Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие франчайзинга в России происходит преимущественно по общемировым тенденциям. С целью привлечения потребителей франшизы и конечных потребителей ожидается последующая диверсификация, иными словами появление новых франшиз и новых форматов. В России, особенно в ее регионах начинается активизация потенциальных франчайзи. Наблюдается спрос на франшизу со стороны организаций и торговых центров, являющихся арендодателями помещений. Успешные франшизы всегда востребованы. Качественно изменился и сектор потенциальных франчайзи, в большинстве своем это грамотные бизнесмены, желающие приобрести хороший продукт[12].

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг[13].

По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

Помимо торговой сети «Спар», разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний[14].


Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд[15]. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: «Сабвей» (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «Кэй Эф Си», «Русское бистро», «Пицца-хат». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.

Помимо вышеизложенных сфер, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности[16]:

  • услуги в области спорта и здоровья;
  • розничная реализация товаров длительного пользования;
  • услуги в сфере информационных технологий;
  • гостиничный бизнес;
  • игорный бизнес;
  • туристический бизнес;
  • услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, мы получили данные, свидетельствующие о перспективности для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.

Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

Российская ассоциация франчайзинга.

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году, зарегистрирована в РФ в 1999 году лидерами российского франчайзингового сообщества и Московским фондом поддержки малого предпринимательства как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России[17].


За восемнадцать лет своего существования организация сплотила в своих рядах более 70 наиболее известных франчайзинговых, консалтинговых компаний и ведущих банков, добилась международного признания, изменила действующее законодательство, создала и реализует Стратегию и программу развития франчайзинга в Российской Федерации.

Для реализации разработанной Стратегии РАФ провела полную модернизацию организации. В числе основных изменений — внедрение принципов корпоративного управления, создание комитетов ассоциации, формирование обновленного состава Совета директоров, представленного крупнейшими франчайзинговыми компаниями России, принятие Стратегии и плана развития, значительное расширение членской базы[18].

Сегодня РАФ является национальной франчайзинговой ассоциацией, координационным и информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзоров и франчайзи. Ассоциация служит центром популяризации франчайзинга, основным источником информации для СМИ, центром формирования общественного мнения в этой сфере. РАФ объединяет ведущих экспертов в области франчайзинга, торговли, индустрии гостеприимства, красоты и здоровья, сферы услуг и других видов деятельности.

РАФ представляет интересы российского франчайзинга на всех уровнях власти, в отношениях с общественными организациями, коммерческими компаниями и частными лицами.

В 2010-2011 годах РАФ разработала, добилась внесения и принятия поправок в 54 главу Гражданского Кодекса РФ (коммерческая концессия). 14 июля 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации».

В 2011 году предложения РАФ были приняты Министерством экономического развития РФ и внесены в приказ № 227 от 20 мая 2011 года.

Ассоциация играет роль моста, соединяющего заинтересованные стороны, и консолидирует их потенциал, служит как постоянно действующий форум по обмену информацией и идеями, ведет исследовательскую работу[19].

Одной из основных целей ассоциации является обеспечение развития института франчайзинга в России, а также улучшение правовой и бизнес-среды, в которой действуют предприниматели.

РАФ выпускает информационные издания; проводит семинары, организует выставки и конференции, формирует делегации бизнесменов на франчайзинговые выставки и важные мероприятия, проходящие за пределами России.


РАФ является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC), имеет рабочие контакты с основными российскими и зарубежными общественными организациями предпринимателей.

Возглавляет Российскую ассоциацию франчайзинга (РАФ) президент, председатель Совета директоров Мераб Елашвили (Бен-Эл). Оперативное управление деятельностью осуществляет исполнительный директор Юрий Михайличенко.

В составе РАФ функционируют десять комитетов: Комитет по финансам и кредитам, Комитет по конгрессно -выставочной деятельности, Комитет по защите прав и законных интересов членов РАФ, Комитет по информационному обеспечению, коммуникациям и рекламе, Комитет по аудиту, Комитет по международным связям, Комитет по законодательству и защите интеллектуальной собственности, Комитет по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями, Комитет по молодѐжной политике.

