Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Понятие и виды показателей рентабельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1. Понятие и виды показателей рентабельности
1.2. Методы управления рентабельностью
2. Анализ управления рентабельностью предприятия ООО «Техно-цепь»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ показателей прибыли и рентабельности организации
3. Направления улучшения управления рентабельностью ООО «Техно-цепь»
3.1. Резервы роста рентабельности
- Оптимизации ассортимента продукции.
Для большинства предприятий основной резерв оптимизации заложен в сокращении ассортиментного ряда. Если исключить из ассортимента нерентабельные и малорентабельные товары, то это может позволить предприятиям увеличить общую рентабельность на 30—50%.
- Оптимизации ценовой политики.
Оптимизация ценовой политики осуществляется путем предварительного расчета объема дохода от продаж для получения необходимого размера чистой прибыли, анализа предложений конкурентов, расчета исходя из этого наценки на продукцию, определения размеров скидок для различных категорий покупателей.
- Оптимизации маркетинговой деятельности.
Оптимизации маркетинговой политики необходима для увеличения объема реализации выпущенной продукции и расширения рынка сбыта продукции. Для этого маркетологами предприятия проводятся маркетинговые исследования для выхода на новые, более перспективные рынки; улучшается организация политики коммуникаций, а именно, расширяются объемы рекламы для информирования потребителей и убеждения их приобрести продукцию именно этого предприятия, а также проводятся различные конкурсы и акции.
- Метод эффективного управления материально-технической базой предприятия.
Для увеличения рентабельности на предприятиях проводиться мониторинг технологии и постоянное ее совершенствование, при этом очень важно следить за обновлением техники и оборудования, применяются ресурсосберегающие техники и технологии, малоотходные технологии, современные формы автоматизации и информационных технологий.[20]
- Метод сравнения коэффициента рентабельности инвестиций в целом по компании со средневзвешенной стоимостью капитала компании.
Для того чтобы значение коэффициента рентабельности инвестиций было максимальным, менеджмент компании: закрывает или передает на аутсорсинг такие сегменты бизнеса, рентабельность инвестиций по которым ниже средневзвешенной стоимости капитала компании; обеспечивает максимально эффективное использование ограниченных ресурсов сегментами бизнеса.[21]
К сегментам могут относиться структурно обособленное подразделение предприятия, например, филиал, товарные позиции, цеха и подразделения, маршруты поставки товаров. Если значение коэффициента рентабельности инвестиций отдельного сегмента меньше средневзвешенной стоимости капитала, рекомендуется закрыть данное направление деятельности или передать его на аутсорсинг. Это позволяет предприятиям повысить рентабельность инвестиций в целом по компании и перераспределить высвободившиеся ограниченные ресурсы между сегментами, которые были признаны эффективными.
- Метод определения оптимального размера задолженностей предприятия.
Большое влияние на рентабельность оказывает размер задолженностей. Это обусловлено различиями между процентной ставкой по банковским кредитам и нормой рентабельности на вложенный капитал. До тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже, чем норма рентабельности на вложенный капитал, рентабельность будет расти (эффект рычага). Как только процентная ставка и норма рентабельности выровняются, предприятие перестанет увеличивать задолженности.[22]
- Метод увеличения производительности труда работников.
Рост производительности труда осуществляется за счет мероприятий, направленных на повышение квалификации работников, а также за счет системы премирования сотрудников. Поскольку оптимальный способ добиться наилучших результатов - материальная мотивация, то руководители увязывают размер премии с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия, а также разрабатывают и осуществляют мероприятия, которые направлены на улучшение климата в коллективе.[23]
В рамках второй главы проведем анализ управления рентабельностью исследуемой организации ООО «Техно-цепь».
2. Анализ управления рентабельностью предприятия ООО «Техно-цепь»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
Компания «Техно-цепь» создана в 2010 году. Основной специализацией компании является поставка широкому кругу потребителей приводных роликовых, втулочных, длиннозвенных цепей, производимых в соответствии с ГОСТ , ISO, ТУ, ANSI, DIN. По заявкам клиентов имеем возможность изготовления и поставки цепей повышенной точности и прочности (НП, ТП), цепей приводных роликовых с изогнутыми пластинами (ПРИ), цепей длиннозвенных для транспортеров и элеваторов (ТРД), пластинчатых и круглозвенных цепей, а также сопутствующего ассортимента (звездочки и пр.). Наши покупатели - специализированные поставщики промышленных цепей и приводных механизмов, оптовые поставщики запчастей к промышленному оборудованию, сельскохозяйственной, коммунальной и дорожной технике, конечные потребители - промышленные предприятия.
ООО «Техно-цепь» расположено по адресу: 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская д. 1, стр. 2.
ООО «Техно-цепь» предлагает покупателям:
- лучшие цены на качественную и надежную продукцию;
- систему скидок для оптовиков, для постоянных покупателей размер скидки определяется условиями договора и не зависит от объема разовой выборки товара;
- наличие всего ассортимента одно- и многорядных цепей ПР, ПВ, ПРД, соединительных и переходный звеньев к ним на складе;
- высокий уровень клиентского сервиса: быструю обработку заявок персональным менеджером, своевременный ответ на поступающие запросы, консультирование по вопросам поставки и эксплуатации цепей;
- для постоянных покупателей - максимально удобные условия рассрочки оплаты товара, различные инструменты управления запасами профильного ассортимента на вашем складе.
- качественный складской сервис обеспечивает минимальное время выполнения складских операций.
В таблице 2.1 представлены основные финансовые показатели ООО «Техно-цепь».
