Файл: Право на товарный знак и знак обслуживания (1. Основные правовые положения фирменного наименования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товарные знаки могут состоять из словосочетаний или отдельных слов. Как уже указывалось, в качестве товарных знаков могут выступать слоганы. На практике в качестве товарных знаков могут выступать неологизмы, т.е. новое слово, неизвестное ранее языку[17].

Изобразительные товарные знаки выражаются в виде различных рисунков, орнаментов, изображений архитектурных сооружений, животных, птиц, линий, сочетаний цветов, геометрических фигур в плоскости. Изобразительным товарным знаком выступать может логотип, т.е. текст, который выполнен в необычной графической форме[18].

Объемный товарный знак представляет собой трехмерное изображение (по высоте, длине, ширине), это очень часто изображение товара или его упаковки.

Комбинированный товарный знак включает в себя уже перечисленные элементы, например, сочетание слов и изображение какого-либо предмета. В качестве примера комбинированного товарного знака можно привести этикетку товара.

Относительно цвета товарного знака законодатель ограничений не ввел. Знак может быть выполнен в любом цвете. Кроме того, товарным знаком могут быть зарегистрированы также звуковые обозначения (например, звук рекламы чая «Беседа», позывные сигналы радиостанции), световые или обонятельные (запах товара).

Особо следует сказать относительно таких товарных знаков, которые в своем составе содержат другой зарегистрированный товарный знак. Подобные знаки получили в юридической литературе название «сложные». Однако если обратиться к ГК РФ и другим нормативным актам, то следует отметить, что законодательно нигде не закреплено, что относится и что следует понимать под таким знаком. На практике такой пробел законодательства может повлечь спорные ситуации относительно привлечения к ответственности лица, который неправомерно стал использовать товарный знак[19].

В зависимости от степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на мировые, обычные, общеизвестные.

Общеизвестным товарным знаком выступает такой знак, который в связи с его интенсивным использованием стал известным на территории страны, но не являющийся объектом правовой охраны и признанный Роспатентом в качестве общеизвестного[20].

Итак, общеизвестный знак является известным среди потребителей соответствующего товара, а не среди всего населения РФ.

Все остальные товарные знаки относятся к обычным.


Общепринятый товарный знак подлежит правовой охране на основании решения Роспатента. Такая правовая охрана действует бессрочно[21].

В отношении обычных товарных знаков срок правовой охраны следует продлевать через определенный промежуток времени. Следует отметить, что правовая охрана общеизвестного товарного знака будет распространяться и на случаи, когда у потребителя будет ассоциироваться товар другого производителя с этим общеизвестным товарным знаком, а значит, как следствие, может нарушить его интересы[22].

Общеизвестный товарный знак подлежит включению в специальный Перечень общеизвестных товарных знаков (ст. 1509 ГК РФ). Такой Перечень Роспатент приводит на своем официальном сайте.

Необходимо заметить, что количество заявок о регистрации в отношении общеизвестных товарных знаков невелико.

В качестве примера общеизвестного товарного знака можно привести эмблемы российских автопроизводителей: «АВТОВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ».

По числу субъектов права на использование выделяются индивидуальные и коллективные товарные знаки.

К индивидуальным товарным знакам следует отнести знаки, которые предназначены для индивидуализации товаров одного индивидуального предпринимателя или юридического лица[23].

Коллективные товарные знаки предназначены для обозначения товаров, которые реализуются или производятся объединением лиц и обладают одинаковыми характеристиками качества или иных общих характеристик. Итак, правообладатель таких знаков – это не одно юридическое лицо и предприниматель, а объединение (п. 1 ст. 1510 ГК РФ). Соответственно каждое из входящих в объединение лиц может пользоваться коллективным знаком. Лицо, входящее в состав объединения, может использовать свой собственный товарный знак наряду с коллективным.

Цель регистрации коллективного товарного знака заключается в облегчении входа на рынок группы различных производителей схожего товара или услуги (например, алкогольного напитка)[24].

Следует отметить, что право на коллективный знак не отчуждается и не может быть предметом лицензионного договора.

Коллективный товарный знак принадлежит самому объединению, а не входящим в него лицам, и право на пользование товарными знаками возникает у лица только с момента вхождения в состав объединения.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно на основании решения суда[25].


Итак, товарный знак в соответствии со ст. 1477 ГК РФ представляет собой обозначение, которое служит для индивидуализации товаров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; выполняет несколько функций и выражается в нескольких видах.

1.2. Правовой режим охраны товарных знаков и знаков обслуживания

Современный период характеризуется акцентированием внимания на новых правилах признания товарных знаков общеизвестными. Административный регламент призван детально урегулировать процедуру обращения в Роспатент с заявлением о признании товарного знака общеизвестным и порядка его рассмотрения коллегией экспертов[26]. В частности, установлен исчерпывающий перечень документов, приведены критерии признания товарных знаков общеизвестными с учетом активности использования и осведомленности о них потребителей, сроки рассмотрения заявления, размер патентной пошлины и ряд других важных вопросов[27]. В силу этих изменений, помимо заявления, адресованного в Роспатент, необходимо предоставить следующие сведения:

1. об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации;

2. о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;

3. о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты)[28];

4. о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;

5. о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента[29].

Собрав все документы и предоставив необходимые сведения, товарный знак регистрируется и признается общеизвестным.

Правовой режим охраны общеизвестных товарных знаков имеет следующие цели:

1. Защита прав владельцев товарного знака;

2. Защита интересов потребителей;

3. Защита от недобросовестной конкуренции[30].


Охрана общеизвестного товарного знака имеет ряд особенностей и отличительных черт от охраны товарного знака. Можно выделить следующие особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков:

1. Сфера распространения исключительного права на общеизвестные товарные знаки.

Исключительное право на данный вид товарного знака может распространяться помимо однородных товаров и услуг, на неоднородные в том случае, когда использование знака ассоциируется с правообладателем и ущемляет его интересы. Как показывает практика, такие случаи происходят довольно часто, что позволяет правообладателям защититься от конкурентов, рассчитывающих получить выгоду за счет уже известного товарного знака.

2. Момент возникновения исключительного права. Исключительное право на общеизвестный товарный знак предоставляется правообладателю не в момент, когда подана заявка на регистрацию товарного знака, или, когда товарный знак зарегистрирован в государственном перечне, а в момент, когда средство индивидуализации стало широко известно.

3. Срок действия исключительного права. В отличии от товарного знака, исключительное право на который действует 10 лет с возможностью неоднократного продления, исключительное право на общеизвестный товарный знак действует неограниченный срок[31].

4. Проблема регистрации договора об отчуждении исключительного права на общеизвестный товарный знак. Роспатент может отказать в регистрации такого договора или же не принять согласие работодателя на регистрацию схожего обозначения другим лицом. В таких случаях, Роспатент основывается на том, что в такой ситуации потребитель может быть введен в заблуждение по поводу производителя товара[32].

5. Роспатент с особой внимательностью осуществляет экспертизу заявок на обозначения, сходные с общеизвестными товарными знаками. Как показывает практика, вопросы в таких ситуациях решаются не в пользу заявителей[33].

Вывод по 1 главе.

На территории Российской Федерации на законодательном уровне закреплено понятие товарного знака — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

Кроме того, существует понятие знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем работ или оказываемых услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).


Общеизвестный товарный знак имеет двойственную природу. С одной стороны, он имеет преимущество в виде особой правовой защиты и охраны, а, с другой стороны, сложность его заключается в рисках возникновения ситуаций, связанных с использованием «чужого» товарного знака, то есть продвижением на рынок товаров (работ и услуг) одного производителя под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком, не имея на то законного права. Во избежание таких ситуаций, обладателю общеизвестного товарного знака следует как можно раньше его зарегистрировать, а законодательству необходимо более подробно и четко установить признаки, по которым товарный знак можно отнести к общеизвестному.

2. Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания

2.1. Об определениях Верховного Суда РФ в области товарных знаков

Как известно, Верховный Суд РФ является в настоящее время единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, а также по разрешению экономических споров, в том числе в области интеллектуальной собственности. Дадим анализ отдельным определениям Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, которые посвящены судебным спорам в сфере защиты прав на товарные знаки[34].

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (далее - Судебная коллегия) в Определении от 11 января 2016 г. по делу N 300-ЭС15-10765[35] (далее - Определение ВС РФ) дала оценку решению Суда по интеллектуальным правам от 9 декабря 2014 г. по делу N СИП-530/2014 (первая инстанция) и Постановлению Суда по интеллектуальным правам от 18 мая 2015 г. по тому же делу (кассационная инстанция), причем приняла сторону Суда по интеллектуальным правам в первой инстанции.

Общество с ограниченной ответственностью «Артлайф» (далее - Общество) обратилось в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением к немецкой компании «Др. Тайсс Натурварен Гмбх» (Dr. Theiss Naturwaren Gmbh) (далее - компания) о досрочном прекращении правовой охраны ее товарного знака по свидетельству РФ N 186749 полностью в связи с его неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ). Согласно сведениям из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (далее - Госреестр) компании принадлежит словесный товарный знак «Dr. Theiss Angi Sept» в отношении товаров 03, 05 и 30 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).