Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Понятие и сущность лидерства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты лидерства в системе менеджмента
1.1. Понятие и сущность лидерства
1.2. Авторитет в системе менеджмента
2. Характеристика лидерства и авторитета в организации ООО "Аврора - М"
2.1. Краткая характеристика ООО "Аврора - М"
2.2. Анализ стиля лидерства и авторитета на предприятии
3. Направления совершенствования лидерства и авторитета в организации
Введение
Актуальность темы исследования в первую очередь связана с тем, что проблема подготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях является центральной для достижения стратегических целей и выживания в условиях рынка в настоящее время.
В передовых критериях перехода к рыночным взаимоотношениям, становления глобализации экономики и интеграции РФ в мирохозяйственные взаимосвязи, более необходимыми причинами государственной конкурентоспособности считаются никак не естественные и денежные ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их профессиональные и личные качества, их трудовая нравственность и рвение к достижению установленных целей, их познания и искусства, их креативные и новаторские возможности.
Постоянно подтверждается знаменитая фраза "кадры решают все". Персонал считается одним из важных ресурсов организации, нужных для заслуги всех ее целей и задач. Работники - основное богатство предприятия, которое нужно беречь, совершенствовать и применять для конкурентной борьбы.
Управление персоналом предприятия либо менеджмент персонала - целенаправленная активность управляющего состава, профессионалов подразделений системы управления персоналом, подключая исследование концепции и стратегий кадровой политические деятельности, основ и способов.
Человечные ресурсы - основное для экономики управления персоналом.
Система управления персоналом сейчас испытывает категоричные конфигурации как в нашей стране, так и в государствах с образованной рыночной экономикой. Системы управления персоналом отличаются. Это связано с тем, что в РФ система управления персоналом как важное направление экономики стала организовываться сравнимо не так давно, нежели для государств с образованный рыночной экономикой, в системе управления персоналом, которой, сложилась стабильная ориентация на гуманистические значения, теснее имеющая развитую практику вовлечения работников в дела компании, активизирующую их созидательный потенциал, то для русских компаний важным сейчас считается усвоение всех различных форм и технологий в системе управления персоналом, произведенных в развитых государствах и адаптированных к рыночным условиям.
Условия жесткой конкуренции с отечественными предприятиями, располагающими образованными кадрами, а также с международными компаниями, имеющими более низкие издержки, позволяют отнести повышение производительности труда к важнейшим аспектам проблемы организации производства.
На отечественных предприятиях основным структурным подразделением по управлению персоналом, как правило, является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.
Однако на предприятиях отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центрами кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами нормирования труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые также осуществляют функции управления персоналом. Службы управления персоналом имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.
Объект исследования - управление персоналом на предприятии.
Предметом является совершенствование лидерства и авторитета в организации на примере ООО «Аврора-М».
Целью курсовой работы является исследование авторитета и лидерства в системе менеджмента.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты лидерства в системе менеджмента;
- дать характеристику лидерства и авторитета в организации ООО "Аврора - М";
- изучить направления совершенствования лидерства и автритета в организации.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить исследования отечественных авторов, таких как: Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Зайцев Г.Г., Ильин А.И., Кибанов А.Я., Маслов Е.В., Мишин В.М., Ивановская Л.В., Одегов Ю.Т., Самыгин С.И., Скляренко В.К. и др.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы предоставляемой работы и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением системы лидерства на предприятиях, а также существует возможность применения предложенных в ходе работы мероприятий по совершенствованию для рассматриваемого предприятия.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный аналитический метод.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты лидерства в системе менеджмента
1.1. Понятие и сущность лидерства
Существует 2 подхода к изучению этого явления – традиционный и современный. Традиционный подход направлен на исследование авторитарного, демократического и попустительского стилей управления. Современный подход предполагает наличие атрибутивного, харизматичного и преобразующего лидерства.
Лидерство – тип управленческих взаимоотношений между лидером и подчиненным, которые направлены на мотивирование людей к достижению общегрупповых целей[1].
Лидер должен уметь влиять на людей и их поступки, направлять усилия сотрудников на достижение целей, которые важны для компании. Результативность деятельности складывается от объема власти и его вида.
Функции лидера:
- постановка целей;
- выявление средств для достижения целей;
- мотивация людей достигать поставленных целей;
- исправление поведения людей;
- ориентация усилий на достижение поставленных целей;
- разработка системы одинаковых способов восприятия действительности и культурно-социальных норм в группе.
Лидерство – это в менеджменте неоднозначный вопрос. Оно предполагает высокое положение человека в группе, что определяется признанием его результатов работы другими членами данной группы. В то же время это процесс внутреннего управления в соответствии с инициативной членов группы.
Чтобы стать лидером, потребуется:
- достигать больше результатов, по сравнению с коллегами;
- добиться того, чтобы члены группы согласились с высокой ценностью достигнутых результатов;
- поставить общие для группы цели по своей инициативе.
Выглядит это следующим образом. В группе существуют мотивирующие и вдохновляющие ее цели. Средний сотрудник добивается в их достижении значительных результатов. Затем он информирует об этом коллег и устанавливает новые общие для группы цели для ее же блага.
