Файл: Налоги как цена услуг государства (Теоретические основы налогообложения как института администрирования и финансового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, налоги как институт правомерно рассматривать только как часть или подсистему института государства. Налоги как сеть. Рассматривая налог как разновидность сети, можно выделить как минимум два аспекта: государство как сеть и сами налоги как сеть.

Рассматривая первый аспект, можно отметить, что чем больше людей объединено в сеть государства, тем оно мощнее, независимее от других государств и дает большую уверенность в том, что способно защитить отдельного гражданина. [4]

Одними из издержек участия в этой сети являются налоги.

Рассматривая второй аспект, заметно, что ввиду своеобразия налоговых систем разных стран, налогоплательщикам удобнее взаимодействовать с контрагентами внутри страны, потому, что они «говорят на одном языке» в плане оформления документации, необходимой для исчисления и уплаты налогов.

Для представления самих налогов как сети также можно привести пример с налогом на добавленную стоимость и акцизами.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками этих налогов, входят в своеобразную сеть, в которой каждый из них одновременно как получает суммы этих налогов при продаже товаров, готовой продукции, услуг, так и отдает при приобретении сырья, материалов, товаров для перепродажи.

Соответственно, чем больше контрагентов конкретного налогоплательщика

является плательщиками НДС и акцизов, тем больше он сможет принять выплаченного налога к вычету.

Наличие сети плательщиков НДС и акцизов подтверждается практикой – зачастую многие крупные организации отказываются работать с налогоплательщиками, перешедшими на специальные налоговые режимы именно из-за того, что они не могут принять налог к вычету.[5]

Налоги как трансакционные издержки. Роль налогов в части формирования трансакционных издержек двоякая.

С одной стороны, государство, финансируемое за счет налогов, снижает трансакционные издержки участников рынка, с другой стороны, налоги можно рассматривать как разновидность трансакционных издержек для всех сделок, являющихся объектом налогообложения.

Налоги как контракт. Здесь логично обратиться к ранней теории налога как общественного договора (обмена).

С точки зрения современной науки эта теория конечно утопическая, однако, рассмотрение в свете институциональной экономики может дать ей новую жизнь.

Специфика налогов как контракта в том, что гражданин может разорвать его только одним из двух способов – либо сменив место хозяйственной деятельности либо совсем прекратив ее.


Отличие от обычного контракта в том, что оппортунистическое поведение априори выгодно налогоплательщикам, поэтому механизм принуждения к исполнению данного контракта должен быть встроен в сам контракт.

Однако, оппортунистическое поведение выгодно только с экономической точки зрения, если же рассматривать с точки зрения стремления актора к определенности, предсказуемости будущего, то оппортунистическое поведение становится невыгодным.

Что касается государства, то для него оппортунистическое поведение (невыполнение государственных функций, финансируемых за счет налогов) выгодно только до тех пор, пока нет угрозы массовых социальных потрясений.

1.3.Понятие налогов и сборов в Российской Федерации

Налог как всякая экономическая категория характеризуется через сущность и формы ее проявления. Налог относится к числу финансовых категорий, имея с ними ряд общих черт: субъекты, объекты и функции.

Субъектами этих отношений являются государство, физические и юридические лица, объектом – доходы, полученные в результате первичного распределения стоимости созданного продукта. Заработная плата, рента, процент и прибыль – источники налога. Часть этих доходов перемещается из частного сектора в государственный, что означает смену формы собственности доходов, полученных обществом. [6]

Это – первая сущностная черта налоговых отношений. Вторая сущностная черта налога – это особый экономический институт, характеризующий правила поведения субъектов экономических отношений и оформленный в современном обществе нормами права.

В таком своем качестве налог становится формой принудительного изъятия денежных средств в доход государства, но одновременно – осознанной необходимостью.

Налог, понимаемый как осознанная общественная необходимость отчуждения части полученных доходов, подчеркивает особую роль государства, призванного выполнить функции, которые невозможно и нецелесообразно переложить на любого другого субъекта экономических отношений. Общество нанимает и оплачивает содержание государственного аппарата, возлагая на негоопределенные функции, реализация которых решает задачи всего общества, но каждого из его граждан по-разному.

