Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
Введение
Эмоциональность человека характеризует его душевные свойства и выражается эмоциями. По своему роду эмоции разнохарактерны и зависят от темперамента человека. Известны четыре типа темпераментов (холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический), следовательно, по проявлению индивидуальной эмоциональности можно определить характер человека и в соответствии с этим построить с ним правильные и полезные отношения.
Эмоциональность любого человека показывают его телодвижения, мимика, жестикуляция, то есть невербальные сигналы, посылаемые телом бессознательно. Если словами (вербальность) можно скрыть истинные намерения, то невербальные сигналы раскрывают о человеке правду. Тот, кто владеет языком невербальных сообщений, всегда сможет выстроить нужное взаимодействие с собеседником.
Ни один человек не может изменить врождённые сигналы тела. Истории известны случаи, когда некоторые люди во имя доминантной цели неимоверным усилием воли смогли удерживать невербальное движение тела. Например, легендарный революционер Камо не допустил расширение собственных зрачков (невербальность) во время испытания болью и изобразил полную бесчувственность тела, но такое бывает чрезвычайно редко и кажется вымыслом, потому что невербальные движения не зависят от сознания и желания человека.
Умение читать невербальную информацию и применять её на практике (в дополнение к вербальному поведению и без него) может предоставить истинную информацию о собеседнике.
Например, положить на плечо горюющего человека руку – невербальный знак сочувствия и расположения, даже если этот жест без слов. Бывает, что в разговоре жесты противоречат сказанным словам, но человек неосознанно доверяет информации от невербального сигнала (жест) и не доверяет вербальному (слово).
Эмоциональность отражает внутренний мир человека и выражается невербальными сигналами тела. На этом основана психотерапия – наблюдательность врача за невербальным поведением пациента является одним из компонентов позитивного лечения. Психосоматические заболевания успешно лечатся, если врач внимательно следит за невербальной сигнализацией тела и, зная о взаимосвязи души и тела, соответственно выстраивает метод лечения. Деловое сотрудничество приведёт к положительному результату, если партнёры на основе невербальной подачи информации построят доверительные и выгодные отношения.
Невербальные отношения, основанные на индивидуальной эмоциональности человека имеют неоценимое значение в повседневной жизни.
Данная работа имеет целью подробно исследовать невербальные проявления эмоционального состояния человека на материале, раскрывающем основные системы невербальной коммуникации.
Актуальность исследования:
Современность, которую социологи характеризуют как постиндустриальное общество, обусловила приход нового исторического этапа в общественном развитии, новые общественные отношения, являющиеся результатом инновационных изменений в жизни людей в связи с утратой экономической сферы своего классического доминирующего статуса производства (фабрики, картели, мануфактуры) и перехода в качественно новое общественное состояние – телекоммуникационное (коммуникация и информация).
Подобная сфера коренным образом изменяет классические возможности коммуникации среди людей путем непосредственной передачи информации с минимальным использованием посреднических систем. Подобная упрощенная коммуникация осуществляет непосредственное влияние на становление группообразования индивидов, являясь основой их социализации посредством взаимодействия с государственно-политической сферой, ее управления.
Известная фраза М. Маклюэна «the medium is the message»[1] («средство коммуникации является сообщением») знаменует ответ на тот социальный вызов, который приносит эпоха прогресса и инноваций, и характеризует ту создавшуюся среду (место деятельности субъекта), в котором сообщение вербальной сферы становится даже менее значимым, чем невербальной. Зачастую проявление любой эмоции в форме коммуникационного жеста становится тем означающим, которое характеризуется соседствующими контекстуальными элементами (другими означающими), что несет с собой огромное количество коннотаций для дальнейшей интерпретации.
Современный человек посредством использования определенной, постоянно видоизменяющейся культуры общения стремится показать тот уровень соответствия культурной среде, в которой он проявлется как яркая индивидуальность со свойственными отличительными чертами, харизмой, постоянным привнесением что-либо нового посредством осуществленного коммуникационного акта.
Культура невербального общения является частью не только повседневного общения субъекта и личностно ему принадлежащая (например, в результате развития внутренних ресурсов – понятийных, творческих), но проявляется и как зеркало общей культуры социума, тех интересов людей, на основе которых строятся устойчивые формы межличностного взаимодействия, формирующие новые модели репрезентации социальной реальности в форме осмысления и оптимизации данной формы.
Объектом курсовой работы является процесс невербального проявления эмоциональных состояний человека, а предметом – специфика, виды, различие, личностные особенности людей в контексте проявления эмоциональных составляющих в процессе деятельностно-коммуникативных актов.
Предметом исследования являются эмоциональные проявления в форме аффектов в процессе невербальной коммуникации и проблематика сочетания невербальных кодов в форме (означающих) с их исконным значением (означающими).
