Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Классические и неоклассические теории конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории конкуренции и их развитие
1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции
1.2. Современные теории конкуренции
Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции
2.1. Подходы к исследованию конкуренции
2.2. Современные формы конкуренции
Межпрофессиональная конкуренция порождена тем, что в одной профессии спрос выше предложения, в другой – наоборот. В первой цена труда выше равновесной, во второй ниже. Из второй профессии в первую происходит (хотя и с затруднениями) перелив рабочих сил. Монополизация рынка труда ограничивает, а затем и отрицает конкурентный процесс формирования цены труда. Всё более важными тогда становятся соглашения работодателей и профсоюзов при посредничестве государства.
Направление седьмое – сравнительный анализ рыночной конкуренции и соревнования в кооперации наёмного труда по их разным основаниям, процессам и результатам. Внутри системы рыночного хозяйства растут «острова» кооперированного труда от отдельных фабрик до гигантов индустрии и далее к производственным комплексам, объединяющим труд десятков и сотен тысяч наёмных работников. Объективно необходимой общественной формой их соединения в едином процессе труда являются его нормы – нормы рабочего времени на достижение нормы полезных эффектов отдельных трудовых процессов при конкретных условиях производства. В этих нормах абстрагированы особенности рабочих сил участников совместного труда. Они выражают общественно обезличенные затраты труда при конкретных условиях производства на нормальный полезный результат.
Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования приведено в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования
№ |
Отношения свойства |
Конкуренция |
Соревнование |
1 |
Содержание понятия |
сведение частного труда к общественно-необходимому |
сведение личного труда к |
2 |
Сфера действия |
рынок —> производство —> рынок |
производство — распределение — производство |
3 |
Сфера проявления |
обмен |
производство |
4 |
Цель субъектов |
максимизация прибыли |
максимизация оплаты труда |
5 |
Форма общественного труда |
стоимость |
норма труда |
б |
Форма общественной оценки |
цена |
расценка |
7 |
Субъекты |
частные лица в обмене |
сотрудники; члены кооперации |
8 |
Степень открытости |
коммерческая тайна |
публично; обмен опытом |
9 |
Последствия |
снижение издержек; рост качества продукции; разорение и обогащение субъектов |
развитие способностей к труду |
Норма рабочего времени – это отношение экономического соревнования. Она не может быть установлена без сравнения разных индивидуальных затрат при равных условиях производства. Как экономическое отношение, соревнование не существует без соответствующего ему присвоения: нормативная мера труда обеспечивает ставку заработной платы, выявленную в конкуренции на рынке труда. Как в конкуренции выявляются средние по рынку цены единицы блага каждого рода, так в соревновании выявляется расценка за выполнение нормы полезного эффекта.
Выводы. Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:
1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;
2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;
3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;
4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;
5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;
6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;
7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.
Заключение
Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция определяет экономические отношения соперничества между субъектами хозяйствования и хозяйствующими единицами, заинтересованными в получении преимуществ, позволяющих максимизировать полезность.
А. Смит считал, что в конкуренции воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Д. Рикардо и другие экономисты классического направления развили идеи ценового регулирования рынка в результате свободного соперничества между продавцами и покупателями. Представитель неоклассического направления А. Маршалл дополнил поведенческую трактовку конкуренции, связав ее с проблемой редкости ресурсов. Й. Шумпетер связал конкуренцию с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Сторонник либеральной экономики и свободного рынка Фридрих Август фон Хайек считал, конкуренция есть процедура открытия рассеянного в обществе знания о потребительских предпочтениях, технологических возможностях, инвестициях, институтах и других фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными.
Институциональная конкуренция определяет форму поведения субъектов хозяйственной деятельности при соблюдении ими институциональных ограничений в рамках добросовестного соперничества. Она показывает, насколько функционирующие институты, господствующие традиции, обычаи, нормы, правила стимулируют развитие соперничества, состязательности и конкурентных преимуществ в условиях несовершенной конкуренции. В институциональной системе посредством определения прав собственности обеспечивается проверка ошибок, а также контроль и ответственность за возможные потери. В рыночной экономике применяется самопроизвольная система контроля. Количество допускаемых ошибок является ограниченным вследствие того, что они могут быть использованы конкурентами.
Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.
Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:
1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;
2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;
3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;
4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;
5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;
6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;
7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.
Список литературы
- Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.
- Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с.
- Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004.
- Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.
- Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.
- Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.
- Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24.
- Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.
- Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15.
- Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
- Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75.
- Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.
- Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2.
- Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.
- Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005.
- Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1.
- Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90.
- Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002.
- Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216.
- Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.
- Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30.
- Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.
- Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014.
- Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.
- Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7.
- Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11.
- Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24.
- Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995.
- Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17.
- Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008.
- Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.
- Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993.
- Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995.
- Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44.
- Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995.
-
Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24. ↑
-
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11. ↑
-
Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1. – С. 306. ↑
-
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2. – С. 214-215. ↑
-
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995. – С. 128. ↑
-
Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86. ↑
-
Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993. – С. 22. ↑
-
Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005. – С. 259. ↑
-
Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86. ↑
-
Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106. ↑
-
Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995. – р. 549. ↑
-
Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44. ↑
-
Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002. – С. 113. ↑
-
Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106. ↑
-
Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24. ↑
-
Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106. ↑
-
Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004. – С. 3-14. ↑
-
Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114. ↑
-
Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014. – С. 89. ↑
-
Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114. ↑
-
Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143. ↑
-
Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20. ↑
-
Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143. ↑
-
Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022. ↑
-
Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57. ↑
-
Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216. ↑
-
Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022. ↑
-
Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 211. ↑
-
Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114. ↑
-
Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143. ↑
-
Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право ; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – С. 27. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20. ↑
-
Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174. ↑
-
Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022. ↑
-
Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321. ↑
-
Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75. ↑
-
Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 653-656. ↑
-
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – С. 299–328. ↑
-
Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006. – С. 53. ↑
-
Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15. ↑
-
Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90. ↑
-
Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17. ↑
-
Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с. ↑
-
Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. – С. 67. ↑
-
Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75. ↑
-
Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008. – С. 29. ↑
-
Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30. ↑