. Практические особенности реализации конкурентоспособности товаров (услуг) предприятия ИП «Бутрин»
2.1. Характеристика хозяйственной деятельности и ассортимента продукции (услуг) предприятия
ИП «Бутрин» в настоящее время занимает лидирующие позиции на рынке транспортных услуг в г. Москва и имеет огромный опыт по транспортному и экскурсионному обслуживанию клиентов разного уровня, в том числе крупных иностранных фирм, банков и представительств иностранных компаний.
Основные виды деятельности ИП «Бутрин»:
- организация перевозок грузов;
- прочая оптовая торговля;
- предоставление прочих услуг.
Преимущество ИП «Бутрин» в том, что данное предприятие не является диспетчерской организацией, а вся предлагаемая техника состоит в собственном парке. Компания имеется все необходимые документы и лицензии на право осуществления транспортных перевозок.
К услугам клиентов предлагаются автомобили любого класса:
- иномарки среднего, представительского и VIP класса;