Файл: Актуальность и направления развития SWOT-анализа в условиях макроэкономической нестабильности на примере ООО «Петро-Люб».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для успешного анализа окружения компании ООО «Петро-Люб» методом SWOT-анализа важно не только вскрывать возможности и угрозы, но и оценивать их важность и степень влияния на стратегию организации. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности и угрозы на матрицах с соответствующим наименованием.

Согласно методике построения матрицы возможностей, возможности, которые открываются перед организацией, разделяются по степени вероятности их возникновения и по степени их влияния на организацию. Для оценки перечисленных степеней используется следующая шкала: низкая-средняя-высокая.

Оценка значимости возможностей для организации согласно матрице выглядит следующим образом (Таблица 3):

Таблица 3

Матрица возможностей

Показатель

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Возможности, имеющие большое значение для организации

Возможности, имеющие большое значение для организации

Возможности, используемые при наличии ресурсов

Средняя вероятность

Возможности, имеющие большое значение для организации

Возможности, используемые при наличии ресурсов

Возможности, практически не заслуживающие внимания

Низкая вероятность

Возможности, используемые при наличии ресурсов

Возможности, практически не заслуживающие внимания

Возможности, практически не заслуживающие внимания

Матрица возможностей ООО «Петро-Люб» представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Матрица возможностей

Показатель

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Малое количество товаров- заменителей

Средняя вероятность

Увеличение количества потребителей

Появление новых поставщиков

Низкая вероятность

Как следует из Таблицы 4, у компании имеется три возможности для развития, каждая из которых имеет свою степень значимости.

Малое количество товаров заменителей имеет наибольшую значимость, что дает возможность сфокусироваться на продажах части ассортимента продукции с высокой степенью дифференциации и гораздо большим уровнем маржинальности и низким уровнем конкуренции.


Увеличение количества потребителей также является достаточно значимой возможностью, но может быть реализована при наличии у организации достаточного количества ресурсов.

Появление новых поставщиков услуг, которые могут быть интересны организации имеет наименьшее значение для организации с точки зрения влияния на разработку стратегии.

Еще одним популярным инструментом селекции возможностей и вытекающих из них стратегий является интерактивная матрица Вайхриха (рис. 20), позволяющая определять приоритеты возможностей исходя из количества их благоприятных сочетаний с сильными сторонами компании. Далее, составим интерактивную матрицу Вайхриха (Таблица 5).

Таблица 5

Интерактивная матрица Вайхриха

Возможности/сильные стороны

Широкий ассортимент предлагаемой продукции

Высокий уровень менеджмента продукции

Высокий уровень качества продукции

Благородный имидж организации,

Значительная доля рынка

Сумма

Увеличение количества потребителей

1

1

1

1

0

4

Малое количество товаров–заменителей

1

1

1

1

0

4

Появление новых поставщиков

1

0

0

1

0

2

Составление матрицы Вайхриха подтверждает выводы о большом значении возможностей Вайриха подтверждает вывод о значительном значении 1 и 2 возможностей.

Схожий подход применяется и к построению матрицы оценки существующих угроз. Сверху откладываются возможные последствия для фирмы (разрушение-критическое состояние-тяжелое состояние-легкие ушибы), к которым может привести реализация угрозы. Сбоку по шкале оценки (низкая-средняя-высокая) откладывается вероятность того, что угроза будет реализована.

Оценка значимости угроз для организации и приоритетность их устранения согласно матрице выглядит следующим образом (Таблица 6):

Таблица 6

Матрица для оценки угроз

Показатель

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Немедленное устранение

Немедленное устранение

Устранение в первостепенном порядке

Планомерное устранение

Средняя вероятность

Немедленное устранение

Устранение в первостепенном порядке

Планомерное устранение

Отслеживание развития

Низкая вероятность

Устранение в первостепенном порядке

Планомерное устранение

Отслеживание развития

Отслеживание развития


Матрица оценки угроз ООО «Петро-Люб» представлена в Таблице 7.