РАФ объединяет крупнейшие сетевые франчайзинговые компании, большая часть которых представлена в секторе оказания услуг, ритейла, производства и является хорошей площадкой для взаимного продвижения. Сейчас в ассоциацию входит более 70 компаний (средняя численность объектов в каждой концепции более 400 точек) и их число постоянно увеличивается[20].

Таким образом, косвенно под шапкой РАФ собрано порядка 11000 - 12000 субъектов малого бизнеса, представленных различными объектами торговли и услуг, производственными объектами.

РАФ располагает порталом о франчайзинге, регулярно выпускает электронные периодические издания (бюллетень, дайджест СМИ), печатные издания (ежегодный каталог «Лидеры российского франчайзинга», брошюру РАФ) и является рекламной площадкой (для членов РАФ бесплатной) для целевой аудитории.

РАФ проводит от 2 до 6 публичных мероприятий в месяц общей численностью от 50 до 400 человек каждое. Целевая группа – малые и средние предприниматели, представители органов власти, франчайзинговые компании. РАФ является соорганизатором крупнейших бизнес мероприятий в стране в сфере общественного питания, франчайзинга, ритейла. Под патронажем РАФ проходит центральная выставка по франчайзингу BuyBrand, семь выставок в регионах, всероссийская гонка «Экспедиция трофи» (Мурманск-Владивосток).

Мнение РАФ является экспертным и к нему прислушиваются крупные сетевые компании.

РАФ лоббирует интересы своих членов на всех уровнях власти: от муниципалитетов до Правительства и Государственной Думы.


РАФ, совместно с Минэкономразвития и субъектами РФ реализует целевую программу развития франчайзинга в регионах. Для чего регулярно (1 раз в месяц) проводит крупные межрегиональные форумы (200-400 человек предпринимателей региона), взаимодействует с фондами поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывает содействие в подготовке программ развития сферы торговли и услуг, франчайзинга[21].

РАФ, являясь членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC) осуществляет многогранную и широкую международную деятельность. Сегодня РАФ активно работает над проектом гармонизации нормативно-правовой базы Белоруссии и России с целью создания более благоприятного климата для малого и среднего предпринимательства, совместного продвижения национальных концепций на рынках третьих стран. В рабочих планах Союзного государства РАФ отвечает за развитие франчайзинга, продвижение концепций, развитие придорожного сервиса и информационную работу[22].

В составе РАФ учреждена и функционирует дочерняя компания (100% долей компании принадлежит НО «Ассоциация франчайзинга»). ООО «Академия франчайзинга» является профессиональной консалтинговой компанией, осуществляет конгресно-выставочную деятельность, образовательную деятельность, разрабатывает франшизные пакеты, ведет международные проекты и выпускает популярные издания о франчайзинге.

Состав РАФ (2016 год)

  • 75 компаний
  • Брендов - 99
  • Франчайзи членов РАФ – 18000

Ассоциация франчайзинга (РАФ) является действительным членом Всемирного совета по франчайзингу (WFC).

Российская ассоциация франчайзинга имеет рабочее взаимодействие с ключевыми международными ассоциациями франчайзинга и ассоциациями франчайзинга стран СНГ: Украиной, Белоруссией, Казахстаном, заключены соглашения о совместной деятельности.

По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний (98% за последние три года), что можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2

По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC)[23]

Страны

Количество франчайзеров

Количество франчайзи

Количество объектов сетей

Количество занятых сетях (чел.)

Процентное соотношение к GDP (ВВП страны)

Россия

485

8,615

20,731

277,480

*

США

2,200

250,000

854,511

21,000,000

15%

Великобритания

842

34,800

34,800

465,000

*

Франция

1,369

51,600

53,002

82,587

*

Германия

960

58,000

58,000

452,000

*

Бразилия

1,643

79,988

*

*

*

Корея

2,500

240,000

*

1,200,000

8.5%

Япония

1,231

230,822

*

2,500,000

0.4%

Китай

4,000

260,000

*

2,400,000

8.7%

Австралия

1,000

70,000

*

*

*

Финляндия

265

6,800

6,800

42,000

3,5 %