Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность вопросов приватизации
1.1. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации
2. Планирование приватизации. Способы приватизации
2. Практическое содержание вопросов приватизации
2.1. Судебная практика по вопросам приватизации
3. Статистические данные по приватизации в Российской Федерации за период с 1993 – 2002 годы
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
3) Решение от 26 июня 2019 г. по делу N 2-931/2019 Кировский районный суд г. Хабаровска[10].
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Администрации города Хабаровска о признании нанимателем жилого помещения и признании права на приватизацию жилого помещения.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из текста приведенной статьи следует, что содержащиеся в ней нормы права подлежат применению к отношениям, фактически сложившимся на момент вступления Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, следствием применения данного закона является изменение правового режима занимаемых жилых помещений.
В соответствии со ст. 30, 31 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В силу требований ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне- гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статьями 50, 51, 52 ЖК РСФСР, предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры, либо одной или нескольких комнат.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).
Согласно ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, истец, в связи с трудовыми отношениями, на основании совместного решения администрации и профкома завода "Дальдизель" от 11.06.2002 года был вселен в жилое помещение - ком. <адрес> на законном основании в июне 2002 года, где проживает по настоящее время.
До настоящего времени С. выполнял обязанности нанимателя по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие письменного договора социального найма и, ордера, истец вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования.
Следовательно, требования С. о признании нанимателем жилого помещения и признании за ним права на приватизацию жилого помещения, при предоставлении пакета документов, являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил:
Исковые требования С. к Администрации г. Хабаровска о признании нанимателем жилого помещения и признании права на приватизацию жилого помещения - удовлетворить.
Признать С. нанимателем жилого помещения- комнаты N площадью 12,0 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Признать за С. право на приватизацию жилого помещения - комнаты N площадью 12,0 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту по состоянию на 21.10.2011 г., при предоставлении истцом документов, необходимых для приватизации и предусмотренных действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
На основании приведенной выше судебной практики Российской Федерации, в обязательном порядке необходимо отметить следующее, а именно – приватизация как институт современного гражданского общества, прочно вошел в жизнь Российской Федерации.
Что в свою очередь ознаменовало собой новый этап развития нашей страны в условиях развития современных рыночных отношений.
Кроме всего прочего, именно институт приватизации, сегодня позволяет в правовом поле, осуществлять переход права на недвижимое имущество, в качестве которого сегодня выступают как объекты недвижимости, так и соответствующие земельные участки.
Причин для отказа в приватизации множество, хотелось бы остановиться на самых распространенных в практике примерах.
1. Зачастую уже пожилые родители отказываются от приватизации в пользу своих детей, тем самым облегчают детям процедуру передачи жилого помещения в порядке наследования. При этом стоит отметить, что дети могут отказаться от приватизации в пользу своих родителей только при достижении 18-летнего возраста. Написать отказ за детей, не достигших 18 лет, родители не могут. Конечно, есть вариант добиться через орган опеки и попечительства решения об исключении ребенка из числа будущих собственников жилого помещения, но добиться этого практически невозможно. Один из вариантов - доказать то, что у ребенка есть жилье в собственности, при этом его площади для ребенка вполне достаточно.
2. При приватизации жилого помещения для уже собственника возрастает налог на это помещение, что для многих является весомым обстоятельством при отказе от приватизации.
3. Собственник жилого помещения отказывается от приватизации из-за того, что после приватизации он будет обязан платить за содержание общего имущества и инженерного оборудования многоквартирного дома.
4. Так как бесплатная приватизация, как уже было сказано ранее, предоставляется гражданину единожды, гражданин желает сохранить это право до момента, пока не представится возможность приватизировать более ценное жилище.
В конце хотелось бы отметить, что в феврале 2017 года законодателем внесены изменения в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ, на основании которых датой окончания приватизации является 1 марта 2018 года. После этой даты приобрести бесплатно квартиру от государства не удастся.
А если произойдет все же продление срока бесплатной приватизации, это, скорее всего, приведет к тому, что значительно сократятся государственный и муниципальный жилищные фонды[11].
Это происходит и в настоящее время ввиду того, что ежегодно растет количество приватизированных жилых помещений, а строительство жилых комплексов для государственного и муниципального жилищных фондов практически остановилось на нулевой отметке.
В любом случае решение законодателя о продлении приватизации жилых помещений положительно отразилось на улучшении жилищных условий граждан, дало возможность не имеющим собственного жилья приватизировать его на безвозмездной основе.
И, конечно же, не стоит забывать, что участие в приватизации - это право, а не обязанность, и каждый человек может решать сам за себя, нужно ли ему приватизировать жилое помещение или нет, и никто не вправе его принуждать к этому. Но все же, если кто собирается приватизировать свое жилое помещение бесплатно, стоит поторопиться, так как срок бесплатной приватизации истекает уже совсем скоро.
Таким образом на основании всего вышесказанного, в завершении настоящей курсовой работы необходимо отметить следующее, а именно – значение приватизации для Российской Федерации не вызывает сомнения.
Поскольку позволяет перевести за значительную денежную компенсацию, объекты федеральной и муниципальной собственности Российской Федерации, соответственно в частную собственность.
Которая как известно, всегда в несколько раз эффективнее любого государственного владения, в силу причин объективного характера и содержания.
3. Статистические данные по приватизации в Российской Федерации за период с 1993 – 2002 годы
3.1. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993 – 2002 годы
Чтобы в полной мере понять и оценить важность и значимость вопросов приватизации, ниже, в таблице 1, приведем официальные статистические данные по структуре приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации за период с 1993 – 2002 годы.
Таблица 1.
Структура приватизации федерального и муниципального имущества, за период с 1993 – 2015 годы.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов |
||||||||||
Всего |
42 924 |
21 905 |
10 152 |
4 997 |
2 743 |
2 129 |
1 536 |
2 274 |
2 287 |
2 557 |
В том числе и по формам собственности |
||||||||||
федеральная |
7 063 |
5 685 |
1 875 |
928 |
374 |
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
субъектов РФ |
9 521 |
5 112 |
1 317 |
715 |
548 |
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
муниципальная |
26 340 |
11 108 |
6 960 |
3 354 |
1 821 |
1 544 |
1 134 |
1 830 |
1 931 |
2 245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
акционирование |
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
76,1 |
74,6 |
73,0 |
73,9 |
61,4 |
продажа на аукционах |
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
|||||
коммерческий конкурс |
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
|||||
инвестиционный конкурс |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
|||||
выкуп арендованного имущества |
29,6 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
6,8 |
8,3 |
18,0 |
20,0 |
32,9 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов |
0,4 |
1,5 |
4,2 |
5,7 |
9,1 |
10,2 |
11,5 |
12,1 |
14,5 |
15,9 |
продажа недвижимости |
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
продажа земли |
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
4,0 |
2,3 |
3,4 |
4,9 |
7,2 |
прочие |
1,0 |
3,3 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |