Файл: Мотивация и её теории (1. Теоретические основы мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня современный менеджмент определяет сотрудников компании как её важнейший ресурс, а заинтересованность сотрудников входит в число приоритетов каждого объективного руководителя. Это обусловлено тем, что мотивация персонала является по сути мощнейшим инструментом по совершенствованию различных направлений деятельности компании. Так мотивация служит инструментом по увеличению производительности труда. Мотивация уменьшает текучесть кадров и способствует стабильности рабочей силы. Мотивированные сотрудники не будут сопротивляться переменам, а учитываю динамичную среду рынка периодичность изменений сегодня – это требование бизнеса. За счёт эффективной мотивации сотрудники проявляют больший интерес к предприятию, на котором трудятся. Выгода мотивации персонала очевидна не только для компании, но и для персонала, поскольку оказывают ему помощь в достижении собственных целей, в личном развитии и, что также немаловажно, в получении удовольствия от работы на благо организации. В целом эффективная мотивация формирует в компании лояльный персонал.

В условиях, когда экономика достаточно нестабильна и большинство предприятий находится в кризисе, лояльный к компании персонал становится тем столпом и основой компании, за счёт которого можно не только сохранить бизнес, но и с успехом продолжать его развивать. Правильно мотивированный персонал – это основной резерв компании. Большинство руководителей компаний сегодня, понимая важность мотивации персонала, на практике применяют разнообразные методы мотивации и стимулирования персонала, правда делают это необдуманно и необоснованно. Не все методы и приёмы будут одинаково действовать на разных сотрудников даже в рамках одной компании. Таким образом, на сегодняшний день всё более актуальным становится создание эффективной системы мотивации и поиск наиболее эффективной теории мотивации, которая позволит это сделать.

На сегодняшний день существует большое количество самых разнообразных теорий мотиваций и каждая по-своему объясняет процесс мотивации и возможные пути её повышения у персонала. При этом стоит отметить, что все люди индивидуальны, индивидуальны и условия труда, поэтому не всегда эффективное использование теории мотивации на одном предприятии сможет также эффективно быть использовано на другом. В связи с этим особую роль в управлении персоналом играет знание существующих теорий мотивации и их подбор в каждом конкретном случае. Вышесказанным и обусловлена актуальность выбранной темы.


Целью данной работы является анализ существующих теорий мотивации.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Дать определение понятию «мотивация»;
  • Раскрыть сущность понятия мотивации и основных понятий по данному вопросу;
  • Изучить существующие теории мотивации и дать им оценку.

Объектом работы являются процессы трудовой мотивации.

Предметом работы являются существующие теории моивации.

В исследовании были использованы труды широкого круга отечественных и иностранных ученых по вопросам как непосредственно относящимся к теме, так и по вопросам общего менеджмента, психологии и т.д. В ходе работы над исследованием использовались труды таких ученых как: М. Альберт, В.Р. Веснин, Е.П. Ильин, А.Я. Кибанов, М. Курбатова, М. Магура, М. Мескон, В.Э. Мильман, Г.Л. Орлянская, К.К. Платонов, С.А. Шапиро, и др.

1. Теоретические основы мотивации

1.1 Понятие «мотивации»

В последние десятилетия для всех, кто занимается теорией и практикой управления, стало очевидно, что высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха любой организации. Так авторы книги «Основы менеджмента» считают, что устойчивые высокие результаты рабочей деятельности недостижимы в том случае, если человек не заинтересован в результатах своего труда. А чтобы работать хорошо, человек должен захотеть этого [Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл М.М, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2008].

По мнению таких известных исследователей, в области мотивации персонала как М.И. Магура и М.Б. Курбатова «ни одна компания не может преуспеть, не создав у своих работников настроя на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей» [Магура, М.И. Секреты мотивации, или Мотивация без секретов / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ИД "Управление персоналом", 2007. – с.5].

