Файл: Изучение понятия и определение собственной конкурентоспособности действующего предприятия (1. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России

1.1. Теоретическая основа конкурентоспособности: сущность, индикаторы и факторы

1.2. Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки

2. Практические особенности реализации конкурентоспособности товаров (услуг) предприятия ИП «Бутрин»

2.1. Характеристика хозяйственной деятельности и ассортимента продукции (услуг) предприятия

2.2. Оценка конкурентоспособности товара/услуги организации

3. Направления совершенствования качества услуг и пути повышения конкурентоспособности ИП «Бутрин»

3.1. Анализ проблем в области качества и разработка предложений повышения конкурентоспособности организации

3.2. Экономический эффект предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- микроавтобусы от 8 до 15 мест; 

- автобусы от 25 до 50 мест;

- грузовые автомобили, грузоподъемностью до 3,5 тонн.

В компании работают водители-профессионалы с большим стажем вождения и хорошим знанием города и прилежащих территорий. Имеются водители, владеющие иностранными языками, в том числе аккредитованные гиды-переводчики. Для грузовых перевозок предоставляются услуги грузчиков.

В целях обеспечения безопасности все автомашины застрахованы и оборудованы ремнями безопасности, включая задние сиденья автомобилей и микроавтобусов. Для экскурсионного обслуживания предоставляются автобусы, оборудованные микрофонами. У водителей всегда в наличии квитанции, подтверждающие факт оплаты за транспортную услугу. Со всеми водителями имеется постоянная мобильная связь. В случае необходимости, диспетчеры - операторы обеспечивают конференц-связь, позволяющую оперативно решать вопросы одновременно клиенту, водителю и диспетчеру.

Прием заказов на транспортное обслуживание осуществляется круглосуточно, без выходных и праздничных дней на русском, английском и немецком языках. Заказы принимаются по телефону, по факсу или через Интернет, с последующим подтверждением приема заказа по электронной почте или факсу.

Для корпоративных клиентов существует система скидок, в зависимости от осуществляемого объема поездок. Непосредственно перед выставлением счета на оплату транспортных услуг клиенту высылается список поездок, подлежащих оплате, с указанием даты, времени, маршрута, стоимости поездки, а также с указанием фамилии пассажира и лица, производившего заявку.

Дополнительные характеристики услуг ИП «Бутрин»:

- вызов и подача автомашины по г. Москва – бесплатно;

- неполный час (более 15 минут) оплачивается как полный;

- простой оплачивается по городскому тарифу (в аэропорту 1 час бесплатно);

- при проводах в аэропорт или встрече из аэропорта заезд на второй и последующие адреса оплачивается по городскому тарифу.

Тарифы пассажироперевозок ИП «Бутрин» представлены в таблице 1 приложения 1 работы.

- минимальный тариф на легковые автомобили - 1 час, микроавтобусы - 2 часа, иномарки VIP класс - 2+1 часа, на свадьбы - 4+1, автобусы до 25 мест - 4+1 час, автобусы до 50 мест - 4+2 часа;

- при отмене или изменении заказа на иномарку менее чем за 1 час, а микроавтобусов и автобусов, иномарок VIP класса позднее, чем за 1 сутки предусмотрена компенсация в виде минимального тарифа;

- принимаются заказы на линкольны, лимузины;


- обслуживание свадеб и других торжеств;

- по просьбе клиента: перенос багажа - 250 руб., детское кресло - 200 руб., курьерские услуги, кузов «Универсал» - 110 руб. в час;

- услуги «трезвого водителя» (перегон автомобиля клиента с адреса на адрес) - 4 часа по городскому тарифу, дополнительные услуги (ожидание, заезд на другие адреса и т. д.) согласно установленному прайс-листу;

- многодневные заказы рассчитываются как 14 часов в день + питание + проживание;

- принимаются заказы для выезда за пределы области.

Грузоперевозки и грузчики оплачиваются по отдельным тарифам ( таблица 2 приложения 2).

Принципы тарификации:

Почасовая схема оплаты (городские поездки) включает в себя:

- оплату подачи машины (подача оплачивается как 1 час работы);

- минимально оплачиваемое количество часов работы машины (минимальный заказ);

-оплата за переработанное время: почасовой тариф, умноженный на количество часов;

На настоящий момент в организации работают 68 штатных единицы, из них 8 человек управленческого персонала. Стоит отметить, что структура управления организацией – линейно – функциональная (рисунок 3).