Отсюда следует третья характерная черта налога – индивидуальная безэквивалентность. Это означает, что государство не обязуется вернуть каждому налогоплательщику столько же, сколько он перечислил в государственную казну.


Такое и невозможно, поскольку, во-первых, содержание государственного аппарата стоит денег, а, во-вторых, теряется смысл изъятия.

Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству.

Однако это не единственный признак налога. Отличать налог от других видов платежей следует и по таким признакам, как строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти. [7]

Закон «Об основах налоговой системы в РФ» фактически ставил знак равенства между налогом и другими видами платежей, такими как сбор и налог.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Для характеристики налоговой базы имеет значение:

1) масштаб налога – установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная каким-либо физическим параметром или предметом измерения (крепость напитков, мощность двигателя, объем двигателя);

2) единица налога – условная единица принятого масштаба, которая используется для количественного выражения налоговой базы (градус, кубический сантиметр, баррель, рубль).

Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность двигателя автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила, кубический сантиметр. Масштабом для исчисления акцизов является, в частности, объем бензина, единицей налога – литр, баррель.

В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы можно разделить на следующие виды:

1) налоговые базы со стоимостными показателями (стоимость имущества, сумма дохода);

2) налоговые базы с объемно-стоимостными показателями: для исчисления налога на добавленную стоимость используется объем реализованной продукции;

3) налоговые базы с физическими показателями (объем добытого сырья).

Для определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет выбор метода учета налоговой базы:

1) кассовый метод или метод присвоения учитывает момент получения средств и осуществления расходов. Все суммы должны быть реально полученными доходами и реально произведенными расходами;


2) метод начисления или накопительный метод позволяет признать доходом все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности или нет.

Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств,возникших в налоговом периоде. При этом не имеет значения,произведены ли по этим обязательствам выплаты. [8]

Для российских организаций право выбора между названными методами перестало существовать с 1 января 2002 года в связи с введением 25 главы НК, которая определила метод начисления в качестве единственно возможного для исчисления налоговой базы. Исключение предоставлено лишь предприятиям, объем выручки от реализации продукции которых за четыре последних квартала не превышает в каждом их них 1 млн. рублей. Они могут выбирать один из двух вышеназванных методов.

Существует четыре метода определения налоговой базы:

1) прямой – основан на реально и документально подтвержденных показателях налогоплательщика. Прямой метод является основным в российском законодательстве;

2) косвенный (расчет по аналогии) – основан на определении налоговой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков; применяется для исчисления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

3) условный – предполагает использование вторичных признаков определения условной суммы дохода: сумма арендной платы снимаемых помещений, средняя сумма расходов на жизнь; в российской практике не применяется;

    1. паушальный – основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. Например, в Лихтенштейне налог, взимаемый с пенсионеров, составляет 12 % суммы их расходов на проживание. В российской практике не применяется.[9]

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения по федеральным налогам, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения.


Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

Прогрессивная налоговая ставка установлена в РФ по налогу на имущество физических лиц, по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; регрессивная ставка – по единому социальному налогу.

Для большинства налогов в РФ применяется пропорциональная налоговая ставка.

В зависимости от содержания различают ставки:

1) маргинальные, которые даны непосредственно в законе о налоге;

2) фактические или эффективные, которые определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе. Ее величина может быть меньше маргинальной ставки при наличии налоговых льгот и вычетов, которые уменьшают налоговую базу;

3) экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

1.4.Классификация налогов в Российской Федерации

Классифицировать налоги и сборы можно по множеству различных признаков. В целом классификационные признаки универсальны, но группировка конкретных налогов в соответствии с ними характеризует межстрановые различия в системе налогов и сборов.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1) по субъекту налога, которым может быть юридическое или физическое лицо. В качестве физического лица-налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

2) по объекту налогообложения – личные (взимаемые с дохода), имущественные, ресурсные, налоги на потребление;

    1. по способу уплаты – прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и взимаются у источника получения дохода: налог на доходы физических лиц, земельный налог и др. С точки зрения социальной справедливости прямые налоги считаются более предпочтительными. Косвенные налоги взимаются в цене товара или услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.[10]
    2. При косвенном налогообложении продавец товара выступает как бы посредником между государством и непосредственным плательщиком налога (потребителем);