Файл: Изучение понятия и определение собственной конкурентоспособности действующего предприятия (1. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретическая основа конкурентоспособности: сущность, индикаторы и факторы
1.2. Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки
2. Практические особенности реализации конкурентоспособности товаров (услуг) предприятия ИП «Бутрин»
2.1. Характеристика хозяйственной деятельности и ассортимента продукции (услуг) предприятия
2.2. Оценка конкурентоспособности товара/услуги организации
3. Направления совершенствования качества услуг и пути повышения конкурентоспособности ИП «Бутрин»
Автором были выявлены следующие недостатки в деятельности ИП «Бутрин», негативно отражающиеся на его конкурентоспособности:
- небольшая доля рынка;
- недостаточно широкий, по сравнению с конкурентами, спектр услуг;
- низкий уровень автоматизации деятельности;
- слабая маркетинговая политика.
Далее в работе были предложены мероприятия, результатом внедрения которых станет формирование и внедрение новой комплексной конкурентной стратегии ИП «Бутрин», что дает повышение конкурентоспособности предприятия. В рамках данной стратегии предложены следующие мероприятия:
- покупка автомобилей для внештатных перевозок. Планируемое увеличение выручки – 2 020,64 тыс. руб. (2 %), затраты составят 1 137,38 тыс. руб., прибыль ООО «Сириус» увеличится на 883,26 тыс. руб. (3,59 %).
- использование системы «SeDi». Прирост выручки планируется на уровне 4 % (4 041,28 тыс. руб.), затраты составят 2173,86 тыс. руб, что принесет дополнительную прибыль в размере 1 867,42 тыс. руб.
- разработка системы стимулирования продаж, что даст прирост выручки в 9 092,88 тыс. руб. (9 %) при затратах 4883,83 тыс. руб., прибыль составит 4 209,57 тыс. руб.
Общий эффект от проекта составит увеличение выручки на 15 154,8 тыс. руб. (15 %), при этом себестоимость возрастет только на 10,73 %.
Прибыль увеличится на 6 960,25 тыс. руб. (28,25 %), рентабельность производства возрастет с 32,25 до 37,35 %, рентабельность продаж – с 24,38 до 27,19 %. Рост производительности труда составит 174,05 тыс. руб. (11,71 %), так как количество сотрудников увеличилось на 2 единицы, ФОТ вырастет на 4,41 %, средняя заработная плата на 4,22 тыс. руб. (1,43 %).
Таким образом, цель работы достигнута, заявленные задачи выполнены. Практическая значимость результатов работы заключается в возможности их применения в деятельности данного предприятия с высокой степенью их эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Круглов М.Г. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. – 116 с.
- Любушин Н.П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити, 2011. – 320 с.
- Максименко, Г. Б.Менеджмент. - М.: Дашков и К°, 2011. - 363 с.
- Попадюк Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. – М.: МГСУ, 2011. – 200 с.
- Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 2013. – 652 с.
- Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: ИД Вильямс, 2011. - 276 с.
- Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 654 с.
- Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия. – М.: Норма, 2012. – 376 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 312 с.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. — Казань: Лана, 2012. – 421 с.
- Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход // Власть. - 2014. - № 3. – С. 22-24
- Семенов В. Л. Разработка концептуальной схемы обеспечения конкурентоспособности продукции // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 1. - С. 422-426.
- Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия //Стандарты и качество – 2014. - №4. – С. 48-51
- Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие // Экономические науки. Экономика и управление. – 2013. - № 12 (73). - С. 283-287
