Файл: Формы государственного устройства (Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
II. Зависимо от степени воздействия на государственное устройство территориального и государственного причин различают федерации, построенные:
по территориальному принципу;
по национальному принципу;
по национально-территориальному принципу.
III. Зависимо от конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав федеративного страны, различают также симметричные и асимметричные федерации. Под симметричными федерациями понимают такие, субъекты которых, согласно федеральной конституции, равноправны меж собой и в отношениях с федерацией. К их числу относят Австрию, ФРГ, ОАЭ и др. Но в этих федерациях симметрия имеет относительный, а не абсолютный нрав. Большая часть современных федераций асимметричны, при этом такая асимметрия может выражаться по различному и обусловливаться различием субъектов федерации (республики, края, области), наличием вместе с равноправными субъектами федерации и таких территориальных образований, статус которых значительно отличается от статуса других равноправных субъектов (федеральный округ, ассоциированные страны и пр.). Асимметрия может являться результатом и внутрифедеральным контрактом о разграничении предметов ведения и возможностей либо перераспределении компетенции меж федеральными органами гос власти и органами гос власти субъектов федерации.
IV. В.Е. Чиркин разделяет федерации на две группы:
федерация на базе союза;
федерация на базе автономии.
1-ые появляются на базе объединения ранее самостоятельных стран и поэтому после создания нового, более большого страны они обычно сохраняют муниципальный суверенитет и право выхода (сецессии) из состава федерации. Большая часть современных федераций, отвергая право сецессии, представляют собой, по Чиркину, федерацию на базе автономии. Тут автономией, на равных началах, пользуются все субъекты федерации. Субъекты таковой федерации являются не государствами, а муниципальными (государствоподобными) образованьями.
V. В конце концов, Баглай М.В. все федерации исходя из убеждений конституционного регулирования вопросов компетенции разделяет на четыре группы:
федерации, конституции которых закрепляют только список вопросов, отнесенных к исполнительной компетенции федерации;
федерации, конституции которых содержат детализированную регламентацию вопросов, относящихся к двум сферам компетенции;
федерации, конституции которых содержат трехзвенную систему разграничения компетенции меж союзом и его членами;
«австрийская модель»: конституция устанавливает четыре варианта рассредотачивания предметов ведения и возможностей меж федерациями и её субъектами.
Глава 2 Теоретические базы конфедерации и других объединений стран
Конфедерация - это неизменный альянс суверенных стран, предназначенный для заслуги каких-то общих целей.
Отметим сходу, что не все юристы выделяют конфедерацию как одну из форм муниципального устройства. В, частности, А.И.Коваленко вообщем считает, что «к формам муниципального устройства неприемлимо относить конфедерацию: это временный альянс стран для заслуги определенных целей». В то же время, большая часть создателей, делая надлежащие обмолвки, рассматривают её как международное объединение с элементами федерализма.
Направляет на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В реальности эти понятия имеют не только лишь наружные, да и содержательные совпадения, так как «оба выражают форму договорно-политического союза». Но, и разница меж ними принципная. Конфедерация, по другому говоря над - либо сверх-федерация значит нечто, выходящее за границы государственности, хотя и небезразличная для внутреннего муниципального устройства.
Образование конфедерации порождает не союзное правительство, а альянс стран. Принципиально увидеть, что межгосударственные дела составляют объект интернационального права. Но такие союзы, конфедерации, определяют не только лишь внешнеполитическое положение их участников, да и некие стороны государственной государственности. Потому конфедеративные и подобные им дела конкретно связаны с муниципальным правом.
Конфедерация представляет собой альянс стран, объединившихся на основании контракта, для воплощения общих политических целей и обязующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.
Юридической основой конфедерации является контракт, заключенный государствами - союзниками. Этот контракт либо серия соглашений не является главным законом, не составляют конституцию. По собственной природе они относятся к категории интернациональных (межгосударственных) соглашений.
Члены конфедерации не совершают конечной передачи собственного суверенитета, политическая правоспособность в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею. Совместно с тем конфедерация отличается от обыденных интернациональных договоров и организаций.
Роль в конфедерации связывает её членов широким комплексом обязанностей. При этом конфедерацию может заинтересовывать не только лишь наружняя политика, да и муниципальный строй, внутриполитическое состояние входящих в нее государств. Так, Союзное собрание - орган Германской конфедерации существовавшей с 1915 года до создания Германской империи - воспринимало решение, обязывающие союзников к принятию конституции, изданию законов, относящихся к правам подданных.
Сохраняя государственность, участники конфедерации отрешаются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведении конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, денежной политики, таможенного дела, совместного роли в интернациональных отношениях. Для этих союзов типично создание объединенных вооруженных сил. Может быть высочайшая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унификация правовых систем, статуса личности и др. институтов, регулируемых муниципальным правом.
