Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга
1.1 Анализ развития франчайзинга
1.2 Франчайзинг - модель ведения бизнеса
Глава 2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
2.1 Вертикальные ограничения в системе франчайзинга
2.2 Развитие франчайзинга в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается увеличение количества франчайзинговых систем. К сожалению, реальная статистика по франчайзингу в России никем не ведется, все данные основаны на исследованиях франчайзинговых компаний, ассоциаций по франчайзингу, а так же отельными предпринимателями, заинтересованными данной темой.
Франчайзинг пока не стал предметом пристального научного внимания в нашей стране. Книги, посвященные франчайзингу, являются, по сути, практическими пособиями по развитию франчайзинговой сети и не стремятся к научному описанию данного вида предпринимательской деятельности.
Статей и диссертаций по франчайзингу так же очень мало. Таким образом, степень разработанности данной проблемы крайне невысока.
В связи с этим, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного изучения проблемы и большим интересом к данному направлению развития бизнеса в нашей стране начинающими предпринимателями и преуспевшими бизнесменами, которые ведут свой бизнес или хотят его организовать по системе франчайзинга, а также ее недостаточной разработанностью.
Целью работы является перспективный анализ франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю развития франчайзинга. Зарождение и современный этап.
- Проанализировать франчайзинг как модель ведения бизнеса. Его преимущества и недостатки.
- Изучить развитие франчайзинга в России.
- Выявить вертикальные ограничения в франчайзинговых системах.
- Проанализировать франчайзинг как инструмент развития бизнеса в России.
Объектом исследования является франчайзинг.
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических положений, раскрывающих роль и значение франчайзинга в современной экономике.
Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, сбор и систематизация информации.
Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи исследования, в работе использовались труды отечественных и зарубежных авторов, а также интернет ресурсы, результаты практических исследований различных аналитиков и специалистов, статьи и обзоры рынка франчайзинга и другие актуальные источники информации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Понятие и сущность франчайзинга
1.1 Анализ развития франчайзинга
Слово - «франчайзинг» состоялось от французского franchise, что значит - «льгота», преимущество, освобождение от налога, вклада, характерезующего право на свободу ведения некоторой работы, к примеру, проведение ярмарок, организацию базаров, использование паромов и переправ, право на охоту, возведение дорог или же создание эля. В средние века такими привилегиями владели короли, которые предоставляли франшизы на платную работу всякого типа. В последствии данное слово закрепилось в англоязычных государствах[1].
По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечивания гораздо лучшего сбора налогов предоставлял конкретным лицам право собирать выплаты в каких-нибудь географических зонах. Данным «сборщикам» было позволено сдерживать у себя значительную часть сборов.
Современный франчайзинг считается сравнительно новым действием в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин «франшиза» в США и Австралии означает передачу кому-либо прав казенной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой Англии повелитель предоставлял знати всевозможные права, к примеру, собирать налоги на предопределенной местности в обмен на необходимые власти сервисы. Жителям давались разрешения (франшиза) реализовывать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом, издревле власть делегировала часть своих полномочий взамен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система «связанных домов», сущность которой содержалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками лишь хозяевам постоялых дворов по определенной лицензии. Основная масса собственников не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в норму и оплату лицензии. Данную систему великолепно использовали пивовары, предоставляя обладателям постоялых дворов заем либо сдавая им в аренду имущество, а получая в обмен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.
В последующие века с развитием экономики государств развивалась и претерпевала изменения сама концепция франчайзинга.
В 40-х годах XIX века большая часть пивоваров Германии предоставляло франшизы конкретным тавернам, позволяя их обладателям эксклюзивно реализовывать пиво. Данное событие как раз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, имеющейся и до сих пор.
Приблизительно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила фирма «Зингер», предоставляя иным организациям на определенной территории исключительные права на реализацию и сервис своих швейных машин. Фирма «Зингер» использовала договоры на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговые методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и автомобильные компании стали предоставлять права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав на продажу продукции производителя.
Современная концепция франчайзинга была замечена после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военных и с последовавших за этим огромным подъемом рождаемости. В то же время возникла огромная необходимость в различных видах товаров и предложений.
В данных условиях франчайзинг проявился как идеальная модель для убыстренного развития гостинично-туристического сектора и промышленности общественного питания.
В 1950 году стартовала эпоха прогрессивного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - торговец аппаратов для производства молочных коктейлей. Единожды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания «Сан Бернадино», управляемый братьями Макдональдами, впечатленный вкусом питательного картофеля-фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса.
Так возникла одна из самых эффективных фирм в истории американского бизнеса.
60 – 70ые годы - период наибольшего подъема франчайзингового бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа «липовых» франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
- помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
- помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;
- помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.
В России франчайзинг появился относительно недавно и еще не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.
Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, история ее возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда[2].
1.2 Франчайзинг - модель ведения бизнеса
В отечественной экономической литературе термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения. Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:
Франчайзинг – это лицензия за использование товарного знака со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с действующим законодательством. Наглядный пример представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Действие франчайзинга
Франчайзер.
Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает право на использование своего товарного знака, ноу-хау и операционных систем. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу
Франчайзи.
Франчайзи — это человек или компания, которые покупают возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой И за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза.
Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору[3].
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.