Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Классические и неоклассические теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теории конкуренции и их развитие

1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение[1]. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за честное, без сговора соперничество, за наиболее выгодные продажи и покупки товаров. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников [2].

Представители классической школы выступали против ограничительных законов, препятствующих действию конкуренции. Они считали, что ограничения приводят к перемещению производства из более благоприятных условий в относительно неблагоприятные условия. В результате существование ограничений защищает менее эффективных экономических субъектов от их конкурентов. А. Смит указывал на потребность в определении правил конкурентной борьбы, что стимулирует интенсивность конкуренции. Владельцы прав собственности находятся в состоянии постоянного риска по поводу выгодности размещения своих активов.

Дж. С. Милль выступал против установления пошлин, препятствующих ввозу товаров, за развитие торговли между странами и стимулирование конкуренции[3].

К. Маркс исследовал генезис капитализма путем рассмотрения форм конкурентной борьбы. Он писал: – «Постоянное выравнивание постоянно возникающих неравенств происходит тем быстрее, чем, во-первых, подвижнее капитал, тем легче он может быть перенесен из одной сферы и из одного места в другие; во-вторых, чем скорее рабочая сила может быть переброшена из одной сферы в другую, из одного центра производства данной местности в другой»[4]. Изучение внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции позволило К. Марксу сделать вывод о развитии процессов концентрации и централизации капитала, сопровождающихся возникновением монополий.

Й. Шумпетер, указывая на важную роль конкуренции в развитии капитализма, утверждал, что развитие капитализма направляется разновидностью конкуренции, исходящей «от новых товаров, новой технологии, новых источников снабжения, новых типов организации»[5]. «Фундаментальным импульсом, удерживающим и приводящим капиталистический механизм в действие, являются новые потребительские товары, новые методы производства и транспортировки, рынки, новые формы промышленной организации, создающиеся на капиталистическом предприятии». Й. Шумпетер придерживался аналогичных взглядов с К. Марксом о том, что предпринимательская деятельность является источником эволюционного процесса, который и составляет капитализм.

Представители неоклассического направления Э. Чемберлин, А. Самуэльсон применили структурно-логический подход при определении эффективности рынков совершенной и несовершенной конкуренции[6]. Вследствие дифференциации продукции складывается сеть частично обособленных рынков. Современный рынок с дифференцированным продуктом рассматривался как конкуренция между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей.

Ф. А. Хайек рассматривал конкуренцию как динамический процесс. Он указывал на поддержание конкурентных условий, без существования которых конкуренция не была бы известна кому-либо и не была использована с пользой. Определенность конкурентных условий может быть установлена на основе изучения институциональной природы конкурентного взаимодействия. Ф. А. Хайек исследовал конкуренцию как форму, позволяющую хозяйствующим субъектам адаптироваться к изменяющимся условиям.

Свои надежды на сохранение отношений свободной конкуренции и ограничение монополии Дж. Р. Хикс связывал с поддержанием режима свободной торговли и увеличением степени «открытости» национальной экономики по отношению к мировому рынку[7].

Людвиг фон Мизес выделил социальную конкуренцию, под которой понимал стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества. Указывая на присутствие социальной конкуренции в любом способе общественной организации, он указывал: «В тоталитарных системах социальная конкуренция проявляется в поисках расположения власти господствующих. В рыночной экономике конкуренция выражается в том, что продавцы должны превзойти друг друга, предлагая лучшие и более дешевые товары и услуги, а покупатели – более высокие цены»[8].

1.2. Современные теории конкуренции

Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции

2.1. Подходы к исследованию конкуренции

2.2. Современные формы конкуренции

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Глава 3. Направления развития теорий рыночной конкуренции

Заключение

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Список литературы

Представляется правомерным точка зрения Ю. М. Осипова, который подчеркивает, что конкуренция выполняет функцию самоорганизации, но и сама организована внешней по отношению к ней силой. Конкуренция представляет борьбу с правилами, с ограничениями, в рамках порядка[48]. Развитие институтов сопровождается изменениями в институциональной среде. Эти изменения выражаются в наличии двух тенденций: ускорение изменений конкурентных условий и усиление интенсивности конкуренции.

Эволюция форм конкуренции проявляется в расширении субъектов конкуренции, в возникновении структур сетевого типа (стратегические альянсы, финансово-промышленные группы, индустриальные сети), переходе от конкурентного противостояния к конкурентному взаимодействию, преодолении противоречия между формальными и неформальными нормами и правилами организации самого процесса конкуренции[49].

