Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга
1.1 Анализ развития франчайзинга
1.2 Франчайзинг - модель ведения бизнеса
Глава 2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
2.1 Вертикальные ограничения в системе франчайзинга
2.2 Развитие франчайзинга в России
Развитие франчайзинга в России происходит преимущественно по общемировым тенденциям. С целью привлечения потребителей франшизы и конечных потребителей ожидается последующая диверсификация, иными словами появление новых франшиз и новых форматов. В России, особенно в ее регионах начинается активизация потенциальных франчайзи. Наблюдается спрос на франшизу со стороны организаций и торговых центров, являющихся арендодателями помещений. Успешные франшизы всегда востребованы. Качественно изменился и сектор потенциальных франчайзи, в большинстве своем это грамотные бизнесмены, желающие приобрести хороший продукт[12].
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.
Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг[13].
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Помимо торговой сети «Спар», разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний[14].
Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд[15]. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: «Сабвей» (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «Кэй Эф Си», «Русское бистро», «Пицца-хат». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.
Помимо вышеизложенных сфер, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности[16]:
- услуги в области спорта и здоровья;
- розничная реализация товаров длительного пользования;
- услуги в сфере информационных технологий;
- гостиничный бизнес;
- игорный бизнес;
- туристический бизнес;
- услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, мы получили данные, свидетельствующие о перспективности для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.
Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
Российская ассоциация франчайзинга.
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году, зарегистрирована в РФ в 1999 году лидерами российского франчайзингового сообщества и Московским фондом поддержки малого предпринимательства как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России[17].
За восемнадцать лет своего существования организация сплотила в своих рядах более 70 наиболее известных франчайзинговых, консалтинговых компаний и ведущих банков, добилась международного признания, изменила действующее законодательство, создала и реализует Стратегию и программу развития франчайзинга в Российской Федерации.
Для реализации разработанной Стратегии РАФ провела полную модернизацию организации. В числе основных изменений — внедрение принципов корпоративного управления, создание комитетов ассоциации, формирование обновленного состава Совета директоров, представленного крупнейшими франчайзинговыми компаниями России, принятие Стратегии и плана развития, значительное расширение членской базы[18].
Сегодня РАФ является национальной франчайзинговой ассоциацией, координационным и информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзоров и франчайзи. Ассоциация служит центром популяризации франчайзинга, основным источником информации для СМИ, центром формирования общественного мнения в этой сфере. РАФ объединяет ведущих экспертов в области франчайзинга, торговли, индустрии гостеприимства, красоты и здоровья, сферы услуг и других видов деятельности.
РАФ представляет интересы российского франчайзинга на всех уровнях власти, в отношениях с общественными организациями, коммерческими компаниями и частными лицами.
В 2010-2011 годах РАФ разработала, добилась внесения и принятия поправок в 54 главу Гражданского Кодекса РФ (коммерческая концессия). 14 июля 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации».
В 2011 году предложения РАФ были приняты Министерством экономического развития РФ и внесены в приказ № 227 от 20 мая 2011 года.
Ассоциация играет роль моста, соединяющего заинтересованные стороны, и консолидирует их потенциал, служит как постоянно действующий форум по обмену информацией и идеями, ведет исследовательскую работу[19].
Одной из основных целей ассоциации является обеспечение развития института франчайзинга в России, а также улучшение правовой и бизнес-среды, в которой действуют предприниматели.
РАФ выпускает информационные издания; проводит семинары, организует выставки и конференции, формирует делегации бизнесменов на франчайзинговые выставки и важные мероприятия, проходящие за пределами России.
РАФ является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC), имеет рабочие контакты с основными российскими и зарубежными общественными организациями предпринимателей.
Возглавляет Российскую ассоциацию франчайзинга (РАФ) президент, председатель Совета директоров Мераб Елашвили (Бен-Эл). Оперативное управление деятельностью осуществляет исполнительный директор Юрий Михайличенко.
В составе РАФ функционируют десять комитетов: Комитет по финансам и кредитам, Комитет по конгрессно -выставочной деятельности, Комитет по защите прав и законных интересов членов РАФ, Комитет по информационному обеспечению, коммуникациям и рекламе, Комитет по аудиту, Комитет по международным связям, Комитет по законодательству и защите интеллектуальной собственности, Комитет по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями, Комитет по молодѐжной политике.
РАФ объединяет крупнейшие сетевые франчайзинговые компании, большая часть которых представлена в секторе оказания услуг, ритейла, производства и является хорошей площадкой для взаимного продвижения. Сейчас в ассоциацию входит более 70 компаний (средняя численность объектов в каждой концепции более 400 точек) и их число постоянно увеличивается[20].
Таким образом, косвенно под шапкой РАФ собрано порядка 11000 - 12000 субъектов малого бизнеса, представленных различными объектами торговли и услуг, производственными объектами.
РАФ располагает порталом о франчайзинге, регулярно выпускает электронные периодические издания (бюллетень, дайджест СМИ), печатные издания (ежегодный каталог «Лидеры российского франчайзинга», брошюру РАФ) и является рекламной площадкой (для членов РАФ бесплатной) для целевой аудитории.
РАФ проводит от 2 до 6 публичных мероприятий в месяц общей численностью от 50 до 400 человек каждое. Целевая группа – малые и средние предприниматели, представители органов власти, франчайзинговые компании. РАФ является соорганизатором крупнейших бизнес мероприятий в стране в сфере общественного питания, франчайзинга, ритейла. Под патронажем РАФ проходит центральная выставка по франчайзингу BuyBrand, семь выставок в регионах, всероссийская гонка «Экспедиция трофи» (Мурманск-Владивосток).
Мнение РАФ является экспертным и к нему прислушиваются крупные сетевые компании.
РАФ лоббирует интересы своих членов на всех уровнях власти: от муниципалитетов до Правительства и Государственной Думы.
РАФ, совместно с Минэкономразвития и субъектами РФ реализует целевую программу развития франчайзинга в регионах. Для чего регулярно (1 раз в месяц) проводит крупные межрегиональные форумы (200-400 человек предпринимателей региона), взаимодействует с фондами поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывает содействие в подготовке программ развития сферы торговли и услуг, франчайзинга[21].
РАФ, являясь членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC) осуществляет многогранную и широкую международную деятельность. Сегодня РАФ активно работает над проектом гармонизации нормативно-правовой базы Белоруссии и России с целью создания более благоприятного климата для малого и среднего предпринимательства, совместного продвижения национальных концепций на рынках третьих стран. В рабочих планах Союзного государства РАФ отвечает за развитие франчайзинга, продвижение концепций, развитие придорожного сервиса и информационную работу[22].
В составе РАФ учреждена и функционирует дочерняя компания (100% долей компании принадлежит НО «Ассоциация франчайзинга»). ООО «Академия франчайзинга» является профессиональной консалтинговой компанией, осуществляет конгресно-выставочную деятельность, образовательную деятельность, разрабатывает франшизные пакеты, ведет международные проекты и выпускает популярные издания о франчайзинге.
Состав РАФ (2016 год)
- 75 компаний
- Брендов - 99
- Франчайзи членов РАФ – 18000
Ассоциация франчайзинга (РАФ) является действительным членом Всемирного совета по франчайзингу (WFC).
Российская ассоциация франчайзинга имеет рабочее взаимодействие с ключевыми международными ассоциациями франчайзинга и ассоциациями франчайзинга стран СНГ: Украиной, Белоруссией, Казахстаном, заключены соглашения о совместной деятельности.
По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний (98% за последние три года), что можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC)[23]
Страны |
Количество франчайзеров |
Количество франчайзи |
Количество объектов сетей |
Количество занятых сетях (чел.) |
Процентное соотношение к GDP (ВВП страны) |
Россия |
485 |
8,615 |
20,731 |
277,480 |
* |
США |
2,200 |
250,000 |
854,511 |
21,000,000 |
15% |
Великобритания |
842 |
34,800 |
34,800 |
465,000 |
* |
Франция |
1,369 |
51,600 |
53,002 |
82,587 |
* |
Германия |
960 |
58,000 |
58,000 |
452,000 |
* |
Бразилия |
1,643 |
79,988 |
* |
* |
* |
Корея |
2,500 |
240,000 |
* |
1,200,000 |
8.5% |
Япония |
1,231 |
230,822 |
* |
2,500,000 |
0.4% |
Китай |
4,000 |
260,000 |
* |
2,400,000 |
8.7% |
Австралия |
1,000 |
70,000 |
* |
* |
* |
Финляндия |
265 |
6,800 |
6,800 |
42,000 |
3,5 % |