Рисунок 3 - Организационная структура управления ИП «Бутрин»

Все сотрудники имеют необходимое образование и опыт работы.

Таким образом, ИП «Бутрин» обладает необходимым кадровым потенциалом для оказания услуг пассажиро- и грузоперевозок.

Проанализируем основные финансовые коэффициенты деятельности ИП «Бутрин» за 2014-2015 гг. (таблица 3 приложения 3).

Показатели ликвидности отражают способность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Базой для их расчета является отношение сумм ликвидных активов в различной конфигурации к сумме краткосрочных обязательств.

Анализ данных показателей по предприятию за 2014-2015 гг. показал, что коэффициент абсолютной ликвидности гораздо ниже минимально рекомендуемого значения. То есть сумма наиболее ликвидных активов предприятия не позволяет быстро погасить имеющуюся краткосрочную задолженность. То же касается и показателя промежуточной ликвидности, причем оба эти показателя снизились в 2015 году. А показатель текущей ликвидности уже выше нормативного, и имеет тенденцию к росту, что говорит о достаточном количестве оборотных средств по сравнению с обязательствами для их погашения. То же касается и коэффициента финансовой независимости – за 2 анализируемых года он немного превышает нормативный уровень, но имеет тенденцию к уменьшению. Снижение значения этого показателя говорит о том, что у предприятия снижается доля собственного капитала в структуре ресурсов, что может вызвать зависимость компании от внешних источников финансирования. Коэффициенты маневренности собственного капитала и обеспеченности оборотными средствами намного выше минимально допустимых значений. Коэффициент финансовой устойчивости чуть выше рекомендуемого, то есть можно сказать, что предприятие достаточно устойчиво в финансовом плане.


Коэффициенты покрытия показывают, насколько оборотные активы предприятия обеспечивают кредиторскую задолженность. Общий коэффициент покрытия гораздо выше нормативного, но промежуточный – очень низкий.

Коэффициенты оборачиваемости хозяйственных средств позволяют судить о степени их участия в выручке от реализации [2, с.97]. Оборачиваемость активов в 2014 году весьма низкая (меньше 1), что вызвано большой долей внеоборотных активов в структуре хозяйственных средств предприятия, но в 2015 году ситуация улучшается.

Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности ИП «Бутрин» для того, чтобы проанализировать изменение показателей прибыли и рентабельности (таблица 4 приложения 4).

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что практически все показатели деятельности компании в 2015 году выросли, при этом рост выручки (23,6 %) шел опережающими темпами по сравнению с ростом затрат (22,9 %), что увеличило эффективность деятельности в виде роста прибыли на 5 046 тыс. руб. (25,8 %) и рентабельности предприятия.

При этом рентабельность производства выросла с 31,5 до 32,2 %%, рентабельность продаж до 24,4 %. Производительность труда выросла на 265,9 тыс. руб. на человека в год, средняя зарплата увеличилась на 7,2 тыс. руб. Таким образом, можно говорить о стабильном финансовом состоянии ИП «Бутрин».

2.2. Оценка конкурентоспособности товара/услуги организации

Для оценки конкурентноспособности предоставляемых организацией услуг проведем анализ факторов внешней среды ИП «Бутрин» с помощью методики PEST-анализа, которая разделяет среду на 4 группы факторов, каждый из которых оценивается количественно по 5-балльной оценке с учетом значимости данного конкретного фактора в деятельности компании (таблица 5).

Таблица 5.

PEST-анализ макросреды ИП «Бутрин»

Факторы

вес

оценка

итог

Политические

28

Изменение законодательства

3

4

12

Отношение фирмы с Правительством и федеральной властью в целом

2

4

8

Государственное регулирование конкуренции в отрасли

2

4

8

Экономические

31

Общая характеристика экономической ситуации

2

4

8

Динамика развития предпринимательской деятельности

3

5

15

Платежеспособный спрос населения

2

4

8

Социальные

31

Изменения в уровне и стиле жизни

3

5

15

Изменения в демографии

2

4

8

Изменения в основных потребительских предпочтениях

2

4

8

Технологические

28

Новые информационные технологии

3

4

12

Доступность баз данных

2

4

8

Применение Интернета и т.п.