В условиях конкуренции владельцы прав собственности устанавливают контроль над ценообразованием, что сопровождается возникновением неизбежных ошибок. Конкурирующие покупатели и продавцы сталкиваются с неизбежностью трансакционных издержек[50]. Они являются невозвратными издержками (sunk costs) для конкурентов до тех пор, пока не определена вероятность их возврата.

Р. Коуз указывал на одно из свойств институтов, заключающееся в сокращении трансакционных издержек[51]. Величина информационных издержек зависит не только от изобретательности, креативности и готовности идти на риск экономических субъектов, но также и от системы действующих институтов и соответствующей институциональной среды. Если институты – сильные и стабильные, то информационные и трансакционные издержки будут небольшими. В таком случае покупатели и продавцы будут заинтересованы в инвестировании с целью поиска новой информации. Когда же институты являются слабыми и неустойчивыми, тогда они не будут заинтересованы осуществлять такие инвестиции[52]. Вместо затрат, связанных с открытием новых знаний, современных технологий для достижения высоких темпов экономического роста в будущем, они предпочитают решение проблем краткосрочного характера.

До тех пор пока покупатели готовы осуществлять трансакционные издержки, экономическое соперничество между продавцами будет стимулировать инновации в развитие НИОКР[53]. Производители-продавцы и институты, поддерживающие развитие инновационных идей, надеются на получение прибыли. Когда выгоды от функционирования институтов превышают издержки на их содержание, тогда экономическая система обеспечивает достижение экономического прогресса, и наоборот[54].


Обострение конкуренции стимулирует увеличение инвестиций в НИОКР, использование инноваций, повышает качество продукции и способствует снижению издержек. Отсутствие доступа к получению полной информации и прозрачности рыночных отношений вызывает обострение конкуренции и сопровождается использованием ее недобросовестных форм[55].

Степень конкуренции зависит от развития институциональной среды, которая включает формальные нормы и правила хозяйственной жизни, определяющие поведение участников рынка, формальные и неформальные институты, а также действующие механизмы, обеспечивающие соблюдение данных норм и правил. Развитие конкуренции относится к важнейшему фактору формирования инвестиционного поведения предприятий (фирм) на рынке. Соперничество между поставщиками осуществляется путем изменения цен, а также при применении неценовой формы конкуренции. При поддержке со стороны политических элит конкуренты могут объединяться в союзы с целью лоббирования своих интересов.

В зависимости от степени ограниченности использования того или иного ресурса и его ценности устанавливается выше рента на этот ресурс. Экономические субъекты используют возможности государства в частных целях для получения ренты[56].

Изменение конкурентных отношений ставит задачу перед исследователями применения нового теоретического подхода при определении конкурентов, оценке конкурентного статуса предприятий и их конкурентоспособности[57]. К факторам повышения конкурентоспособности относят создание привлекательной предпринимательской среды, что обусловливает как высокие факторные требования к человеческому капиталу, так и весь спектр инфраструктурных составляющих (информационной, производственной, научно-технологической, административной), а также ряд факторов, определяющих возможности реализации микропредпринимательской стратегии и эффективность конкуренции.

Изучение взаимоотношения конкуренции с институциональной средой показывает, что данные категории являются взаимосвязанными между собой посредством входов (ресурсов) и выходов (конечного продукта). Характер связи между указанными понятиями зависит от достижения состояния устойчивости, стабильности, общепризнанности, адаптивности норм, правил хозяйствования, применяемых экономическими субъектами механизмов[58].

Переходная экономика отличается совокупностью нетипичных для других моделей экономического развития факторов, включающих межсистемный характер проводимых экономических преобразований, неустойчивость реформ, нелинейный характер экономического развития, существование противоречий экономических интересов субъектов, непропорциональное количественное и качественное изменение элементов системы.


Рассматривая неравновесные переходные процессы, важно понимание двойственности процессов развития, взаимодополняемости статики и динамики, устойчивости и изменчивости как парных состояний, характеризующих развитие в единстве его противоречивых сторон, делающих их изучение неотъемлемой частью объективного описания явлений[59]. В условиях существования институциональной неопределенности существует проблема оптимального институционального оформления системы хозяйствования[60]. Особенностью развития большинства постсоветских государств является функционирование ряда устаревших институтов, формальных и неформальных правил, их отсутствие в условиях асимметричного характера информации, слабость мотивационного механизма. Отсутствие доверия в обществе вызывает отторжение любых новых институциональных форм, используемых государством. Люди предпочитают работу неэффективных формальных институтов взамен рыночных институтов, что приводит к обострению институциональной конкуренции[61]. Критерием выбора той или иной институциональной формы выступает ожидаемый эффект от ее применения. Инверсионная форма институциональной конкуренции выражается в замедлении формирования рыночного типа мышления и отсутствии рациональных форм поведения населения, неоптимальном использовании системы прав собственности. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождается обострением недобросовестной конкуренции.

