Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на примере ООО «Сервис-Плюс».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Понятие прогнозирования прибыли предприятия
1.3. Методы прогнозирования прибыли предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и организации ее планирования в ООО «Сервис-Плюс»
2.1. Краткая характеристика ООО «Сервис-Плюс»
2.2. Оценка выполнения финансовых планов предприятия
2.3. Проблемы финансового планирования в ООО «Сервис-Плюс»
3.1. Пути совершенствования финансового планирования
3.2. Рекомендации по внедрению финансового прогнозирования на предприятии
Введение
Актуальность темы работы: В современных условиях повышения устойчивости национальной экономики существенно возрастает приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование приемов и способов достижения финансовой стабильности и безопасности развития организаций всех сфер деятельности. Прогнозно-аналитические процедуры позволяют объективно оценить степень влияния внутренних и внешних факторов, всесторонне охарактеризовать деятельность организации и перспективы ее функционирования, разработать экономически обоснованные управленческие решения, способствующие повышению эффективности развития хозяйствующих субъектов, отдельных отраслей и экономики в целом.
Развитие видов и методов анализа деятельности организаций, ориентированных на успешность и устойчивость своего функционирования, связано с совершенствованием методики прогнозной оценки сегментов бизнеса, которая должна ориентироваться на соблюдение принципов вариативности. Причем системный подход к проведению анализа с учетом многоуровневого построения методики предполагает прогнозирование развития не только одного конкретного звена экономики, а возможной экстраполяции результатов и выводов анализа на всю совокупность субъектов многоуровневой экономики. Дополнительное вовлечение в исследование методов и приемов выявления и группировки факторов, оказывающих сильное влияние на изменение эффективности деятельности в сторону роста и устойчивости, позволяет осуществлять сравнительную оценку, выявлять настоящих и потенциальных лидеров бизнеса.
Для того чтобы принимать качественные решения необходимо правильно предвидеть последствия этих решений. Поэтому возрастает роль и значимость прогнозов, на основе которых принимаются те или иные решения. Следовательно, современное развитие экономики невозможно представить без прогнозной оценки развития хозяйствующих субъектов.
Цель работы – провести анализ прибыли ООО «Сервис-Плюс» и разработать рекомендации, направленные на совершенствование ее планирования и прогнозирования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты прогнозирования прибыли на предприятии;
- дать оценку организации планирования прибыли в ООО «Сервис-Плюс» и провести анализ выполнения планов по прибыли в 2013-2015 гг.;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование финансового планирования и прогнозирования прибыли в ООО «Сервис-Плюс».
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Плюс».
Предмет исследования – планирование и оптимизация прибыли на предприятии.
Научно-методической основной работы явились труды по финансовому менеджменту, планированию и прогнозированию на предприятии.
Применялись исторический, логический и системный подходы, экономический и финансовый анализ, методы сравнения и аналогии.
Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и управленческой отчётности ООО «Сервис-Плюс».
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования прибыли
на предприятии
Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или её антипод - убыток. Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Под общим понятием «прибыль» понимают самые различные её виды, так как она представляет собой сложную экономическую категорию, к определению которой в научной литературе имеется несколько подходов. Н. В. Колчина считает, что результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю[1]. Являясь конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий, в общем виде прибыль представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию - разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
И. А. Бланк определяет прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[2].
По мнению А. Г. Ивасенко и Я. И. Никонова, прибыль – часть чистого дохода, который предприятия получают после реализации продукции в качестве вознаграждения за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности[3]. Она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений из выручки в бюджет и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода. В качестве основного дохода они рассматривают преимущественно выручку предприятия.
С экономической точки зрения, как отмечает А. Н. Гаврилова, капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение (будь то заемных или средств акционеров). В противном случае, если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины «стоимости капитала», предприятие фактически растрачивает капитал[4]. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.
Сущность прибыли позволяют рассматривать её с нескольких сторон: экономической, хозяйственной и финансовой. С экономической точки зрения прибыль – это приращение стоимости продукта, полученное за определенный период, благодаря использованию капитала; с хозяйственной (предпринимательской) - это приращение собственного имущества предприятия за определенный период; с учетно-финансовых позиций, прибыль - превышение доходов над расходами (это количественный подход).
Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Однако бухгалтерский метод измерения конечных результатов основывается на исчислении прибыли или убытка по учетным документам.
Как отмечает А. Н. Гаврилова, бухгалтерская прибыль имеет ряд существенных недостатков: данный показатель формируется в зависимости от специфики учета страны и отрасли, что ограничивает сферы его применения; изменение общего уровня цен (инфляционная составляют) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды; величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала[5]. Информация о видах доходов является достаточно важной для пользователей отчетности. В настоящее время подобная информация пользователям отчетности в том виде, в котором она могла быть полезной для них, недоступна. Представление в отчетности данных об экономической прибыли организации будет, по мнению экономистов, способствовать получению пользователями полезной деловой информации.
Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек организации или предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают, отмеченные ранее, упущенные возможности[6].
Несоответствие бухгалтерской и экономической прибыли выражается в том, что первая не отражает экономического содержания прибыли, а следовательно, реальный результат деятельности организации за отчетный период. Экономический характер прибыли раскрывает то, что будет получено в будущем (рис. 1).
Общая выручка
Бухгалтерская прибыль
Бухгалтерские издержки (исключительно явные)
Экономическая прибыль
Экономические издержки (явные и неявные издержки)
Рис. 1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли[7]
В обоих случаях рассчитывается общая прибыль, называемая валовой (балансовой), и чистая прибыль, остающаяся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений. В практической деятельности чаще рассматривают фактическую и плановую прибыль. Вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определенный момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли.
Кроме того, в российской практике бухгалтерская прибыль не идентична налогооблагаемой вследствие разных требований в определении доходов и расходов, разделения бухгалтерского и налогового учета[8].
Исследования литературы позволили прийти к выводу, что прибыль классифицируется по нескольким признакам, основными из которых являются:
- источники формирования: прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от прочих операций;
- виды деятельности - прибыль от основной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- состав элементов, формирующих прибыль - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия[9].
Принятая модель формирования прибыли в конечном итоге отражает и видовой состав прибыли. Основные виды прибыли:
- валовая прибыль. Характеризует результат производственной деятельности предприятия;
- прибыль от продаж – характеризует прибыль от обычной (уставной) деятельности;
- прибыль до налогообложения – характеризует положительный финансовый результат деятельности, исчисленный в соответствии с ПБУ;
- чистая прибыль, из которой уплачены все налоги.
Практически все ученые экономисты сходятся во мнении, что прибыль от продаж является основным результатом деятельности предприятия. Основные факторы, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции: объем реализации; цена; себестоимость; ассортимент; структура затрат; качество продукции.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли выделяют внешние и внутренние резервы. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия. Внутренние производственные факторы характеризуют использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через качественные изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта[10].
Таким образом, прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей.