Файл: Актуальность и направления развития SWOT-анализа в условиях макроэкономической нестабильности на примере ООО «Петро-Люб».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы SWOT- анализа организации в условиях макроэкономической нестабильности
1.1. Развитие организации в условиях макроэкономической нестабильности
1.2. Актуальность и направления развития SWOT-анализа в современных условиях
1.3. Методика проведения SWOT-анализа.
Глава 2. SWOT-анализ компании на примере ООО «Петро-Люб»
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы.
3. Смешанный SWOT-анализ – это комбинация первой и второй форм анализа. С этой целью заранее используются по меньшей мере три вида стратегического анализа. После, полученные факторы сводятся в единые таблицы, из которых составляется перекрестная матрица. Преимуществом этой формы является углубленность и основательность анализа. Вместе с тем, к недостаткам относят психологический фактор.
В сравнении с другими видами стратегического анализа, применяемыми в российской практике, SWOT-анализ обладает рядом преимуществ, среди которых[6]:
- возможность использовать в различных областях экономики и менеджмента. Его можно приспосабливать к предмету изучения какого угодно уровня;
- свободный подбор рассматриваемых компонентов в отношении установленных целей;
- применяться как для быстрого анализа, так и для стратегического проектирования на долговременный срок;
- использование данного метода, в большинстве случаев, не требует особых навыков и наличия узкопрофильной подготовки.
На ряду с преимуществами, применение SWOT-анализа в российской практике позволило выявить такие недостатки как:
- анализ демонстрирует лишь совокупные факторы. Отдельные действия для свершения установленных целей нужно формировать отдельно;
- нередко при SWOT-анализе наблюдается только перечисление факторов без определения их к первичным и/ли вторичным и без подробной оценки зависимости между ними;
- предполагает более статичную картину, чем восприятие формирования в динамике;
- итоги анализа выступают в виде качественных показателей, в тот момент, когда для анализа обстановки зачастую требуются количественные;
- представляется достаточно субъективным и опирается на положение и знания того, кто его осуществляет.
- для качественного SWOT-анализа требуется вовлечение огромных массивов данных из самых разнообразных отраслей, что в свою очередь требует существенных расходов.
SWOT-анализ обладает ограничениями. При его выполнении мышление располагает строгими границами и при этом также требуется производить оценку всего процесса систематизировано и комплексно, иначе это может повысить вероятность возникновения ошибок.
Стремление нивелировать указанные недостатки привело к появлению ряда стратегий, которые используются в зависимости от экономической ситуации[7]:
- стратегия ускоренного инвестирования подразумевает максимальное применение сформированной благоприятной конъюнктуры для получения наибольшего дохода.
- стратегия «мангуста» состоит в развитие в организации команды, которая способна подвижно отвечать на негативную обстановку.
- стратегия «куколки» предполагает упорное аккумулирование внутреннего потенциала для определяющего рывка.
- стратегия ликвидации бизнеса необходима для быстрых и радикальных действий в критических ситуациях.
При применении SWOT-анализа в качестве основы для аргументации проектов и стратегий надлежит осознать, что это только один из приемов систематизации имеющихся знаний.
1.3. Методика проведения SWOT-анализа.
В современной научной литературе встречаются большое количество различных мнений о методике SWOT-анализа. Данному анализу уже более 40 лет, но несмотря на это, его использование и применение не редко вызывают неоднозначную оценку. По мнению критиков, результаты, которые будут получены в процессе выполнения анализа, особенно при использовании множества факторов внутренней и внешней среды, нельзя трактовать однозначно. Это может создать конфликт с современными теориями стратегического менеджмента как о науке, позволяющей разрабатывать уникальные стратегии и следовать им всей компанией.
Проведение анализа внешней среды подразумевает изучение ее двух составляющих: макросреды (среда косвенного воздействия или макроокружения) и ее непосредственного окружения – микросреды (среды прямого воздействия или микроокружения). Имеется точка зрения, что кроме проведения оценки рыночной конъюнктуры, анализ также должен затрагивать такие сферы, как политика, экономика, международное положение, технологии и социально-культурное поведение.
Процесс внутреннего анализа состоит из оценки уникальности технологий и ресурсов, корпоративной культуры, ведущих компонентов менеджмента и т.п.
Ниже представим основные методики при проведении SWOT-анализа.
Наиболее часто применяемой методикой при проведении SWOT-анализа выступает методика заполнения четырехпольной таблицы.
Реализация методики состоит из нескольких этапов[8]:
1. Выбор объекта для проведения анализа: организация в целом, его отдельные структурные подразделения (представительства, филиалы, бизнес-единицы и пр.).
2. Составление критериев для отбора и проведение отбора.
3. Выработка формата для занесения полученного результата при анализе факторов. Обычно, сложностей с заполнением четырехпольной таблицы SWOT-анализа не возникает.
4. Заполнение согласованной формы SWOT-анализа. Обычно в данной методике нет каких-либо ограничений по количеству оцениваемых факторов. Определяется перечень факторов внутренней и микросреды организации, которые наиболее важны в настоящий период развития. Оценка факторов происходит по группам: слабые и сильные стороны организации, угрозы и возможности рыночной среды.
5. Подготовка итогового отчета SWOT-анализа. Здесь не редко появляются проблемы, которые связаны с низким уровнем формализации анализа. Также, этот в формат не предусматривает количественной оценки сил влияния факторов на работу организации, что снижает ценность проведения анализа и усложняет применение результатов в процессе выработки программы действий организации в условиях высоко конкурентной рыночной среды.
6. Применение полученного результата итоговой формы SWOT-анализа в условиях стратегического планирования.
Главным недостатком при использовании качественного SWOT-анализа с применением четырехпольной таблицы являются затруднения при принятии решений и выработке возможных действий при учете факторов влияния рыночной среды из-за недостаточного уровня информативности.
Количественная методика проведения SWOT-анализа с применением четырехпольной матрицы позволяет решить ряд этих проблем. При помощи данной методики можно получить не только полный перечень слабых и сильных сторон организации, а также предположить угрозы рыночной среды и возможности по развитию, но и выработать возможные стратегии для последующего учета их при выработке программ организации[9].
Использование количественных методик SWOT-анализа распространены в меньшей степени и более сложны при заполнении и реализации, но, однако, позволяют проводить оценку важности и силы влияния факторов на организацию. На практике все управленческие решения о программах и возможных действиях организации как правило принимаются в условиях ограниченных ресурсов: административных, временных, финансовых и материальных. В этом случае крайне важно правильно распределять ресурсы, направленные на достижение поставленных целей с учетом эффективности и приоритетов.
SWOT-анализ играет очень важную роль в процессе стратегического управления организацией, поскольку полученный в процессе анализа результат сводится к выбору доминирующего поля факторов влияния, на основании которого может быть выработана стратегия развития организации, а не к большому числу возможных альтернатив изменения внутренних параметров организации. С помощью данной методики можно упростить процедуру проведения анализа внешней среды и исследования слабых и сильных сторон предприятия, что актуально в условиях современной действительности динамично изменяющихся рынков. Также проведение анализа и снижение уровня субъективизма позволяют повысить уровень конкурентоспособности организации.
Глава 2. SWOT-анализ компании на примере ООО «Петро-Люб»
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы.
Компания ООО «Петро-Люб» основана 1998г. и работает на рынке дистрибуции смазочных материалов и специальных жидкостей премиум качества. В 2000г. компания заключила первый дистрибьюторский контракт со всемирно известной вертикально-интегрированной нефтегазовой корпорацией Chevron (США).
Последующие годы компания активно развивалась. Ниже представлены знаковые события в истории ее деятельности:
2006г. – компания становится эксклюзивным российским и впоследствии самым крупным в мире дистрибьютором смазочных материалов вертикально-интегрированной нефтегазовой компании Petro-Canada (Канада);
2010г. – создается компания ООО «Старлюб», которая становится эксклюзивным дистрибьютором по смазочным материалам Texaco (ТМ Chevron) на территории РФ;
2012г. – компания становится эксклюзивным дистрибьютором специализированных смазочных материалов Krytox на территории РФ, производимых компанией Chemours (ранее преобразованная из химической производственной компании DuPont);
2015г. – компания становится авторизованным дистрибьютором на территории РФ торговой марки Quaker (США) – специальных жидкостей для металлообработки;
2016г. – освоен выпуск охлаждающих жидкостей под собственной торговой маркой Petrolube.
В настоящий момент компания имеет сбалансированный портфель брендов, что позволяет компании ООО «Петро-Люб» предлагать максимально широкий ассортимент продуктов и решений, охватывающий все современные отрасли промышленности: коммерческий транспорт, легковой транспорт, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, горнодобывающая промышленность и пр.
