Файл: Налоги как цена услуг государства (Теоретические основы налогообложения как института администрирования и финансового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) по компетенции органов власти по установлению элементов налога – федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются на всей территории РФ, т.е. все элементы налога определяются федеральными законами и едины на всей территории страны. В РФ 19 статьей Закона «Об основах налоговой системы в РФ» установлено 15 федеральных налогов.

К региональным налогам в соответствии с 20 статьей Закона «Об основах налоговой системы в РФ» относятся налог на имущество организаций, лесной доход, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги делятся на две группы. Налоги первой группы устанавливаются на всей территории РФ, но отдельные их элементы находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, формы отчетности.

К первой группе местных налогов относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и сбор за право заниматься предпринимательской деятельностью.

Налоги второй группы вводятся в действие органами местного самоуправления (налог на рекламу).

5) по источнику уплаты – с выручки (НДС, таможенные пошлины, акцизы), с расходов (единый социальный налог, земельный налог), с финансового результата (налог на имущество организаций), с дохода (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций). Эта классификация, а также деление налогов на прямые и косвенные имеет принципиальное значение для понимания распределения налогового бремени между налогоплательщиками;

6) по назначению – общие и специальные. Общие или немаркированные налоги не имеют конкретной связи с отдельными видами расходов бюджета, чем обеспечивают его гибкость; специальные или маркированные налоги связаны с конкретными направления финансирования бюджетных расходов (единый социальный налог). [11]

Классификация налогов необходима для анализа эффективности налоговой системы, под которой понимается ее соответствие целям экономической политики государства. При изменении состава налогов или их элементов важно знать, какое воздействие предпринятые мероприятия окажут на налогоплательщика и доходы бюджета.

Налоговые доходы являются основным бюджетообразующим источником. Для целей формирования доходов бюджета и их анализа существует бюджетная классификация доходов, которая едина для всех уровней бюджетной системы страны. В настоящее время действует бюджетная классификация, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (последняя редакция от 26.05.2004 г. № 45-ФЗ).


Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут принимать свои законы о бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ, а детализируя ее. По мере изменения состава налогов в бюджетную классификацию вносят корректировки.

Все доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи, имеющие соответствующие коды.

В группу "Налоговые доходы", имеющую код 1000000, включаются следующие подгруппы (коды 1010000 – 140000), статьи (1010100 – 1400500) и подстатьи (1010101 – 1400540) доходов:

1010000 - Налоги на прибыль. Сюда относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на игорный бизнес, единый социальный налог; 1020000 - Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы. Сюда относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензионный сбор за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и пр.; 1030000 - Налоги на совокупный доход, к которым относятся единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог;

1040000 - Налоги на имущество, в т.ч. налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами;

1050000 - Платежи за пользование природными ресурсами, к которым относятся платежи за пользование недрами (в части погашения задолженности прошлых лет), платежи за пользование недрами территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; платежи за пользование недрами при реализации соглашений о разделе продукции; разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти); налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование лесным фондом, в т.ч. лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом; водный налог; земельный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, к которым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины; 1400000 - Прочие налоги, пошлины и сборы, в т.ч. государственная пошлина; сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; недоимка, пени и штрафы по взносам во внебюджетные фонды; 1400400 - Налоги субъектов Российской Федерации, в т.ч. сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет); транспортный налог 1400500 - Местные налоги и сборы, в т.ч. налог на рекламу. [12]


Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права.

Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность – это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.

Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Обязательным элементом правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства.

Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Налоговое законодательство предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитать сумму налога и перечислять ее в надлежащий адрес. Но по некоторым видам налогов обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам.

Глава 2. Судебная практика применения налоговых санкций

Нечеткие формулировки составов налоговых правонарушений, описанных в п. 1 и 3 ст. 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и п. 1 ст. 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога», дают возможность применения норм ответственности указанных статей НК РФ одновременно, если грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения повлекло за собой неуплату и неполную уплату сумм налога.


Этим пользуются налоговые органы, ссылаясь на п. 5 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

С другой стороны, согласно п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

В своем определении «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ» от 18.01.01 г. № 6-О Конституционный суд РФ отметил, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным судом РФ.

Административная ответственность налогоплательщиков установлена КоАП РФ, вступившим в силу с 1 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30.12.01 г. № 195-ФЗ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Под должностным лицом в данном случае следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела второго КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разд. I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.