Файл: Формы государственного устройства (Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственное устройство – одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного, социального института, каким является государство.

Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание. Работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты обозначенной темы, можно условно разделить на две группы. К первой относятся труды, в которых государственное устройство рассматривается в качестве составной части боле широких тем.

Ко второй относятся работы (в основном статьи), непосредственно посвященные той или иной проблеме государственного устройства. Наиболее обстоятельное освещение вопроса содержится в публикациях Лысенко В.Н., Тадевосян Э.В., Крылова Б.С., Синюкова В.Н[1].

Сформулировать понятие «государственное устройство» и попытаться проанализировать его формы – цель данной работы.

Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач:

дать определение «государственному устройству» и рассмотреть различные классификации видов государственного устройства;

проанализировать особенности форм государственного устройства.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, включающей четыре главы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия

Обращаясь к государственному устройству, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.


Об этом последнем – территориальном – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организации государства.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на определенной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создание страховых запасов, развитие информационных систем общения, передачи управленческих воздействий и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствованные, политико-правовые подражания, колониальные воздействия, политические интересы и многое другое влияет на территориальную организацию государств.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государства на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Политико-территориальное устройство государства – это организация государственной (а не иной) власти по территориальному признаку. Такое понятие характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями. Имея в своей основе властных характер, эта организация является политической. Даже выполняя задачи экономического районирования (например, при административно-территориальном делении), учитывая исторические, этнические факторы, традиции и др., такое устройство, в конечном счете, имеет в виду политические цели»[2]. Этим оно отличается от определенных географических понятий (например, Сибирь), экономических зон (например, соглашение областей Поволжья по экономическим вопросам), регионов и региональных объединений (например, Преображение Урала или Сибирское соглашение).


Государственное устройство следует отличать от состава государственной территории (в понятие государства входит не только суша, вода и воздушный столб над ними, но и подвижная территория, например, военные корабли). Многие Конституции, характеризуя состав государственной территории, называют ее составные части (например, в Филиппинах – архипелаг, острова, недра и др., На Кубе – прилегающие острова и рифы, в Намибии – некоторые бухты и порты, в Конституции Китая говорится, что Тайвань – часть территории КНР и т.д.). Эти части далеко не всегда представляют собой особое политико-территориальные или административно-территориальные образования, а зачастую являются лишь географическими или экономико-географическими единицами.

Учитывая вышеизложенное, представляется возможным дать следующее определение. Государственное устройство – это внутреннее национально-территориальная организация государственной власти, деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Сложные органы, по мнению авторов, представляют собой «союз государств или состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью».

Арановский К.В. считает, что виды форм государственного устройства следует выделить, опираясь на разные критерии. Исходя из этого, автор предлагает три классификации государства по форме государственного устройства.[3] Первая предлагает деление их на унитарные и федеративные:

В основе второй классификации, предложенной К.В. Ароновским, лежит отношение государства к политическим объединениям. Причем последние он делит на союзы государств и союзные государства. Союзы государств могут быть равноправными (основанные на договоре) и неравноправными (объединенными под властью монарха).[4]

Наконец, Арановский К.В. выделяет государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.[5]

Интересным представляется подход к рассматриваемой проблеме Т.В.Кашаниной и А.В. Кашанина, авторов учебника «Основы российского права». По их мнению, формы государственного устройства следует рассматривать, сгруппировав в две большие подгруппы: формы внутригосударственного устройства и формы межгосударственного устройства. Формы внутригосударственного устройства всего две: унитарное государство (где «имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти»[6]) и федеративное государство (добровольное соединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство»[7])


Что касается формы межгосударственного устройства, авторы выделяют добровольные и насильственные межгосударственные объединения. К добровольным формам объединения государства они относят: конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации. К насильственным – союзы и империи.[8]

В целом формы государственного устройства видится авторам так:

Наиболее распространенным, представляется, является подход в соответствии с которым по форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Некоторые ученые – юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию (хотя и признают, что формально она не является государством). Чиркин В.Е., Клименко А.В., Румынина В.В., Матузов Н.И. и Малько А.В. Баглай М.В. к тому же особо выделяют автономию (как внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями) и так называемые регионалистическое (региональное) государство как переходную форму от унитаризма к федерализму.

Сделаем выводы.

Государственное устройство – это внутренняя, национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Существует множество подходов к классификации форм государственного устройства. Наиболее распространенным является деление форм государственного устройства на унитарные и федеративные.

1.1 Унитарное государство: понятие и признаки

Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойственен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы. Унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.)

Термин «унитарное государство» происходит от латинского слова «унус», что значит один, единственный. Унитарное государство – это единое государство, не разделенные на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне и др.). Как правило, все это мелкие острова.


Среди авторов, занимающихся этой формой государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты.[9] Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование. В данной форме только один субъект обладает государственностью – само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессии именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление или даже полное отделение фактически возникшего, упрежденного народом государства. Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территории не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.

В унитарном государстве местным сообществом добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст. 3 Французской Конституции сказано: «Национальный суверенитет принадлежит народу.… Никакая часть народа… не может присвоить себе его осуществление».[10] Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха).

Унитарная форма ограничивает право территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют право участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнение по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...»[11]