На Российском рынке компания ведет достаточно успешную финансовую деятельность, о чем свидетельствуют следующие показатели, приведенные в Таблице 1.
Таблица 1
Отчет о финансовых результатах ООО «Петро-Люб» в 2014-2016г.
Показатель |
2016 |
2015 |
2014 |
Выручка |
1 464 484 000,00 |
1 301 988 000,00 |
1 412 513 000,00 |
Себестоимость продаж |
1 337 886 000,00 |
1 195 061 000,00 |
1 314 235 000,00 |
Валовая прибыль (убыток) |
126 598 000,00 |
106 927 000,00 |
98 278 000,00 |
Коммерческие расходы |
108 080 000,00 |
93 849 000,00 |
83 892 000,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
18 518 000,00 |
13 078 000,00 |
14 386 000,00 |
Проценты к получению |
12 140 000,00 |
978 000,00 |
631 000,00 |
Прочие доходы |
23 620 000,00 |
65 351 000,00 |
6 590 000,00 |
Прочие расходы |
56 275 000,00 |
48 372 000,00 |
4 802 000,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-1 997 000,00 |
31 035 000,00 |
16 805 000,00 |
Изменение отложенных налоговых активов |
249 000,00 |
91 000,00 |
127 000,00 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
0,00 |
1 000,00 |
1 000,00 |
Текущий налог на прибыль |
575 000,00 |
6 231 000,00 |
4 756 000,00 |
Чистая прибыль (убыток) |
-2 323 000,00 |
24 896 000,00 |
6 385 000,00 |
Как следует из Таблицы 1, в 2014-2015г. компания показала высокий уровень чистой прибыли 6 385 000 и 24 896 000 руб., однако, в 2016г. наблюдался отрицательный показатель чистой прибыли, при том, что выручка предприятия возросла на 12% по сравнению с предыдущим периодом.
На отрицательный показатель чистой прибыли оказало влияние значительных колебаний курса иностранных валют, а также наличие отложенных налоговых активов (249 000 руб.) и существенный объем прочих расходов (56 275 000 руб.).
2.2. SWOT-анализ компании ООО «Петро-Люб»
Чтобы осуществить разработку стратегического плана развития организации, менеджменту необходимо четкое представление о том, где и в каком состоянии организация находится на данный момент, т.е. проводить стратегический анализ. Правильное применение инструментов стратегического анализа, в частности SWOT-анализа, позволяет составить ясную картину того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация и какие существуют потенциальные возможности и угрозы. Сопоставляя каждую из сильных и слабых сторон с существующими возможностями и угрозами можно получить представление о том, в каком направлении должна развиваться организация. Это дает возможность разработать стратегический план развития организации и правильно расставить приоритеты реализации разработанного плана. В результате изучения факторов внешней среды, которые оказывают влияние на осуществление деятельности бизнеса в России, и как следствие на работу рассматриваемой организации, сформирована таблица факторов, которые имеют существенное как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность рассматриваемой в работе организации (Таблица 2).
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Петро-Люб»
Наименование |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
O1. Увеличение количества потребителей O2. Малое количество товаров–заменителей O3. Появление новых поставщиков |
T1. Изменение покупательских предпочтений T2. Высокая степень государственного влияния T3. Снижение уровня доходов населения T4. Появление новых конкурентов |
|
Сильные стороны (S) |
Поле «силы возможности» (SO) |
Поле «силы – угрозы» (ST) |
S1. Широкий ассортимент предлагаемой продукции S2. Высокий уровень менеджмента продукции S3. Высокий уровень качества продукции S4. Благородный имидж организации, S5. Значительная доля рынка |
1. Открытие новых филиалов в регионе (S1, S2, S3, S4 / O1, O2) 2. Увеличение перечня предлагаемых услуг (S1, S4 / O3) |
1. Локализация производства части ассортимента в России (S1, S2, S4 / T1, T2, T3, Т4) |
Слабые стороны (W) |
Поле «слабости возможности» (WO) |
Поле «слабости угрозы» (WT) |
W1. Высокий уровень цен W2. Низкие расходы на рекламу |
1. Проведение рекламных кампаний (O1 / W1) 2. Разработка эффективной рекламной политики (O1, O2 / W2) |
1. Снижение издержек (W1 / T1, T3) 2. Предоставление рассрочек по оплате своей продукции (W1, T1, T3, T4) |