Есть разные виды лидерства в менеджменте – например, организаторское, творческое, дипломатическое, обслуживающие, поддерживающее. Также оно может быть формальным (обусловленным занимаемой должностью в компании) и неформальным[2].
В истории встречалось множество примеров лидеров, однако попытки описать связь их личностных качеств с жизненным успехом претерпевали поражение.
Так, Кутузов и Суворов формируют впечатление лидеров, однако их набор личных качеств антагонистичный. К тому же подобные классификации не приводят к результатам.
Теоретический прорыв наступил, когда ученые перешли от изучения личных качеств к изучению поведения лидера в общих чертах. Данный инструмент называется «Управленческой решеткой» Блейка – Моунтон. Он состоит из двух осей: ось по горизонтали выражает результаты, по вертикали – отношения к людям и между людьми.
Рис. 1. «Управленческая решетка» Блейка – Моунтон.[3]
1. «Стиль загородного клуба» предполагает удовлетворение нужд членов группы, что формирует положительную атмосферу.
2. Стиль «Командное управление» – обусловленность коммерческих успехов сотрудниками, которые преданы своей деятельности. Направленность на выполнение организационных целей формирует взаимоотношения, основой которых выступают взаимоуважение и доверительность.
3. «Обедненный стиль»: для достижения коммерческих результатов, которые нужны для сохранения компании, прикладываются минимальные усилия.
4. «Озадаченный стиль»: производственные результаты зависят от оборудования, техники и иных подобных условий, где человеческий фактор, межличностные отношения и прочие аспекты почти полностью отсутствуют.
Лидерство и управление командой были рассмотрены Ф. Фидлером, который выдвинул такие предложения:
- в стиле менеджмент-лидерства находит отражение мотивация лидера;
- сложившиеся обстоятельства воздействуют на поведение лидера;
- оба указанных выше фактора оказывают влияние на результативность лидерской деятельности.
В то же время ученый указывает на дополнительный признак человека-лидера – терпимость к членам группы, которые не предпочтительны в ней. Американский психолог сформировал связь между терпимостью и результативностью деятельности через уровень контроля над сотрудниками, который формируется из взаимоотношений между лидером и сотрудниками, из его влияния и структурированности задания.
Рис. 2. Связь между терпимостью и результативностью деятельности через уровень контроля над сотрудниками[4].
Целенаправленная лидерская деятельность в этой ситуации не занимает центральное положение.
Также попытку описать менеджмент-лидерство предпринял Р. Хауз в 1971 году. По его утверждению, есть 4 стиля лидерства – директивный, поддерживающий, координирующий и нацеленный на результаты.
1.2. Авторитет в системе менеджмента
Любого начинающего (и не только начинающего) руководителя волнует вопрос, как завоевать авторитет подчиненных. Спросили опытных руководителей, HR-специалистов и бизнес-коучей, из чего, по их мнению, складывается авторитет и что его может подорвать.
Руководителем быть трудно — ответственность гораздо выше, чем у специалиста линейного уровня. При этом отвечаете вы уже не только за свои действия и решения, но и за действия команды. Во многом успех зависит от вашего авторитета.
Любому лидеру для успешного управления коллективом и бизнес-процессами нужны четыре качества: сила воли, харизма, коммуникабельность и интуиция.
Воля — то, что помогает справляться с текущими делами, если не хватает мотивации. Сила воли нужна и для успеха в карьере, и для авторитета в коллективе. Слабовольный руководитель никогда не будет авторитетным.
При этом важно сочетать волю с гибкостью, спонтанностью. Можно быть волевым, но гибким при принятии решений, толерантным, лояльным с подчиненными и начальником. Бывают люди гибкие, но неволевые. Это когда ты принимаешь точки зрения и взгляды других людей, но при этом сам сделать ничего не можешь. Воля — это всегда признак взрослости[5].
Гибкости можно учиться. Достаточно найти техники и запустить пусковой механизм.
Для авторитета всегда надо держать слово. Если вы обманете — потеряете лицо.
Нужно поощрять подчиненных за их достижения, уважать и ценить их — и тогда они сами вырастят ваш авторитет лидера.
Часто в компаниях можно наблюдать следующее: линейный сотрудник высказал рациональную идею или осуществил проект, но похвалили за это не его, а его начальника. И премию дали ему же. Авторитету руководителей это не способствует.
Подорвать авторитет могут не только манипуляции, ложь, невыполнение обязательств, но и просто антипатия, обыкновенное безразличие к людям, неприветливость, бессердечие.
«Серьезно подорвать авторитет могут непорядочность, закулисные игры, которые становятся известны коллективу, «нечистоплотность», — соглашается Анастасия Лобарева, директор по персоналу компании «ДМС». — То есть общечеловеческие вещи — когда руководитель ведет себя непорядочно и люди про это знают»[6].
Один из важнейших для авторитета в коллективе навык — умение коммуницировать. Путей обучения коммуникативным навыкам множество. Это и тренинги, и мастер-классы, и специальная литература. Во многих книгах приведены конкретные упражнения. Но недостаточно прочитать книгу — важно применять эти навыки в жизни.