Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящей курсовой работы, носит общесоциальный и общегражданский характер и представляет из себя высокое профессиональное значение, поскольку затрагивает значимую сферу современной жизнедеятельности Российской Федерации, в виде приватизации.

Объектом рассмотрения настоящей курсовой работы, выступает максимально полное раскрытие - содержания вопросов приватизации, причем самой разной направленности и фактической сложности.

Предметом рассмотрения данной курсовой работы, выступает фактическое содержание и рассмотрение проблематики по осуществлению вопросов приватизации в современной Российской Федерации.

Целью настоящей курсовой работы, является максимально полное изучение и анализирование общих вопросов, связанных с непосредственным осуществлением вопросов приватизационного порядка.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе в значительной степени, носят большой практический характер, так как направлены на выявление и уяснение вопросов следующего содержания, а именно:

- понятие приватизации;

- значение приватизации;

- анализ судебной практики по вопросам приватизации, в современной Российской Федерации.

Методом исследования, применимым в формате данной курсовой работы, выступает анализирование и практическое изучение вопросов, связанных с осуществлением приватизации, в современной Российской Федерации.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Сущность вопросов приватизации

1.1. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Понятие приватизации.

Как следует из фактического содержания темы настоящей курсовой работы, практический переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы, с чем в данном случае нельзя не согласиться.


Более того, уже сегодня понятно практически всем, что без осуществления приватизации как таковой, невозможно было бы в Российской Федерации, осуществить плавный переход от советской плановой системы экономики, соответственно на рыночную или капиталистическую систему, дальнейшего развития нашей страны.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, фактическое осуществление вопросов разгосударствления, было возможно реализовать двумя способами - преобразования государственной собственности, а именно:

- путем преобразования в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности, на основе равенства и законности;

- в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности, что также в полной мере получило свое широкое распространение.

Поскольку приватизация означала собой один из способов преобразования государственных предприятий в частные.

Следовательно, и в Российской Федерации, был избран второй из указанных путей преобразований, в силу причин естественного порядка и характера.

Поскольку к началу 90-х гг. XX века наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере который был принят, это - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»[1]который в полной мере касался как предприятий, так и их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества, в силу причин естественного характера.

Более того, в нем и вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены, что конечно же было сделано намного позднее, ввиду обширности данного вопроса.

В соответствии с этим Законом, под приватизацией в Российской Федерации понималось и признавалось приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами самых разных форм собственности, соответственно у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий.

Которые, как и предполагалось, должны были стать «драйвером» экономического роста нашей страны.

Тем не менее, с позиций дня сегодняшнего и большого количества уже накопленного опыта, все итоговые несовершенства этого понятия и механизма приватизации в Российской Федерации того времени, достаточно очевидны даже непрофессионалу:


- так, например, на момент принятия вышеназванного Закона, фактически не существовало еще правового понятия предприятия как объекта права собственности, что было устранено гораздо позднее, только в середине 90 – х годов;

- в качестве субъекта приватизации не были указаны - производственные кооперативы, что вообще «выключало» их, из системы приватизации государственной собственности;

- и наконец, были фактическим образом допущены иного рода просчеты и ошибки теоретического и практического плана, которые в значительной степени данный вопрос пустили «на самотек».

Продолжая дальнейшее рассмотрение настоящего вопроса, в обязательном порядке необходимо отметить следующее, а именно - акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества, что также необходимо признать не вполне правильным итоговым решением.

Как правило, начало приватизации того или иного объекта государственной собственности, изначально инициировалась органами исполнительной власти Российской Федерации, иными заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом государственному органу, что с позиций настоящего времени, также выглядит не вполне логично.

Кроме всего прочего, именно в Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о приватизации, в силу причин самого разного характера.

В качестве одной из таких причин – выступал запрет приватизации иностранными компаниями, предприятий оборонного и стратегического назначения Российской Федерации, что необходимо признать в полной мере законным и обоснованным общегосударственным решением.

Тем не менее, сам процесс – правил осуществления приватизации, также не стоял на месте и уже Законом Российской Федерации о приватизации, принятым в 2001 г., было самым существенным образом изменено само понятие приватизации, благодаря большому накопленному опыту к тому времени.

Таким образом, исходя из фактического содержания этого нормативно – правового акта, приватизация признавалась - возмездным отчуждением государственного или муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц, за установленную плату.


Таким образом, на основании всего вышесказанного, следует тот факт, что - в ныне действующем Законе Российской Федерации о приватизации сохранилось фактическое понимание приватизации как процесса возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества, только и исключительно за определенную денежную сумму.

Более того, в продолжение настоящего вопроса – в последующем, была фактически отменена заявочная система приватизации, действовавшая ранее в Российской Федерации.

Исходя из фактического существа настоящего вопроса, в настоящее время, все заинтересованные лица вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации, что в данном случае не одно и тоже по сравнению с ранее действующей правовой нормой.

В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана приватизации федерального, либо муниципального имущества.

При этом, важно отметить следующее, а именно – современный закон Российской Федерации «О приватизации», не содержит в себе перечня оснований для отказа в приватизации.

Субъекты приватизации.

Продолжая дальнейшее рассмотрение настоящего вопроса, важно отметить следующее, а именно - субъектами приватизации являются собственники или продавцы приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели - с другой.

Исходя из фактического существа настоящего вопроса, собственниками государственного имущества в настоящее время являются:

- Российская Федерация;

- субъекты Российской Федерации;

- муниципалитеты Российской Федерации.

Дальнейшее рассмотрение тематики – понятия приватизации, важно отметить следующее, а именно: в отличие от бывшего СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ или по-иному – муниципальная собственность.

Муниципальная собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, это не просто самостоятельная форма собственности, это отдельный вид собственности, который сегодня отражен и закреплен в ст.8 Конституции нашей страны.

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, в аналогичном порядке приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований, современной Российской Федерации.


Право собственности от имени соответственно Российской Федерации, субъектов нашей страны, по факту осуществляют органы исполнительной власти, действующие в пределах своей компетенции и не более того.

Так, к примеру, если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом, в виде его продажи или покупки, соответственно.

В свою очередь, государство сочетает в себе законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время и собственником, что в безусловном порядке настоящего вопроса, также накладывает свой отпечаток на осуществление им права собственности.

Как правило, сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок и способы приватизации, того или иного федерального и муниципального имущества.

Дополнительно ко всему, наиболее важные и значимые объекты приватизации, могут и должны быть приватизированы на основе специального закона, в силу причин объективного характера и содержания.

И уже затем, на основе Закона о приватизации Правительство Российской Федерации, принимает постановления, в виде подзаконных актов в целях реализации такого рода важной, общегосударственной деятельности.

В последующем, в порядке, предусмотренном и установленном вышеназванным законом о приватизации, органы государственной власти Российской Федерации на местах - принимают решения о приватизации того или иного объекта федеральной или муниципальной собственности.

Как следует из фактического существа настоящего вопроса, до недавнего времени функции продавца имущества Российской Федерации выполняло специализированное учреждение - Российский фонд федерального имущества, основной задачей которого и являлось практическое осуществление вопросов приватизации государственного имущества, как об этом и сказано ваше.

После его упразднения функции по организации продажи имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом российской Федерации или более сокращенно – Росимущество Российской Федерации[2].

Кроме всего прочего, указанное выше агентство, имеет полное и законное право, привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества при наличии такого рода необходимости[3].