Таблица 7

Матрица для оценки угроз

Показатель

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Появление новых конкурентов

Средняя вероятность

Высокая степень государственного влияния

Низкая вероятность

Снижение уровня жизни населения

Изменение покупательских предпочтений

Исходя из построенной выше матрицы, существующие перед организацией угрозы можно классифицировать следующим образом:

  1. появление новых конкурентов является наиболее опасной угрозой и должна постоянно находиться в поле зрения менеджмента компании и устраняться в незамедлительном порядке;
  2. снижение уровня жизни населения и как следствие снижение покупательской способности, также является опасной угрозой, но приоритетность ее устранения несколько ниже предыдущей;
  3. высокая степень государственного влияния на отрасль и, как следствие, сильная зарегулированность отрасли требует планомерного устранения по мере возникновения;
  4. Изменение покупательских предпочтений требует лишь отслеживание развития ситуации.

Таким образом, в качестве основной угрозы для предприятия рассматривается появление новых конкурентов и снижение уровня жизни населения. Для удержания конкурентных позиций, менеджменту компании ООО «Петро-Люб» необходимо разработать стратегические направления ее развития на перспективу.

2.3. Рекомендации по выбору стратегических действий компании в условиях макроэкономической нестабильности на основе SWOT-анализа

На основании проведенного SWOT-анализа, можно сделать вывод о том, что компания ООО «Петро-Люб» обладает двумя сильными возможностями:

  1. увеличение количества потребителей;
  2. малое количество товаров–заменителей.

Указанные выше возможности удачно сочетаются с сильными сторонами организации, о чем говорит построенная в предыдущем параграфе таблица Вайхриха. Это дает возможность экстенсивного развития организации, а именно: расширение дилерской / филиальной сети.

Также, существуют ярко-выраженные угрозы:

  1. появление новых конкурентов;
  2. снижение уровня жизни населения (потребителей).

Угрозы вынуждают менеджмент компании уделять большое внимание управлению ассортиментом реализуемой продукции, с целью повышения его ценовой конкурентоспособности и, как следствие, большей доступности для потребителей.

Не смотря на экономическую нестабильность в Российской Федерации, режим санкционной политики между РФ и США, сложившаяся ситуация вокруг компании ООО «Петро-Люб» делает благоприятной разработку и реализацию двух стратегий за счет использования сильных сторон организации и учета как возможностей, так и угроз:

  1. расширение присутствия компании на региональных рынках за счет открытие новых дилеров / филиалов в регионе.

Растущий спрос на продукцию, реализуемую компанией, и высокая дифференциация продуктовой линейки позволяет продавать ее с большей наценкой и иметь минимум конкурентов.

  1. локализация производства в РФ части ассортимента, с низкой дифференциацией, но занимающий значительную часть в общей доле продаж компании.

Реализация данной стратегии позволит компании занять более выгодную конкурентную позицию на рынке и усилить ценовую конкурентоспособность продукции, что делает ее более доступной в условиях нестабильной экономической ситуации и снижающихся доходах конечных потребителей.

Выводы по главе 2.

ООО «Петро-Люб» работает на высококонкурентном рынке смазочных материалов и конкурирует с компаниями не только в премиальном сегменте, но и вынуждена конкурировать и в более низком ценовом сегменте.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, спрос на продукцию высокого качества для применения в сложном дорогостоящем оборудовании не только сохраняется, но и растет, что позволяет компании реализовывать стратегию расширения присутствия на рынке с продукцией высокого качества и высокой степенью дифференциации. Открывать больше дилеров и филиалов в регионах, продавая в больших объемах и с большей наценкой.

Помимо положительных моментов, экономическая нестабильность создает и негативные, в лице снижения платежеспособности конечных потребителей и высокой конкуренции в сегменте продукции низкой ценовой категорией и низкой степенью дифференциации. Усиливает этот негативный момент еще и то, что продукция такого типа, как правило, составляет наибольшую долю в объеме продаж компании. Данный факт вынуждает компанию локализовывать производство в РФ продукции этого типа. Это позволит компании усилить конкурентные позиции счет снижения конечной цены для потребителя в этом сегменте и в тоже время сохранить текущие объемы продаж и уровень маржинальности. Также этот дает дополнительную страховку из-за непредсказуемой внешнеполитической обстановки и потенциальную проблему импорта продукции из США.


Заключение

Экономическая ситуация в России за последнее десятилетие развивалась так, что быстрота появляющихся изменений и дополнительные перспективы, которые раскрываются в следствии них, слабо предсказуемы.

Следовательно, можно считать, что компании имеют возможность повышать свои возможности для достижения успеха, если будут применять методы стратегического анализа, с помощью которых вероятно получение выгод от осуществляемых преобразований.

Основной задачей исследуемой компании является концентрация внимания на комплексе управленческих решений, которые формируются по итогам SWOT-анализа. На практике основными результатами применения в российских условиях анализа могут быть: высокотехнологическое производство, результативная сбытовая конструкция, введение разработок новой продукции, анализ потребностей и вкусов покупателей и т.д.[10]

Таким образом, SWOT-анализ представляет собой эффективный актуальный инструмент для анализа деятельности компании и ее окружения, особенно в условиях макроэкономической нестабильности. Было установлено, что данный вид анализа может успешно использоваться в разработке и утверждении управленческих решений, так как он выступает в роли составной части стратегического планирования. SWOT-анализ дает менеджеру возможность оценки как положительных, так и отрицательных последствий влияния внутренней и внешней сред, чтобы регулировать меры, ориентированные на достижение конкурентных преимуществ организации и незамедлительно реагировать на окружающие угрозы.

Список использованной литературы

    1. Дрок, Т. Е. Применение методики SWOT-анализа при составлении бюджета продаж : Актуальные экономические исследования калининградских вузов ; сборник научных трудов / Т. Е. Дрок, Д. С. Шапарь. – Союз землячеств приморских регионов ; Балтийский федеральный университет им. И. Канта ; Институт экономики и менеджмента. – Казань, 2017. – С. 219-222.
    2. Данилов, Н. Н. Математическая модель динамического SWOT-анализа и методика ее применения в экономике / Н. Н. Данилов, Л. П. Иноземцева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 9 (456). – С. 185-196.
    3. Стрельцова, Н. В. Факторы формирования инновационного развития российских предприятий в условиях импортозамещения [Электронный ресурс] / Н. В. Стрельцова // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11. Ч. 2. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41510
    4. Бузмаков, А. В. SWOT-анализ основных методик оценки инвестиционной привлекательности / А. В. Бузмаков // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – № 2-1 (7). – С. 56-58.
    5. Гемаева, И. Д. Разработка стратегии организации на основе SWOT-анализа : Предприятия, отрасли и регионы : генезис, формирование, развитие и прогнозирование / И. Д. Гемаева // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 48-54.
    6. Грубич, Т. Ю. Методика SWOT-анализа бизнес-модели предприятия / Т. Ю. Грубич // Europaische Fachhochschule. – 2015. – № 10. – С. 85-87.
    7. Катаева, Н. Н. Качественный метод оценки эффективности маркетинговой деятельности / Н. Н. Катаева // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 5 (35). – С. 42-45.
    8. Шестов, А. Эффективность применения SWOT-анализа на предприятии / А. Шестов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 1. – С. 51-55.
    9. Веснин, В. Р. Стратегическое управление: Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 328 c.
    10. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с. — (Серия : Магистр). — ISBN 978-5-534-00652-0.
    11. Технический Регламент Таможенного Союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012) [Электронный ресурс] / Справочно-информационная система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.