Гипотеза данной работы строится на предположении о том, что процесс невербального проявления эмоциональных состояний человека получает свою «статическую» форму посредством процесса исторического развития, культурной и научной модернизации, формирования новых этическо-религиозных парадигм.
Задачи исследования:
- Дать определение невербальной коммуникации и эмоциональности.
- Провести анализ с философской, культурологической, социальной и психологической позиции и степени разработанности проблемы в течении истории человека и развития научной мысли.
- Охарактеризовать актуальность проблемы в контексте жизни современного человека, проследить видоизменения, модификации, с целью выявления соответствий, пригодных для использования в повседневной жизни.
- Объяснить роль невербального проявления эмоциональных состояний человека в контексте художественного произведения, путем аналитической и практической работы в форме исследования.
В курсовой работе использованы общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучный метод выступает в форме системного подхода, в результате которого производится анализ вопроса коммуникации во всех ее формах и фиксирование изменений эмоциональной сферы человека с последующим разложением системного целого исследуемого вопроса на составляющие, которые распределены по разным уровням, различающимся между собой по степени сложности.
Частнонаучный метод проявляется в форме этнометодологического исследования, который применен для понимания смысла знаков невербального общения в рамках как повседневного взаимодействия между людьми, так и в форме верного понимания контекста ситуаций (реальных или вымышленных), который наделяет собственным смыслом те невербальные процессы, которые в нем протекают.
Эмпирическую основу курсовой работы составляют исследования и выводы авторов исследовательских и научных работ по социальной психологии, социологии, психологии общения, этики психологии и психоанализа: Г.М. Андреевой, Н.А. Багдасарова, Г.В. Бороздиной, В.К. Вилюнас, Г. Гибша, Б.И. Додонова, К. Изарда, М. Кляйн, Ж. Лакана, В.А. Лабунской, Л.В. Лебедевой, А.Р. Лурии, Х.Д. Назио, А. Пиза, Л. Стюарт, О.В. Соловьева, Х.Д. Назио, М. Форверга, Н. Чодоров, а также работы Е. Рудинеско и А. Зупанчич.
Также использован эмпирический метод – научное исследование и наблюдение, которые строятся на анализе визуально-художественного произведения с целью описания выразительных средств произведения и его трактовки с позиции психоаналитического и психотерапевтического праксиса.
Научная значимость определяется разработкой научной концепции, характеризующей процесс невербального проявления эмоциональных состояний человека методом интерпретации невербальной активности, зафиксированной у участников художественного произведения, рассматриваемого с позиции дидактики психоанализа.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования ее результатов в теоритическом курсе по специальной психологии, в серии спецкурсов, посвященных философскому осмыслению этики психоанализа, в практических и прикладных разработках в тех отраслях психотерапии, где используется психоаналитический подход в анализе процесса невербального общения в контексте оценки художественной значимости произведения.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и заключения.
- Во введении определяется сам объект исследования и его проявления посредством связей с другими отличными от себя объектам ,
- В первой главе - «Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития» - проводится анализ изученности проблематики в течении исторических процессов, определяется объект, цель, задачи исследования.
- Во второй главе - «Изучение кинесики и физиогномики в целях применения их на практике» даются определения подсистемам из которых состоит процесс невербального общения. Их взаимодействие, история развития, интерпретация в системе научного знания.
- В третье главе - «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в повседневной жизни» рассматривается специфика проявлений эмоций в соотнесении с личностными особенностями людей в контексте возрастных, социальных, культурных, географических различий. Также рассматривается специфика проявления невербальных эмоциональных сигналов как механизма клинического симптома, способов его определения, классификации, методов работы с ним. В работе «Анализ движений в форме означающих, представляющих форму невербальных отношений на примере постановки “Послеполуденный отдых Фавна”» проводится научное исследование невербального языка в форме эмоциональных проявлений посредством использования терапевтическо-психоаналитического дискурса.
- В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
- В Приложении дан материал, который является источником для исследования, проведенного в курсовой работе.
Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития
Для рассмотрения вопроса невербального проявления эмоциональных состояний человека, следует определить понятие эмоции, рассмотреть ее функцию, виды, проследить историческое развитие данного понятия в контексте разных эпох.
Понятие эмоций. История изучения эмоций
Эмоции (от лат. Emavere - потрясаю, волную) – реакции высшей нервной деятельности человека на действие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску и представляющие все виды чувств. [1]
Совокупность человеческих эмоций называется эмоциональностью. Эмоциональность выражается субъективным психологическим состоянием и отражается в форме переживания и отношения человека к миру и обществу.
«Эмоциональность» – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения»[2]
В первом веке до н.э. римский поэт и философ Тит Лукреций Кар в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» говорил, что чувства и эмоции, ощущения и восприятия человека играют большую роль в познании им природы. Чувства и эмоции – это орудие мысли, без которых невозможно познание окружающего мира.