Вопросам мотивации уже давно уделяется большое внимание и большинство исследований указывают на неразрывную связь трудовой мотивации и уровня рабочих показателей. На сегодняшний день, мотивация – это одна из важнейших функций деятельности любого современного руководителя, и именно с её помощью осуществляется воздействие на персонал предприятия.


Термин «мотивация» происходит от латинского слова мотив (moveo – двигаю). Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр [Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2014. – c.65]. Впоследствии данный термин прочно вошел в обиход психологов для объяснения причин поведения человека и животных.

На сегодняшний день нет чёткого определения данного термина. В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет достаточно различные определения.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл М.М, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2008. – с.338].

Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 483.].

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – с.108].

Шапиро С.А. рассматривает мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников [Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро – М.: ГроссМедиа, 2008. – с.4].

По мнению Турчинова А.И. «под мотивацией понимается процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов к опре­деленной деятельности, направленной на достижение инди­видуальных и общих целей» [Управление персоналом: Учебник / Общ.ред. А. И. Турчинов. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – гл.11 пар.1.].

Герчиков В.И. определяет мотивацию как основной компонент самосознания работ­ника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы [Герчиков, В.И. Управление персоналом: Работник - самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие / В. И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2008].

Лукашевич В.В. утверждает, что мотивация – это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации [Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – с.189].


М.Ш. Магомед-Эминов понимал мотивацию, как процесс психической регуляции конкретной деятельности [Тузова, А.А. Мотивация персонала / А.А. Тузова – М.: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016. – с.11].

Мотивация по В.К. Вилюнасу – это «совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность» [Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас – СПб.: Речь, 2006].

У других авторов можно встретить следующее определение: «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [Управление персоналом в организации: Учеб.пособие для вузов / А.К. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманова, Н.В. Дягилева. – СПб.: Питер, 2001].

В свою очередь Е.А. Косолапова, дает определение мотивации как «комплексу императивных побуждений, к активности, возникающих в данной психике под влиянием ее внутренних причин и/или в ответ на раздражения и стимулы, приходящие из внешней среды, и определяющих направленность и содержание последующей активности субъекта» [Косолапова, Е.А. Новые способы удержания и мотивации персонала // Управление человеческим потенциалом. – 2008. - №3. – С. 179] К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов [Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. – с.71].

Так, согласно схеме В.Д. Шадрикова, «…мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности…» [Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994] и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения и формирование намерения.

По мнению И.А. Джидарьяна мотивация это процесс действия мотива и механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [Джидарьян, И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция дея-тельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. – М.: Инст. Психологии АН СССР, 1988. – с.48].

Исходя из данных определений можно сделать вывод, что мотивация – это сложная, дина­мичная система. И нельзя не согласится с утверждением о том, что для описания и объяснения такого феномена как мотивация «необходимо использовать различные теории, зачастую альтернативные по некоторым вопросам, но не взаи­моисключающие друг друга полностью» [Управление персоналом: Учебник / Общ.ред. А.И. Турчинов. – М.: Изд-во РАГС, 2002].


Исходя из представленных определений также можно сделать вывод о том, что в целом существует два подхода к понятию мотивации. Согласно первому подходу, мотивация рассматривается, как совокупность факторов или мотивов, а согласно второму – как процесс, механизм. И в том, и другом случае мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением.

Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности [Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции /А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во Моск. Ун-та, 1971], т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность – ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. В связи с этим большое значение в понимание сущности мотивации в целом играет роль понимания в целом таких понятий как мотив, побуждение, потребность и их соотношение, в целом их соотношение и даёт различные подходы и образование различных теорий мотивации.

Сущность мотивации: мотив, побуждение, потребность

Различие определений понятия мотивации в целом связано в различных подходах к соотношению мотивации и мотивов в целом.

Так, Р.А. Пилоян пишет, что «мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации» [Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – с.66] (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация – к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

Нелегко выяснить соотношения и у И.А. Джидарьян. Она пишет, что, «в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение» [Джидарьян, И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. – М.: Инст. Психологии АН СССР, 1988]. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. Спрашивается – в чем же тогда состоит роль мотивации, если все осуществляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним.