Файл: Актуальность и направления развития SWOT-анализа в условиях макроэкономической нестабильности на примере ООО «Петро-Люб».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы SWOT- анализа организации в условиях макроэкономической нестабильности
1.1. Развитие организации в условиях макроэкономической нестабильности
1.2. Актуальность и направления развития SWOT-анализа в современных условиях
1.3. Методика проведения SWOT-анализа.
Глава 2. SWOT-анализ компании на примере ООО «Петро-Люб»
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы.
Введение
Главной характеристикой современного бизнеса в РФ является его динамичность. Это связано, прежде всего, с нестабильной экономической ситуацией в стране и политической ситуацией в мире, а также с многочисленными открытиями и новыми результатами НИОКР. Любое предприятие, так или иначе, вовлечено в глобальный рынок. Особенность большинства предприятий заключается в том, что испытывая на себе влияние других участников рынка, они не имеют реальной возможности оказать воздействие на сам рынок. Эта закономерность распространяется и на действующие, и особенно на вновь создающиеся предприятия. В условиях постоянно меняющейся динамичной внешней среды предприятие должно иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на изменившуюся конъюнктуру. Для снижения негативного влияния внешней среды необходимо проводить периодический анализ наиболее важных ее факторов.
Не менее значимой для успешного функционирования организации является грамотно сформированная внутренняя среда, поскольку предприятиям зачастую необходимы ресурсы всех видов. Таким образом, для полноценной реализации своего потенциала, предприятия нуждаются и в постоянном мониторинге факторов внутренней среды.
Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя среды состоят из множества элементов.
Существует большое количество инструментов стратегического менеджмента, используемых для проведения анализа внутренней и внешней сред организации, одним из которых является SWOT-анализ.
Целью работы является изучение темы: Актуальность и направления развития SWOT-анализа в условиях макроэкономической нестабильности на примере ООО «Петро-Люб».
Объект исследования – ООО «Петро-Люб».
Предмет исследования – рыночное окружение и внутренние позиции компании в SWOT-анализе.
Задачами работы было являются:
- изучение особенностей развития организации в условиях макроэкономической нестабильности;
- рассмотрение актуальности и направлений развития SWOT-анализа в современных условиях ;
- изучение методики проведения SWOT-анализа;
- рассмотрение краткой характеристики деятельности ООО «Петро-Люб»;
- проведение SWOT-анализа компании ООО «Петро-Люб»;
- разработка рекомендаций по выбору стратегических действий компании в условиях макроэкономической нестабильности на основе SWOT-анализа.
Глава 1. Теоретические основы SWOT- анализа организации в условиях макроэкономической нестабильности
1.1. Развитие организации в условиях макроэкономической нестабильности
Изменения, которые происходят в экономике, непосредственно влияют на деятельность всех предприятий. Для большинства из них внешние изменения в экономике, политике, бизнесе — это серьезные угрозы для успешной деятельности и существования. Лишь немногие организации находят в сложившейся ситуации новые возможности для развития.
Поэтому особое значение приобретает создание условий, которые стимулируют поиск новых возможностей и их освоение. Современная ситуация в РФ характеризуется резким увеличением конкурентной борьбы между предприятиями и все увеличивающимся потоком информации, что приводит к «усложнению» бизнеса и сокращению жизненного цикла инновационных товаров, что, в свою очередь, требует постоянного анализа внешней внутренней сред, разработки и реализации новых стратегий. В подобных условиях, инновации становятся обязательным, если не основным элементом деятельности предприятия.
На данном этапе развития отечественной экономики, с учетом санкционной политики в отношении РФ, для руководителей предприятий ключевых секторов российской экономики существует ряд факторов, которые ограничивают инновационную деятельность. К этим факторам можно отнести: снижение динамики потребительского спроса; недостаток собственных денежных средств и проблемы привлечения инвестиций; недостаточная технологическая вооруженность; неопределенность экономической ситуации; неготовность действовать и принимать решения; отсутствие адекватных инновационных и антикризисных мер.
Учитывая нынешнюю ситуацию в стране и обращаясь к актуальным вопросам о санкциях, падения курса рубля и общей нестабильности, можно отметить, что снижение клиентской платежеспособности, замораживание новых проектов обусловлено, сокращением возможных инвестиций из-за уменьшения количества потенциальных инвесторов, а также временной остановкой программ сотрудничества в сфере технологий с теми странами, которые поддерживают санкционный режим. Хотя многие источники заявляют, что доля потерь является фоновой (около 5%) и не наносит серьезного ущерба отечественной сфере инноваций. Но нельзя закрывать глаза на тот факт, что влияние санкций в достаточно короткое время станет более ощутимым, особенно в тех областях, которые напрямую зависят от западных технологий, такие как добыча и переработка углеводородного сырья, транспорт, IT и многие другие[1].
В связи с этим активно реализуется программа по стимулированию импортозамещения в сфере инноваций, создаются специальные подразделения, разрабатываются специальные программы поддержки инновационной продукции, но все равно, о скором решении данной проблемы говорить не стоит.
Для реализации политики импортозамещения в короткие сроки, т.е. за период действия санкций, необходимо наличие конкурентоспособных предприятий, технической оснащенности, а главное кадров соответствующей квалификации. Но во многих областях реализация данной программы вообще не может быть осуществлена, из-за отсутствия всего выше перечисленного. Поэтому импортозамещение может привести к тому, что на рынках появятся либо некачественная продукция низкой ценовой категории и коротким временем использования или отсутствием надлежащего качества, либо качественная дорогая продукция собственного производства, которая не сможет быть реализована в нужных объемах из-за снижения покупательской способности.
Импортозамещение возможно, но на основную часть товаров только в долгосрочной перспективе и только за счет инноваций, осваивания технологий и обучения персонала. Для этого необходимо создание новых производств, что требует не только дополнительных инвестиций, но и разработки адекватной инновационной стратегии, основой которой будет положение предприятия в условиях нарастающего экономического кризиса.
Также, к сожалению, на сроки внедрения товаров собственного производства в первую очередь будет оказывать негативное влияние те проблемы, с которыми Россия «вошла» в санкции, сюда можно отнести: финансовую нестабильность, низкий уровень технического оснащения, конкуренцию, низкий уровень инновационного потенциала предприятий, передача лидерства западным организациям, нежелание внедрять собственные разработки[2].
Как считают эксперты Центра научной политической мысли и идеологии «режим санкций должен ухудшить социально-экономическое положение России, так как уровень зависимости от импорта велик, а для самообспечения необходимо время» и «все инициативы по поддержке импортозамещения не более чем декларируемые лозунги»[3].
Конечно же, начало внедрения различных инноваций с нуля всегда дороже, чем покупать готовое. Здесь немаловажную роль играет и ослабление национальной валюты, из-за этого аспекта инвестиционные вливания утрачивают свою привлекательную сторону и становятся гораздо дороже в рублевом эквиваленте. Такое положение дел обращает к поиску новых инвесторов и опять же направляет на путь долгосрочного развития. Это относится и к внедрению современных инновационных технологий собственной разработки.
После введения санкций, многие предприятия перешли на стратегию усиления и увеличения производства, но необходимого результата так и не получили. Данная ситуация не может получить быстрого разрешения и для ее преодоления необходимо изменить общую концепцию экономики России, следовать новой модели экономического развития, опираясь и усиливая действующие предприятия, вкладываясь в обучение кадров, постепенно разрабатывая инновации и в других отраслях.
При данном ходе развития в области инновационной деятельности, предприятиям необходимо произвести комплексную переоценку целей, задач, условий рынка сбыта и закупки необходимых материалов, при этом, будет оправдано использование инновационных стратегий, для выявления путей инновационного развития.
1.2. Актуальность и направления развития SWOT-анализа в современных условиях
Значение стратегического планирования и программирования организаций, отраслей, районов и т. д. несмотря на их положение в национальном экономическом пространстве, базируются на исследовании внешней и внутренней сферы хозяйствования, задача которого – посодействовать хозяйствующему субъекту увеличить свои преимущества и уменьшить недостатки. При анализе преимуществ и недостатков, в SWOT-анализе исследуют структуру объекта наблюдения на настоящее время, однако оценка рисков и возможностей зависит от времени прогнозирования того, какие проблемы могут образоваться, какие внутренние резервы могут раскрыться. Все это дает право учесть положительные и отрицательные внешние условия, которые постоянно изменяются.
SWOT-анализ демонстрирует, какие области функционирования организации требуют регулирования, усовершенствования и основываются на анализе вероятных последующих тенденций сравнительно прошлого и настоящего. SWOT-анализ также дает возможность установить, какие сферы и стороны необходимо более досконально и продуктивно использовать[4].
Впервые, термин SWOT-анализ ввел профессор Гарварда Кеннет Эндрюс в 1963 году, который равным образом означал метод анализа при стратегическом планировании, включающий четыре категории факторов и явлений: strengths-сильные стороны, weaknesses-слабые стороны, opportunities-возможности, threats-угрозы.
Исследованиями в рамках стратегического анализа занимались М. Мескон, М. Портер, И. Ансофф, Р. Стюарт, К. Эндрюс. К российским ученым относят В. А. Баринова, Т. А. Гайденко, И. Г. Альтшулера, О. С. Виханского, и др. Что же касается проблем использования SWOT-анализа на примере действия российских предприятий, то ими занимались Е. В. Богомолова, В. М. Воронина, С. Г. Емельянов, Е. А. Иванова и Е. В. Кадышева.
В данный момент в российской экономике и управлении SWOT-анализ имеет широкое распространение, наряду с такими видами стратегического анализа как PEST-анализ, SNW-анализ, GAP-анализ и др.
Многофункциональность дает потенциал оперировать им на разных уровнях и для разнородных объектов как механизм управленческого исследования.
Особую актуальность SWOT-анализ приобретает в ситуации кризиса, когда испытывается острый дефицит времени для утверждения управленческого. SWOT-анализ осуществляется в большинстве случаев в поверхностном варианте. Зачастую исследователи обходятся лишь отображением внутренней и внешней среды, хотя с этого этапа анализ только начинается. Запас знаний и навыков в экономике, а вдобавок опыт и практика в антикризисном управлении также необходимы для его проведения.
В действительности используются несколько отличающихся форм проведения SWOT-анализа[5]:
1. Экспресс-SWOT-анализ – в связи с простотой осуществления многократно встречающийся вариант качественного анализа, разрешающий установить, какие преимущества предприятия будут способствовать в борьбе с угрозами и применять потенциал окружающей среды, а какие недостатки будут препятствием. Эту форму анализа часто демонстрируют в бизнес-школах, так как способ его выполнения обладает определенными преимуществами: она весьма описательна и проста. Но в действительности таковой вид анализа имеет слабые стороны: в места всех клеток таблицы попадают лишь самые несомненные факторы, и в то же время доля этих факторов пропадает в перекрестной матрице, так как таковая не может быть применена.
2. Сводный SWOT-анализ, который отображает базисные показатели, определяющие функционирование компании на сегодня, и обозначают тенденции на перспективу. Следовательно, проводить его нужно не «до» и не «вместо», а лишь после выполнения других видов стратегического анализа.
Преимуществами данной формы анализа представляется то, что он дает возможность в определенном приближении предоставить количественную оценку обнаруженных факторов. Кроме этого, преимуществом является быстрый переход к формированию стратегии и построению комплекса действий, требуемых для достижения результата. Видимым минусом этого видя анализа является более трудный порядок выполнения анализа.