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность - цель реформирования экономики России // Наука и промышленность России. – 2012. - №1. – С. 44-48
- Шевцова О.Н. Структуризация внешней среды организации // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2013. - №3 (20). - С.34 – 39
- Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. - № 6. – С. 36-37
- Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] //InvenTech - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/ (Дата обращения 04.02.2016)
- Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества [Электронный ресурс] //Школа бизнеса «Альфа» - Режим доступа: http://alfaseminar.ru/ (Дата обращения 04.02.2016)
- Сальников В.А. Карта конкурентоспособности российской экономики: материалы доклада [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. csr. Ru (Дата обращения 04.02.2016)
Приложение 1
Таблица 1
Тарифы пассажироперевозок ИП «Бутрин»
Маршрут |
Марка автомашины |
с 8.00 ч. до 20.00 ч., руб. |
с 20.00 ч. до 8.00 ч., руб. |
ПО ГОРОДУ, ЗА 1 ЧАС (руб./час) |
автомобили средний класс |
640 |
720 |
автомобили престиж класс |
770 |
850 |
|
автомобили VIP класс |
1200 |
1300 |
|
микроавтобусы до 8 мест |
740 |
840 |
|
микроавтобусы до 15 мест |
950 |
1050 |
|
автобусы до 25 мест |
1100 |
1200 |
|
автобусы до 50 мест |
от 1500 |
от 1500 |
|
АЭРОПОРТ проводы (встреча +100 руб. + стоимость парковки) |
автомобили средний класс |
1150 |
1200 |
автомобили престиж класс |
1300 |
1350 |
|
автомобили VIP класс |
3600 |
3700 |
|
микроавтобусы до 8 мест |
2000 |
2100 |
|
микроавтобусы до 15 мест |
2450 |
2550 |
|
ЗА ГОРОД (оплата за оба конца) руб/км |
автомобили средний класс |
13,00 |
14,00 |
автомобили престиж класс |
14,00 |
15,00 |
|
автомобили VIP класс |
18,00 |
19,00 |
|
микроавтобусы до 8 мест |
17,00 |
18,00 |
|
микроавтобусы до 15 мест |
19,00 |
20,00 |
|
автобусы до 25 мест |
21,00 |
22,00 |
Приложение 2
Таблица 2
Тарифы грузоперевозок ИП «Бутрин»
Марка автомашины |
г/п, тонн (Объем, куб. м.) |
По городу,руб/час. |
С пропуском в центр (внутри ТТК) руб/час. |
С пропуском в центр (внутри Садового кольца) руб/час. |
За МКАД, (оплата за оба конца), руб/км |
Мин.заказ |
СОБОЛЬ, HYUNDAI PORTER |
до 1 т.(до 7) |
400 |
400 |
400 |
13 |
4+1 |
ГАЗЕЛЬ (тент) |
1,5 (до 10) |
420 |
460 |
500 |
14 |
4+1 |
ГАЗЕЛЬ (фургон) |
1,5 (до 10) |
420 |
460 |
500 |
14 |
4+1 |
ГАЗЕЛЬ (борт) |
1,5 (до 10) |
440 |
480 |
520 |
14 |
4+1 |
БЫЧОК (тент, фургон) |
3,5 (до 16) |
600 |
650 |
700 |
17 |
5+1 |
ЗИЛ (тент, фургон) |
5т (до 18) |
650 |
700 |
750 |
18 |
6+1 |
Приложение 3
Таблица 3
Финансовые коэффициенты ИП «Бутрин» за 2014-2015 гг.
Наименование коэффициента |
Нормативное значение |
2014 |
2015 |
изменение |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 |
0,0064 |
0,0055 |
-0,0009 |
Коэффициент промежуточной ликвидности |
0,8-1,0 |
0,0064 |
0,0055 |
-0,0009 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,5-2,0 |
2,6747 |
2,7533 |
0,0786 |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
0,5 |
0,5522 |
0,5376 |
-0,0146 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,1 (минимальное) |
0,6261 |
0,6368 |
0,0107 |
Коэффициент маневренности (мобильности) собственного капитала |
0,2-0,5 |
0,8146 |
0,8499 |
0,0353 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,7 |
0,7314 |
0,7394 |
0,0080 |
Общий коэффициент покрытия |
Не меньше 1 |
2,6334 |
2,7163 |
0,0829 |
Промежуточный коэффициент покрытия |
– |
0,0064 |
0,0055 |
-0,0009 |
Коэффициент оборачиваемости активов, разы |
– |
0,8059 |
1,0158 |
0,2100 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, разы |
– |
1,1217 |
1,4158 |
0,2940 |
Приложение 4
Таблица 4
Основные показатели финансово-экономической деятельности ИП «Бутрин» за 2014-2015 гг.
