Файл: Формы государственного устройства (Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
Совсем не обязательно политически единое государство становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные права, свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям не по собственному праву, а приобретаются в силу закона изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы подчинены правительству.
Учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения – глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относится к числу высших государственных органов.
В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона – акты высшей юридической силы. Это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющих локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
Системы налогообложения, применяемые в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных налогов, как правило, допускается лишь с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не в праве по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.
В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символичные, почетного гражданства.
Устройство унитарных государств, имеющих в своем составе автономии (сложных унитарных государств), может быть различной в зависимости от числа автономных образований и формы автономий. В единичных странах автономные образования имеют в своем составе некоторые субъекты Федерации (например, штат Ассам в Индии). Подробнее об автономии будет сказано ниже.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности. Именно в этих целях, в ряде развивающихся стран федеративного государства, были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т.д.). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам и в нем нет компактно проживающих групп населения (этническими, бытовыми и т.д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе и географическими условиями), то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление – антидемократическое явление.
1.2 Федерация: понятие, признаки, структура. Особенности федерации в России
Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Часто вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство».[12]
Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерация в основном имеет республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключение. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть – монархическую.[13]
Федеративное государство может образовываться несколькими способами:
в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивая свою независимость от британской короны, договорились о создании нового государства США);
путем присоединения к государству новых территорий и наделение их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки Луизиана, в ходе освоения новых территорий – штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории, прежде существовавшего государства;
в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращение их в субъекты федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг.; Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представляющие собой конфедеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).
Интегративной функцией федерализма, единством федерального страны обоснованы наличие федеральной конституции и законодательства, высших органов гос власти, гражданства федерации, её местности, политическое, экономическое и военное единство страны. Децентрализацией общественной власти и разделением её по вертикали обосновано наличие у субъектов федерации собственных конституций либо других учредительных документов (уставов) и собственного законодательства, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а так же в ряде всевозможных случаев гражданства субъекта федерации, муниципальных знаков.
Рациональное сочетание и взаимодействие этих функций и их государственно-правовых проявлений является переменным условием стабильности и стойкости данной формы муниципального устройства: «Чрезмерная централизация общественной власти ведет к перерождению федерации в унитарное правительство, даже если при всем этом сохраняются наружные атрибуты федерализма, чрезмерная дезинтеграция общественной власти чревата разрушением политико-правового, экономического и военного единства федеративного страны и вычленением из него отдельных суверенных государств…»
Федерация как форма муниципального устройства обладает рядом специфичных принципов:
1. Федерацию составляют муниципальные образования (штаты в США, Индии, земли в ФРГ провинции в Канаде), которые имеют статуса субъектов федерации с своим административно-территориальным устройством и своей организацией власти. Эти образования обладаю своей компетенцией.
2. В отличие от унитарного страны территория федеративного не представляет собой одного целого. Она состоит, обычно, из территорий субъектов федерации. Но в нескольких федерациях её в состав могут заходить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (к примеру, федеральный округ Колумбия в США).
Субъекты федерации не владеют правом сецессии, т.е. правом выхода из союза, пробы сецессии могут иметь место и обычно ведут к внутреннему конфликту и даже вооруженному противоборству.
3. Субъекты федерации не являются государствами в своем смысле этого слова, они не владеют суверенитетом, хотя он формально провозглашен в неких федерациях. Субъекты федерации, обычно, или стопроцентно лишены права роли в интернациональных отношениях (Австрия) или их внешнеполитическая компетенция очень ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария).
4. В большинстве федераций вместе с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют законы конституции и законы субъектов федерации (США ФРГ Канады, Австрии, Швейцария и др.). При всем этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. В неких федерациях в целях единообразного регулирование однотипных публичных отношений предпринимаются меры по унификации законодательства субъектов федерации.
В большинстве федераций вместе с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, но, подразумевать, что идет речь не о наличии двойного гражданства, а о 2-ух уровнях гражданства 1-го страны. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации оказывает влияние на содержание правового статуса гражданина снутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного страны имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.)
Отличительным признаком федеративного муниципального устройства является двухпалатная структура парламента. В текущее время бикамерализм принят фактически во всех федеративных государствах. При всем этом нижняя палата везде - орган общенационального консульства и формируется методом выборов по территориально-избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной либо не выборной, она обеспечивает консульство субъектов федерации. При всем этом в одних странах (США, Мексика) устанавливается равное консульство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канада) консульство субъектов федерации в верхней палате определяется зависимо от численности населения в том либо ином субъекте союзного страны.
В федеральном государстве вместе с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти есть системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенции определяют, обычно, конституция субъектов федерации.
Исключительная компетенция федерации значит, что так как органы союза владеют императивными возможностями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. К исключительной компетенции федерации обычно относятся важные вопросы гос жизни, касающиеся всего страны как целого: оборона, управление вооруженными силами, валютное воззвание, сбор важных налогов и др.
Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и её субъектов значит, что императивные возможности в отношении отнесенных к этой компетенции предметов ведения принадлежат к федеральным органам, и органам субъектов федерации. При всем этом совместная компетенция подразумевает «издание рамочного закона союзом и следующее детализированное правовое регулирование со стороны субъекта федерации».
Конкурирующая компетенция значит, что «свои возможности в сфере совместной компетенции субъект федерации производит и тогда постольку, когда и так как альянс не пользовался своими правами в этой сфере».
Остаточная компетенция - это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.
Субъекты федерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти и управления. Система органов власти и управления субъектов федерации регулируется или союзными конституциями (Индия), или почаще конституциями этих муниципальных образований (США, ФРГ, Швейцария).
Форма правления субъектов федерации, обычно, схожа той, что существует в центре. Но из этого правила есть исключение. Так, в федерациях - монархиях (Канада, Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеют республиканскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являются монархиями, организация центральной власти имеет республиканские признаки (Малайзия, ОАЭ).
Все муниципальные образования являются членами союза (штаты провинции, земли, каноны), обычно, имеют собственные выборные законодательные органы (они могут быть как однопалатными, так и 2-ух палатными). Обычно однопалатные законодательные органы и нижняя палата двухпалатного парламента избираются этим же методом, что и федеральный парламент - компетенция, внутренняя организация и процедура деятельности парламентов субъектов федерации в целом подобна той, что имеет место в презентабельных федеральных органах.
В федерациях с парламентской формой правления (Канада, ФРГ, Индия) исполнительный орган субъекта формируется парламентским методом и несет перед законодательным органом ответственность за свою деятельность. Субъекты неких таких федераций имеет высшее должностное лицо, выполняющее функции главы этого муниципального образования. Там же, где такое должностное лицо не предвидено местными конституциями, его функции возложены на главу правительства субъекта федерации.
Конституции неких федеративных стран предугадывают возможность заключения соглашений меж федерацией и её субъектами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Следует, но, подразумевать, что методом заключения обоюдных договоров и соглашений конституционное рассредотачивание компетенции меж федерацией и её субъектами поменяются, не может.
Существует несколько классификаций федеративных стран.
I. Зависимо от метода появления и нрава упредившего федеративное правительство акта различают договорные и конституционные федерации. При договорном методе независящие страны объединялись в федерацию, заключив меж собой контракт. Позже, но, таковой контракт уступает место конституции. Конкретно таким макаром появились США.
Конституционные федерации появились на базе конституций, как это случилось в РСФСР в 1918г. В данном случае федерация формируется «сверху» в итоге признания центральной властью федерации в качестве более рациональной формы муниципального устройства и наделения республик, краев, областей и т.д. свойствами субъектов соответственной федерации.