Таблица 2.1 - Основные финансовые показатели ООО «Техно-цепь» за 2013-2015 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменения в 2015 году |
|||
к 2013 году |
к 2014 году |
||||||
абс. (+,-) |
отн. (%) |
абс. (+,-) |
отн. (%) |
||||
Выручка, тыс. руб. |
17309 |
42077 |
56011 |
24768 |
243,09 |
13934 |
133,12 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
15088 |
36452 |
48871 |
21364 |
241,60 |
12419 |
134,07 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
417 |
842 |
1448 |
425 |
201,92 |
606 |
171,97 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
295 |
355 |
722 |
60 |
120,34 |
367 |
203,38 |
Удельный вес затрат в выручке, % |
87,17 |
86,63 |
87,25 |
-0,54 |
99,38 |
0,62 |
100,72 |
Рентабельность продаж, % |
2,41 |
2,00 |
2,59 |
-0,41 |
83,06 |
0,58 |
129,19 |
Как следует из данных таблицы 2.2, в 2014 году выпуск продукции увеличился по сравнению с 2013 годом в 2,4 раза или на 24 768 тыс.руб. Рост себестоимости в 2015 году составил 34,07 %, что связано с ростом объемов производства и продаж. Объем продаж в 2014 году вырос в 2,43 раза, а в 2015 году на 33,12 %, что в конечном итоге привело к увеличению прибыли от продаж в 2,02 раза в 2014 году и на 71,97 % в 2015 году. Чистая прибыль за 2 года увеличилась почти в 2,5 раза (на 20,34 % в 2014 году и в 2,03 раза в 2015 году) и на конец 2015 г. составила 722 тыс.руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годами наблюдается динамика роста выручки от продажи продукции и в соответствии с этим удельный вес затрат в выручке снижается, т.е. выручка в 2014 году растёт опережающими темпами по сравнению с затратами, а в 2015 году замедляется. Рентабельность продаж за три года выросла незначительно: то есть, если в 2013 году на 100 руб. выручки от продаж ООО «Техно-цепь» получает 2,41 руб. прибыли от продаж, то в 2015 году – 2,59 руб.
В рамках дальнейшего анализа проведем оценку прибыли и рентабельности ООО «Техно-цепь».
2.2. Анализ показателей прибыли и рентабельности организации
Для анализа уровня и динамики прибыли используем данные бухгалтерской отчетности ООО «Техно-цепь», представленные в отчете о прибылях и убытках (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Техно-цепь» в 2013-2015 гг., тыс.руб.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Абсол. отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
||
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Выручка |
17309 |
42077 |
56011 |
24768 |
13934 |
243,09 |
133,12 |
Себестоимость |
15088 |
36452 |
48871 |
21364 |
12419 |
241,6 |
134,07 |
Валовая прибыль |
2221 |
5625 |
7140 |
3404 |
1515 |
253,26 |
126,93 |
Коммерческие расходы |
1804 |
4873 |
5692 |
3069 |
819 |
270,12 |
116,81 |
Прибыль от продаж |
417 |
842 |
1448 |
425 |
606 |
201,92 |
171,97 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-47 |
-368 |
-645 |
-321 |
-277 |
- |
- |
Прибыль до налогообложения |
370 |
472 |
903 |
102 |
431 |
127,57 |
191,31 |
Налоги |
-75 |
-117 |
-181 |
-42 |
-64 |
- |
- |
Чистая прибыль |
295 |
355 |
722 |
60 |
367 |
120,34 |
203,38 |
В организации в 2014 году по отношению к 2013 году прибыль от продаж выросла в 2,01 раза, а в 2015 году на 71,97 раза. За три года произошел рост чистой прибыли: на 20,3 % в 2014 году и в 2,03 раза в 2015 году. Рост показателей произошел за счет роста объема продаж цепей в связи с расширением ассортимента.
Динамический анализ в целом показал благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей за 3 года, выражающиеся в увеличении показателей прибыли. Несмотря на это следует изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективного их использования. Следует обратить внимание на тот факт, что чистая прибыль увеличилась за счет роста объема продаж.
На основе горизонтального анализа проведена оценка количественного изменения показателей. Для того, что рассмотреть изменения структуры показателей в 2013-2015 гг. необходимо провести вертикальный анализ отчета о финансовых результатах, представленный в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Техно-цепь» в 2013-2015 гг.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение уд. вес, % |
||||
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
|
Выручка |
17309 |
100,00 |
42077 |
100,00 |
56011 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
Себестоимость |
15088 |
87,17 |
36452 |
86,63 |
48871 |
87,25 |
-0,54 |
0,62 |
Валовая прибыль |
2221 |
12,83 |
5625 |
13,37 |
7140 |
12,75 |
0,54 |
-0,62 |
Коммерческие расходы |
1804 |
10,42 |
4873 |
11,58 |
5692 |
10,16 |
1,16 |
-1,42 |
Прибыль от продаж |
417 |
2,41 |
842 |
2,00 |
1448 |
2,59 |
-0,41 |
0,58 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-47 |
0,27 |
-368 |
0,87 |
-645 |
1,15 |
0,60 |
0,28 |
Прибыль до налогообложения |
370 |
2,14 |
472 |
1,12 |
903 |
1,61 |
-1,02 |
0,49 |
Налоги |
-75 |
0,43 |
-117 |
0,28 |
-181 |
0,32 |
-0,15 |
0,04 |
Чистая прибыль |
295 |
1,70 |
355 |
0,84 |
722 |
1,29 |
-0,86 |
0,45 |