Функционирующая система прав собственности должна мотивировать экономических субъектов к поискам новой информации и позволять улучшить свое положение при соперничестве с конкурентами[62]. Распространение и использование информации в форме ценовых сигналов о потребностях потребителей, их вкусах и предпочтениях позволяет производителям организовать производство и реализацию продукции в своих интересах. В случае нерационального выбора экономическими субъектами функционирующая система отношений собственности выполняет функцию индикатора, указывающего на характер использования норм, правил соблюдения и гарантирования этих отношений рыночными агентами[63].

Выводы.

Институциональная конкуренция определяет форму поведения субъектов хозяйственной деятельности при соблюдении ими институциональных ограничений в рамках добросовестного соперничества. Она показывает, насколько функционирующие институты, господствующие традиции, обычаи, нормы, правила стимулируют развитие соперничества, состязательности и конкурентных преимуществ в условиях несовершенной конкуренции. В институциональной системе посредством определения прав собственности обеспечивается проверка ошибок, а также контроль и ответственность за возможные потери. В рыночной экономике применяется самопроизвольная система контроля. Количество допускаемых ошибок является ограниченным вследствие того, что они могут быть использованы конкурентами.


Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Глава 3. Направления развития теорий рыночной конкуренции

В современной экономической науке, исходящей из маржинальной парадигмы, господствует теория «совершенной конкуренции». Согласно ей на рынке существует наперёд заданная для каждого продавца «единая цена каждого блага»[64], а сами продавцы это «ценополучатели». Это означает, что «существующая теория совершенной конкуренции … не содержит связного объяснения того, как формируются цены». Идея «заданной, единой цены» действительно не объясняет, чем, кем, как она задана. Ответ на этот вопрос у неоклассики простой: единая цена задана рынком. Получается тавтология: рыночная цена задана рынком.

В действительности такая «единая, наперёд заданная» цена появилась в экономической науке из-за попытки математического моделирования конкуренции. «Когда экономист с математическими наклонностями стремиться максимизировать прибыль какого-либо производителя, ему приходится записывать уравнение прибыли (= выручка – затраты), а затем максимизировать это выражение, то есть приравнять к нулю производную прибыли по объёму производства. Затем перед ним встаёт вопрос: как зависит выручка (pq) от объёма производства? Естественный ответ – определить конкуренцию так, чтобы р не изменялась с изменением q, и тогда кривая спроса будет горизонтальной»[65]. Такой ответ, конечно же, не отражает процесса конкуренции, формирующего средние рыночные цены.


Равным образом «в моделях экономического равновесия Л. Вальраса, Дж. Хикса, К. Эрроу, Ж. Дебре математическая интерпретация различных факторов и их взаимодействий приводит к математически доказательным идеальным конструкциям, которые, однако, столь абстрагированы от реальной экономической жизни»[66].

Одной из причин такого положения является «неразработанность общей теории конкуренции»[67], или, иначе говоря, «конкуренция как экономическая категория до сих пор нуждается в уточнении»[68], так как «даже среди экономистов нет единства в понимании содержания, которое они вкладывают в термин «конкуренция»[69]. И дело не только в уточнении понимания этого термина. «Приходится констатировать отсутствие политико-экономической теории конкуренции в её целостном виде»[70].

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции;

а) внутри рынка каждого рода товара;

б) межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия;

в) межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;

4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

Наметим вариант движения по этим направлениям, каждое из которых опирается на знание предшествующего ему направления.

Направление первое – методологическое. Для теоретического, то есть существенного определения рыночной конкуренции любого её рода необходима её идеализация, которая понимается как исследование предмета в его идеальном состоянии, то есть как 1) не искажённого внешними факторами и 2) мышление о нём как «очищенном» до сути, что даёт «чистое понятие» конкуренции. Это делается для того, чтобы в явлениях конкуренции выявить их сущность. Это видение не есть чувственное наблюдение, как полагал К. Менгер, который утверждал, что в науке нужно «свести сложные явления хозяйства к их простейшим элементам, ещё доступным точному наблюдению»[71]. Теоретически идеальная, сущность не наблюдаема и выявляется только в мышлении. В этом смысле теория – это «мир мысленных, идеальных конструктов («чистых сущностей»)[72].