№ пп |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
Изменения |
|
---|---|---|---|---|---|---|
+/- |
% |
|||||
1 |
Выручка (без НДС) |
тыс. руб. |
81 728,0 |
101 032,0 |
19 304,0 |
23,6 |
2 |
Себестоимость |
тыс. руб. |
62 139,0 |
76 397,0 |
14 258,0 |
22,9 |
3 |
Численность работающих |
Чел. |
67,0 |
68,0 |
1,0 |
1,5 |
4 |
Фонд оплаты труда |
тыс. руб. |
19 296,0 |
20 073,6 |
777,6 |
4,0 |
5 |
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
19 589,0 |
24 635,0 |
5 046,0 |
25,8 |
6 |
Рентабельность производства (с.6/с.2)х100 |
% |
31,5 |
32,2 |
0,7 |
2,3 |
7 |
Рентабельность продаж (с.6/c.1)х100% |
% |
24,0 |
24,4 |
0,4 |
Х |
8 |
Производительность труда (с.1/c.4) |
Руб./чел. |
1 219,8 |
1 485,8 |
265,9 |
21,8 |
9 |
Средняя заработная плата (с.5/с.4) |
тыс.руб./чел. |
288,0 |
295,2 |
7,2 |
2,5 |
Приложение 5
Таблица 6
Влияние конкурентного фактора на анализируемое предприятие
Проявление фактора |
Влияние на компанию |
Действия |
Ценовое давление – демпинг |
снижение цен, снижение доходности |
Предоставление клиентам комплексного обеспечения всех видов услуг |
Перехват крупных подрядов |
потеря гарантированных объемов работ на период мобильность оказания услуг для более мелких заказчиков |
Мониторинг рынка для опережения предложения услуг клиентам. Позиционирование услуги как доступной для средних и мелких клиентов. |
Таблица 7
Влияние клиентского фактора на анализируемое предприятие
Проявление фактора |
Влияние на компанию |
Действия |
Желание получить более низкие цены |
снижение доходности увеличение сроков окупаемости |
Увеличение объемов работ за счет количества рабочих часов в сутки. Предоставление клиентам комплексного обеспечения |
Требование гарантированного наличия необходимой техники |
потеря клиентов при отсутствии доступной машины возможность привлечения машин в субаренду |
Создание эффективно диспетчерской службы, управляющей информацией о наличии доступного парка машин Мониторинг рынка для опережения предложения услуг клиентам. |
Желание кредитования |
нагрузка на финансы компании увеличение дебиторской задолженности |
Ценообразование с учетом предоставления отсрочки платежей. |
Таблица 8
Влияние со стороны поставщиков на анализируемое предприятие
Проявление фактора |
Влияние на компанию |
Действия |
Нарушение сроков поставки автотехники |
увеличение сроков окупаемости проектов по приобретению автотехники |
Учет сроков поставки при расчете будущих проектов по приобретению автотехники. |
Постоянное повышение отпускных цен на автотехнику |
увеличение затрат, снижение доходности |
Мониторинг поставщиков, переход к другому поставщику. |
Рост цен на топливо |
увеличение затрат, снижение доходности |
Мониторинг расходования топлива, оптимизация маршрутов. |
Приложение 6
Таблица 9
Характеристики услуги такси на рынке
Показатель |
Вес показателя, % |
Крупные организации |
Частные владельцы |
ИП «Бутрин» |
Цена услуги |
40 |
5 |
5 |
5 |
Гарантированное наличие техники (парк техники) |
20 |
5 |
2 |
3 |
Возможность оказания услуг в области |
10 |
4 |
2 |
5 |
Разнообразие техники |
20 |
5 |
1 |
4 |
Проходимость техники |
10 |
2 |
5 |
5 |
Таблица 10
Характеристики услуги перевозок на рынке в сравнении с конкурентами
Показатель |
Вес показателя, % |
Арбат |
Престиж |
ИП «Бутрин» |
Цена услуги |
30 |
4 |
4 |
4 |
Гарантированное наличие техники (парк техники) |
20 |
3 |
3 |
2 |
Возможность дальних маршрутов |
10 |
5 |
5 |
5 |
Грузоподъемность техники |
40 |
4 |
4 |
5 |
Возможности перевозок негабарита |
40 |
5 |
5 |
5 |
Приложение 7
Таблица 11
Анализ сильных и слабых сторон ИП «Бутрин»
Критерии |
Оценка |
||
сильно |
средне |
слабо |
|
1. Менеджмент |
+ |
||
Постановка целей |
+ |
||
Динамичность |
+ |
||
Ориентация на рынок |
+ |
||
Планирование |
+ |
||
2. Финансы |
+ |
||
Финансовый потенциал |
+ |
||
Ликвидность |
+ |
||
Динамика прибыли |
+ |
||
Планирование инвестиций |
+ |
||
3. Маркетинг и сбыт |
+ |
||
Структура ассортимента |
+ |
||
Структура заказчиков |
+ |
||
Рост рынка |
+ |
||
Маркетинговая стратегия |
+ |
||
4. Производство услуг и сервис |
+ |
||
Оборудование |
+ |
||
Качество |
+ |
||
Организация производственных процессов |
+ |
||
Контроль затрат |
+ |
||
5. Материально-техническое обеспечение |
+ |
||
Поставщики |
+ |
||
Контроль качества |
+ |
||
Оборудование |
+ |
||
Логистика |
+ |
||
6. Организация |
+ |
||
Организационная структура |
+ |
||
Информационное обеспечение |
+ |
||
Координация |
+ |
||
Организация процессов и операций |
+ |
||
7. Учет |
+ |
||
Планирование затрат |
+ |
||
Учет затрат |
+ |
||
Плановые расчеты |
+ |
||
Расчеты сумм покрытия |
+ |
||
8. Персонал |
+ |
||
Квалификация |
+ |
||
Образование |
+ |
||
Опыт работы |
+ |
||
Методы подготовки кадров |
+ |