2

4

8


Данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее значимыми для ИП «Бутрин» являются социальные и экономические факторы.

Анализ внешней микросреды ИП «Бутрин» представлен в таблицах 6-8 приложения 5.

Основными конкурентами на рынке аренды спецтехники Москвы являются: крупные службы такси (Виват, Такси-Арбат, Такси-Престиж и др.) и частные владельцы. Оценим предлагаемые услуги в сравнении с конкурентами (приложение 6, таблица 9).

На рынке грузоперевозок конкуренцию составляют, прежде всего: Такси-Арбат и Такси-Престиж. В таблице 10 приложения 6 отражены характеристики услуги перевозок, оказываемых предприятием на рынке перевозок.

Наличие собственной техники расширяет комплекс услуг предприятия и усиливает его позиции.

Следующим этапом анализа является анализ внутренней среды предприятия по основным характеристикам (таблица 11 приложения 7). Из таблицы 10 видно, что сильной стороной ИП «Бутрин» является производство услуг и сервис, а самой слабой — маркетинг и персонал. Следовательно, в процессе совершенствования управления и разработке дальнейшей стратегии хозяйственной деятельности необходимо учитывать именно эти факторы.

Обобщающим этапом анализа окружающей конкурентной среды предприятия является метод SWOT–анализа. Применяя данный метод, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Процесс анализа происходит путем заполнения матрицы SWOT по результатам проведенного ранее анализа внешней макро и микро среды, а также внутренней среды предприятия. После сбора информации, ее классификации и оценки форма матрицы готова к окончательному заполнению.

Проведем анализ по методу SWOT. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, переходим к этапу установления связей между ними. Для этого создаётся матрица SWOT (таблица 12), для удобства берется по два основных фактора каждой группы, в которой указываются основные стратегические и тактические направления деятельности компании на основе использования сильных сторон, усиления слабых с учетом внешних возможностей и угроз.

По результатам таблицы можно сделать вывод, что основные усилия компании следует направить на развитие программ маркетинга и продвижения, расширение перечня оказываемых услуг с целью наилучшего удовлетворения потребностей имеющихся и привлечения новых клиентов.

Таблица 12

Матрица SWOT-анализа ИП «Бутрин»


Факторы внешней среды

Возможности

Расширение рынка

Использование современных технологий

Угрозы

Высокая рыночная конкуренция

Нестабильное финансовое положение клиентов.

Факторы внутренней среды предприятия

Сильные стороны:

Широта и качество ассортимента

Качественная организация процессов

СиВ

1 Рост числа постоянных клиентов за счет оказания квалифицированных услуг и расширения сервисных услуг

2 Привлечение новых клиентов при распространении достоверной информации о качестве

3 Заключение новых договоров за счет высокой организации процессов

СиУ

4 Удержание клиентов за счет дополнительных сервисов

5 Создание конкурентных преимуществ за счет высокого качества сервиса

6. Контроль и рационализация расходов

Слабые стороны

Отсутствие маркетинговых исследований

Опережающий рост затрат над выручкой

СлВ

7. Изучение имеющихся и проведение собственных исследований рынка

8. Разработка качественной маркетинговой политики

9. Постоянные финансовые потоки при выходе на новые рынки

СлУ

10. Изучение опыта конкурентов по минимизации издержек

11. Мониторинг конкурентной среды для принятия решений

12. Оптимизация расходов и максимизация выручки

Для оценки степени конкуренции обычно используют модель анализа конкуренции М. Портера. Анализ конкуренции по М. Портеру предполагает определение 5 факторов конкуренции, влияющих на ее структуру, привлекательность и прибыльность:

- соперничество среди предприятий;

- конкуренция товаров-субститутов;

- угроза появления новых конкурентов;

- экономические возможности и торговые способности поставщиков;

- экономические возможности и торговые способности покупателей.

Основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты и поставщики оказывают наименьшее влияние – по 5 %.

Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений. Наиболее общие движущие силы в данном бизнесе: изменение динамики спроса, инновации, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска.

Определение ключевых факторов успеха – выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.