Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность вопросов приватизации
1.1. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации
2. Планирование приватизации. Способы приватизации
2. Практическое содержание вопросов приватизации
2.1. Судебная практика по вопросам приватизации
3. Статистические данные по приватизации в Российской Федерации за период с 1993 – 2002 годы
В свою очередь - Правительство Российской Федерации, вправе своим решением поручить юридическим лицам организовывать от имени нашей страны, продажу федерального имущества и осуществлять иные функции продавца.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г., в настоящее время - утвержден перечень таких юридических лиц[4], который постоянно дополняется и изменяется, в силу причин объективного характера.
В свою очередь, непосредственная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по принятию решений о приватизации и организации продажи имущества, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и правовыми актами органов местного самоуправления, которые основаны на нормах и правилах федерального законодательства нашей страны, в обязательном порядке настоящего вопроса.
И наконец, покупателями государственной собственности, сегодня могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25%, что в данном случае является вполне нормальным общегосударственным решением.
В рассматриваемом вопросе, важно отметить следующее, а именно - в отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 г. и 1997 г.), действующий Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, что является в полной мере законным и обоснованным общегосударственным решением, так как все субъекты приватизации должны находиться в одинаковых условиях.
Кроме всего прочего, в качестве непосредственных покупателей государственного и муниципального имущества в современной Российской Федерации, могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами, также и иностранные лица, при условии отсутствия разного рода ограничений в рассматриваемом вопросе.
Продолжая дальнейшее рассмотрение вопроса о приватизации, необходимо дать краткую характеристику объектам приватизации.
Итак, объекты приватизации - это прежде всего государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с текущим Законом о приватизации в Российской Федерации.
Как уже и отмечалось выше в формате настоящей курсовой работы, ряд объектов федеральной и муниципальной собственности, выведен из сферы действия данного Закона о приватизации, в силу причин объективного характера.
Объектами приватизации, в соответствии с современным законодательством Российской Федерации - являются, прежде всего, сами государственные предприятия как имущественные комплексы, в самых разных направлениях современной гражданской деятельности.
Несмотря на тот немаловажный факт о том, что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие как объект признается недвижимостью в безусловном порядке настоящего вопроса, как это и закреплено в ст.132 гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, другим немаловажным объектом приватизации являются принадлежащие государству акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, которые также могут быть подвергнуты такого рода процессу.
Как правило, продажа объектов культурного наследия, федерального или муниципального масштаба, сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства, по сохранению его первоначального облика и фактического использования.
Приобретая их в порядке приватизации, покупатели знают, что это связано прежде всего с обременениями по их содержанию, сохранению и надлежащему использованию в обязательном порядке настоящего вопроса.
При этом, в данном случае важно помнить следующий факт, а именно – все находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения, коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность, как это и закреплено в п.1 ст.30 Закона о приватизации в Российской Федерации.
Кроме того, как объекты культурного наследия, так и объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, они могут остаться в распоряжении государства и не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты, в силу причин самого разного характера.
На основании всего вышесказанного, в зависимости от возможности и порядка приватизации, имущество различается на:
- которое может находиться только и исключительно в государственной собственности Российской Федерации;
-имущество, которое приватизируется в общем порядке;
- имущество, приватизация которого ограничена, в силу причин самого разного характера.
Исходя из фактического анализа настоящего вопроса, к такого рода имуществу, относятся унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для всей Российской Федерации.
Кроме того, Закон о приватизации в Российской Федерации, ввел понятие «стратегические предприятия и акционерные общества», которые не могут быть приватизированы.
К таковым относятся - федеральные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции, имеющей стратегически важное значение для обеспечения обороноспособности и безопасности современного российского государства.
Перечень такого рода стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ и может корректироваться при наличии такого рода необходимости.
Более того, само Правительство Российской Федерации, вправе выходить с предложением к Президенту РФ об изменении указанного перечня, уменьшении степени участия РФ в стратегических акционерных обществах, что в данном случае должно носить в полной мере обоснованный характер.
Таким образом, после внесения таких изменений, исключенные из числа стратегических предприятия и акции стратегических акционерных обществ могут быть объектами приватизации, что в настоящее время закреплено в ч.3 ст.7 Закона о приватизации Российской Федерации.
Завершая рассмотрение вопроса анализируемой тематики, необходимо отметить следующее, а именно - в настоящее время по данному вопросу действует Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»[5].
2. Планирование приватизации. Способы приватизации
Общий порядок приватизации заключается в преобразовании отношений государственной и муниципальной собственности в частную собственность на основе прогнозного плана (программы) приватизации. Специального закона или указа Президента РФ для этого не требуется.
Подготовку проекта прогнозного плана приватизации осуществляет Росимущество. Подготовленный им проект передается Министерству экономического развития. Указанный проект прогнозного плана (программы) приватизации после согласования его с Минфином РФ, Федеральной антимонопольной службой, представляется Министерством экономического развития на утверждение Правительству РФ.
Прогнозный план (программа) приватизации утверждается на срок от одного года до трех лет. Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 1111-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 гг.[6].
После утверждения прогнозного плана (программы) приватизации наступает этап подготовки имущества, в частности предприятия к приватизации.
Решение об условиях приватизации принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или по его поручению его территориальное подразделение. Прогнозным планом может быть предусмотрено, что решение принимает само Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. утверждены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона о приватизации).
Решение об условиях приватизации - это, по сути, план приватизации конкретного объекта.
В решении об условиях приватизации должны содержаться следующие сведения:
- наименование и место нахождения приватизируемого объекта;
- способ приватизации;
- начальная цена имущества;
- рассрочка платежа (если она предоставляется);
- иные необходимые для приватизации сведения.
В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждаются:
- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
- размер уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;
- количество, категории и номинальная стоимость акций акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью - РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Документом, где указан состав имущественного комплекса предприятия, является передаточный акт. Согласно ст. 11 Закона о приватизации передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации имущества унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных предприятию как юридическому лицу, и о правах на них.
Инвентаризация имущества и обязательств федерального унитарного предприятия должна осуществляться самим предприятием в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.
По своей юридической природе решение об условиях приватизации является актом органа исполнительной власти, детализирующим и конкретизирующим прогнозный план (программу) приватизации.
Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.
Большинство способов приватизации (семь из указанных в ст. 13 Закона о приватизации 9 способов) - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации - это различные способы продажи государственного имущества.