Файл: Актуальность и направления развития SWOT-анализа в условиях макроэкономической нестабильности на примере ООО «Петро-Люб».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Смешанный SWOT-анализ – это комбинация первой и второй форм анализа. С этой целью заранее используются по меньшей мере три вида стратегического анализа. После, полученные факторы сводятся в единые таблицы, из которых составляется перекрестная матрица. Преимуществом этой формы является углубленность и основательность анализа. Вместе с тем, к недостаткам относят психологический фактор.

В сравнении с другими видами стратегического анализа, применяемыми в российской практике, SWOT-анализ обладает рядом преимуществ, среди которых[6]:

- возможность использовать в различных областях экономики и менеджмента. Его можно приспосабливать к предмету изучения какого угодно уровня;

- свободный подбор рассматриваемых компонентов в отношении установленных целей;

- применяться как для быстрого анализа, так и для стратегического проектирования на долговременный срок;

- использование данного метода, в большинстве случаев, не требует особых навыков и наличия узкопрофильной подготовки.

На ряду с преимуществами, применение SWOT-анализа в российской практике позволило выявить такие недостатки как:

- анализ демонстрирует лишь совокупные факторы. Отдельные действия для свершения установленных целей нужно формировать отдельно;

- нередко при SWOT-анализе наблюдается только перечисление факторов без определения их к первичным и/ли вторичным и без подробной оценки зависимости между ними;

- предполагает более статичную картину, чем восприятие формирования в динамике;

- итоги анализа выступают в виде качественных показателей, в тот момент, когда для анализа обстановки зачастую требуются количественные;

- представляется достаточно субъективным и опирается на положение и знания того, кто его осуществляет.

- для качественного SWOT-анализа требуется вовлечение огромных массивов данных из самых разнообразных отраслей, что в свою очередь требует существенных расходов.

SWOT-анализ обладает ограничениями. При его выполнении мышление располагает строгими границами и при этом также требуется производить оценку всего процесса систематизировано и комплексно, иначе это может повысить вероятность возникновения ошибок.

Стремление нивелировать указанные недостатки привело к появлению ряда стратегий, которые используются в зависимости от экономической ситуации[7]:

- стратегия ускоренного инвестирования подразумевает максимальное применение сформированной благоприятной конъюнктуры для получения наибольшего дохода.


- стратегия «мангуста» состоит в развитие в организации команды, которая способна подвижно отвечать на негативную обстановку.

- стратегия «куколки» предполагает упорное аккумулирование внутреннего потенциала для определяющего рывка.

- стратегия ликвидации бизнеса необходима для быстрых и радикальных действий в критических ситуациях.

При применении SWOT-анализа в качестве основы для аргументации проектов и стратегий надлежит осознать, что это только один из приемов систематизации имеющихся знаний.

1.3. Методика проведения SWOT-анализа.

В современной научной литературе встречаются большое количество различных мнений о методике SWOT-анализа. Данному анализу уже более 40 лет, но несмотря на это, его использование и применение не редко вызывают неоднозначную оценку. По мнению критиков, результаты, которые будут получены в процессе выполнения анализа, особенно при использовании множества факторов внутренней и внешней среды, нельзя трактовать однозначно. Это может создать конфликт с современными теориями стратегического менеджмента как о науке, позволяющей разрабатывать уникальные стратегии и следовать им всей компанией.

Проведение анализа внешней среды подразумевает изучение ее двух составляющих: макросреды (среда косвенного воздействия или макроокружения) и ее непосредственного окружения – микросреды (среды прямого воздействия или микроокружения). Имеется точка зрения, что кроме проведения оценки рыночной конъюнктуры, анализ также должен затрагивать такие сферы, как политика, экономика, международное положение, технологии и социально-культурное поведение.

Процесс внутреннего анализа состоит из оценки уникальности технологий и ресурсов, корпоративной культуры, ведущих компонентов менеджмента и т.п.

Ниже представим основные методики при проведении SWOT-анализа.

Наиболее часто применяемой методикой при проведении SWOT-анализа выступает методика заполнения четырехпольной таблицы.

Реализация методики состоит из нескольких этапов[8]:

1. Выбор объекта для проведения анализа: организация в целом, его отдельные структурные подразделения (представительства, филиалы, бизнес-единицы и пр.).

2. Составление критериев для отбора и проведение отбора.

3. Выработка формата для занесения полученного результата при анализе факторов. Обычно, сложностей с заполнением четырехпольной таблицы SWOT-анализа не возникает.


4. Заполнение согласованной формы SWOT-анализа. Обычно в данной методике нет каких-либо ограничений по количеству оцениваемых факторов. Определяется перечень факторов внутренней и микросреды организации, которые наиболее важны в настоящий период развития. Оценка факторов происходит по группам: слабые и сильные стороны организации, угрозы и возможности рыночной среды.

5. Подготовка итогового отчета SWOT-анализа. Здесь не редко появляются проблемы, которые связаны с низким уровнем формализации анализа. Также, этот в формат не предусматривает количественной оценки сил влияния факторов на работу организации, что снижает ценность проведения анализа и усложняет применение результатов в процессе выработки программы действий организации в условиях высоко конкурентной рыночной среды.

6. Применение полученного результата итоговой формы SWOT-анализа в условиях стратегического планирования.

Главным недостатком при использовании качественного SWOT-анализа с применением четырехпольной таблицы являются затруднения при принятии решений и выработке возможных действий при учете факторов влияния рыночной среды из-за недостаточного уровня информативности.

Количественная методика проведения SWOT-анализа с применением четырехпольной матрицы позволяет решить ряд этих проблем. При помощи данной методики можно получить не только полный перечень слабых и сильных сторон организации, а также предположить угрозы рыночной среды и возможности по развитию, но и выработать возможные стратегии для последующего учета их при выработке программ организации[9].

Использование количественных методик SWOT-анализа распространены в меньшей степени и более сложны при заполнении и реализации, но, однако, позволяют проводить оценку важности и силы влияния факторов на организацию. На практике все управленческие решения о программах и возможных действиях организации как правило принимаются в условиях ограниченных ресурсов: административных, временных, финансовых и материальных. В этом случае крайне важно правильно распределять ресурсы, направленные на достижение поставленных целей с учетом эффективности и приоритетов.

Выводы по главе 1.

SWOT-анализ играет очень важную роль в процессе стратегического управления организацией, поскольку полученный в процессе анализа результат сводится к выбору доминирующего поля факторов влияния, на основании которого может быть выработана стратегия развития организации, а не к большому числу возможных альтернатив изменения внутренних параметров организации. С помощью данной методики можно упростить процедуру проведения анализа внешней среды и исследования слабых и сильных сторон предприятия, что актуально в условиях современной действительности динамично изменяющихся рынков. Также проведение анализа и снижение уровня субъективизма позволяют повысить уровень конкурентоспособности организации.


Глава 2. SWOT-анализ компании на примере  ООО «Петро-Люб»

2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы.

Компания ООО «Петро-Люб» основана 1998г. и работает на рынке дистрибуции смазочных материалов и специальных жидкостей премиум качества. В 2000г. компания заключила первый дистрибьюторский контракт со всемирно известной вертикально-интегрированной нефтегазовой корпорацией Chevron (США).

Последующие годы компания активно развивалась. Ниже представлены знаковые события в истории ее деятельности:

2006г. – компания становится эксклюзивным российским и впоследствии самым крупным в мире дистрибьютором смазочных материалов вертикально-интегрированной нефтегазовой компании Petro-Canada (Канада);

2010г. – создается компания ООО «Старлюб», которая становится эксклюзивным дистрибьютором по смазочным материалам Texaco (ТМ Chevron) на территории РФ;

2012г. – компания становится эксклюзивным дистрибьютором специализированных смазочных материалов Krytox на территории РФ, производимых компанией Chemours (ранее преобразованная из химической производственной компании DuPont);

2015г. – компания становится авторизованным дистрибьютором на территории РФ торговой марки Quaker (США) – специальных жидкостей для металлообработки;

2016г. – освоен выпуск охлаждающих жидкостей под собственной торговой маркой Petrolube.

В настоящий момент компания имеет сбалансированный портфель брендов, что позволяет компании ООО «Петро-Люб» предлагать максимально широкий ассортимент продуктов и решений, охватывающий все современные отрасли промышленности: коммерческий транспорт, легковой транспорт, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, горнодобывающая промышленность и пр.

На Российском рынке компания ведет достаточно успешную финансовую деятельность, о чем свидетельствуют следующие показатели, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1

Отчет о финансовых результатах ООО «Петро-Люб» в 2014-2016г.

Показатель

2016

2015

2014

Выручка

1 464 484 000,00

1 301 988 000,00

1 412 513 000,00

Себестоимость продаж

1 337 886 000,00

1 195 061 000,00

1 314 235 000,00

Валовая прибыль (убыток)

126 598 000,00

106 927 000,00

98 278 000,00

Коммерческие расходы

108 080 000,00

93 849 000,00

83 892 000,00

Прибыль (убыток) от продаж

18 518 000,00

13 078 000,00

14 386 000,00

Проценты к получению

12 140 000,00

978 000,00

631 000,00

Прочие доходы

23 620 000,00

65 351 000,00

6 590 000,00

Прочие расходы

56 275 000,00

48 372 000,00

4 802 000,00

Прибыль (убыток) до налогообложения

-1 997 000,00

31 035 000,00

16 805 000,00

Изменение отложенных налоговых активов

249 000,00

91 000,00

127 000,00

Изменение отложенных налоговых обязательств

0,00

1 000,00

1 000,00

Текущий налог на прибыль

575 000,00

6 231 000,00

4 756 000,00

Чистая прибыль (убыток)

-2 323 000,00

24 896 000,00

6 385 000,00


Как следует из Таблицы 1, в 2014-2015г. компания показала высокий уровень чистой прибыли 6 385 000 и 24 896 000 руб., однако, в 2016г. наблюдался отрицательный показатель чистой прибыли, при том, что выручка предприятия возросла на 12% по сравнению с предыдущим периодом.

На отрицательный показатель чистой прибыли оказало влияние значительных колебаний курса иностранных валют, а также наличие отложенных налоговых активов (249 000 руб.) и существенный объем прочих расходов (56 275 000 руб.).

2.2. SWOT-анализ компании ООО «Петро-Люб»

Чтобы осуществить разработку стратегического плана развития организации, менеджменту необходимо четкое представление о том, где и в каком состоянии организация находится на данный момент, т.е. проводить стратегический анализ. Правильное применение инструментов стратегического анализа, в частности SWOT-анализа, позволяет составить ясную картину того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация и какие существуют потенциальные возможности и угрозы. Сопоставляя каждую из сильных и слабых сторон с существующими возможностями и угрозами можно получить представление о том, в каком направлении должна развиваться организация. Это дает возможность разработать стратегический план развития организации и правильно расставить приоритеты реализации разработанного плана. В результате изучения факторов внешней среды, которые оказывают влияние на осуществление деятельности бизнеса в России, и как следствие на работу рассматриваемой организации, сформирована таблица факторов, которые имеют существенное как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность рассматриваемой в работе организации (Таблица 2).

Таблица 2

SWOT-анализ ООО «Петро-Люб»

Наименование

Возможности (O)

Угрозы (T)

O1. Увеличение количества потребителей

O2. Малое количество товаров–заменителей

O3. Появление новых поставщиков

T1. Изменение покупательских предпочтений

T2. Высокая степень государственного влияния

T3. Снижение уровня доходов населения

T4. Появление новых конкурентов

Сильные стороны (S)

Поле «силы возможности» (SO)

Поле «силы – угрозы» (ST)

S1. Широкий ассортимент предлагаемой продукции

S2. Высокий уровень менеджмента продукции

S3. Высокий уровень качества продукции

S4. Благородный имидж организации,

S5. Значительная доля рынка

1. Открытие новых филиалов в регионе (S1, S2, S3, S4 / O1, O2)

2. Увеличение перечня предлагаемых услуг (S1, S4 / O3)

1. Локализация производства части ассортимента в России (S1, S2, S4 / T1, T2, T3, Т4)

Слабые стороны (W)

Поле «слабости возможности» (WO)

Поле «слабости угрозы» (WT)

W1. Высокий уровень цен

W2. Низкие расходы на рекламу

1. Проведение рекламных кампаний (O1 / W1)

2. Разработка эффективной рекламной политики (O1, O2 / W2)

1. Снижение издержек (W1 / T1, T3)

2. Предоставление рассрочек по оплате своей продукции (W1, T1, T3, T4)