Конфедерация имеет право принимать решения для выполнения возложенных на нее функций. Процедура применения и правовое значение этих решений имеют значительные особенности. Обыденные международные организации издают советы или вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подписанию руководителями присоединившихся стран и следующей ратификации. В конфедерации решения принимают союзные органы, и обязывающее значение этих решений могут получить из союзного контракта, т.е. без конкретного роли глав стран и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации.
В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являются законами: «Их следует найти все таки, как акты интернационального, а не государственного права». Эти права и обязанности не для людей, не для юридических лиц, а в отношение фактически стран. За нарушение актов, обозначенных конфедерацией, она не может наказать лиц, являющихся конкретными виновниками, так как члены союза сохраняют право юрисдикции на собственной местности. Конфедерация может привлечь к ответственности само правительство, где происходят нарушения её актов, сделать против него экономические санкции и дальше вооруженные деяния силами других членов конфедераций.
Глава конфедерации обладает председательскими, координационными, но не руководящими (властными) возможностями, присущими многим главам стран.
Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые дела с отдельными лицами. Как следует, учреждение конфедерационного гражданства в принципе нереально.
Конфедерация имеет более широкие способности вербования денег, чем другие международные организации. Отказ отдельных её членов от финансирования может повлечь санкции, используемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет соответственной налоговой системы. Ее бюджет дополняется взносами страны, а не за счёт взимания средств с налогоплательщиков.
Неоспоримым является право страны на выход из конфедерации: «Конечно, оставление союза может повстречать фактические препятствия, осложниться требованиями др. конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства. Но обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе роли в политических объединениях». Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих сторон или в итоге обычный денонсации государством контракта о разработке союза (однобокого отказа от роли в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если альянс закончит существование в силу окончания деяния союзного контракта.
Ряд признаков дает повод расценивать межгосударственные объединительные тенденции в Европе и на местности бывшего СССР как конфедеративные по собственной природе.
Европейское экономическое общество также может быть сопоставлено с понятием конфедерации. Основанием тому является не только лишь перспективы предстоящей консолидации государств ЕЭС, да и сегодняшнее состояние этой организации. Укажем на последующие особенности, приближающие ЕЭС к системе конфедеративных отношений:
ЕЭС учреждено в 1957 г. Документом о разработке общества и основах его организации является Римский контракт. (В следующем нормативно-учредительная база Общества не один раз дополнялась);
ЕЭС имеет союзные органы. Нормотворческие возможности закреплены за Советом (Совет министров стран-участниц). Комиссия евро общества разрабатывает решения, принимаемые Советом, и является административным учреждением союза. Ее членов назначают решением правительства стран-участниц из числа лиц, которые отличаются независимостью и общей компетентностью. Сделаны также отраслевые подразделения - Европейское объединение угля и стали, Европейское общество по автономной энергетике со своими органами. Органы общества формируются по принципу делегирования от каждой из стран-участниц.
Только Европейский парламент сформировывают сами избиратели конкретно. Но он не наделен решающими возможностями, а является «совещательным и контрольным органом».
Члены ЕЭС употребляют общую юриспунденцию для решения споров, вытекающих из роли в обществе - Европейский трибунал. Европейский трибунал дает истолкование и применяет право договоров, лежащих в базе Общества.
Суду подведомственны споры меж государствами, входящими в Общество, меж органами Общества и странами-участницами и даже споры с ролью личных лиц и компаний
ЕЭС воспринимает обязывающие решение, в том числе по вопросам государственной юрисдикции сторон - «присоединяясь к Европейскому экономическому обществу, страны-участницы, передают часть собственной правотворческой власти Обществу и связывают себя правом Сообщества»
Собственный бюджет Общество сформировывает методом взимания с стран 4-х видов сборов: около 1,5% от сумм налога на добавленную цена, взимаемых каждым государством на собственной местности; компенсационные сборы; суммы от таможенных пошлин; взносы, пропорциональные размеру валового продукта стран-участниц;
В литературе много молвят о высочайшем уровне единства Евро экономического общества. Многие создатели считают, что ЕЭС представляет собой сейчас реальную конфедерацию.
Итак, конфедерации представляют собой объединение стран, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы гос власти и управления и при всем этом делают особые объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических).
Заключение
Государственное устройство-это внутренняя, национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Существует множество подходов к проблеме классификации форм государственного устройства. Наиболее распространенным является деление форм государственного устройства на унитарные и федеративные. Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. При этом, как привило, отдельно рассматриваются автономии и Регионалистское государство.
Унитарная государственность – наиболее простая и в то же время самая распространенная форма государственного устройства. Унитарное государство – это единое государственное образование, для которого характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и государственной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства. С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характеристика взаимодействия центра и местных органов все унитарные государства принято делить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.