Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Классические и неоклассические теории конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории конкуренции и их развитие
1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции
1.2. Современные теории конкуренции
Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции
2.1. Подходы к исследованию конкуренции
2.2. Современные формы конкуренции
Введение
Актуальность. Для обеспечения эффективной организации и функционирования хозяйственной системы используется механизм конкуренции. Условиями существования конкуренции является экономическое обособление субъектов хозяйствования, свобода при принятии индивидуальных, предпринимательских решений. В экономической литературе вопросам изучения конкуренции посвящены работы представителей различных направлений экономической науки: А. Смита, Дж. С. Милля, К. Маркса, Л. фон Мизеса, Й. Шумпетера, Дж. Р. Хикса, Р. Коуза, М. Портера и других. В большинстве научных работ авторы выделяют отдельные специфические признаки конкуренции, сводя ее содержание к характеристике отдельных черт. Д. Леманн, Р. Винер отмечают значение изучения текущего состояния конкуренции при изучении привлекательности товарной категории и исследуют последовательность поведения конкурентов. Конкуренция как процесс – это не только состязательность с другими, не только борьба с самим собой, но и соперничество собственных решений и действий, это – выбор между возможными вариантами поведения. Конкуренция это манипулирование неизвестностью, хождение в неопределенности, вероятностный поиск.
Изучение целого ряда работ, посвященных конкуренции, указывает на существование многообразия подходов при рассмотрении данного понятия. С целью более углубленного изучения сущности категории конкуренция будем использовать метод единства исторического и логического, которое является сложным и включает в себя ряд моментов. Оно выступает как соотношение сосуществующего и следующего во времени, мысленного и реального, структуры развитого объекта и ее становления.
Целью работы является проведение сравнительного анализа теорий конкуренции.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотреть классические и неоклассические теории конкуренции;
- исследовать современные теории конкуренции и подходы к ее исследованию;
- рассмотреть современные формы конкуренции;
- определить направления развития теорий конкуренции.
Предмет исследования – теории конкуренции.
Научно-методическая основа работы. В процессе выполнения работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкуренции, материалы периодической печати.
Глава 1. Теории конкуренции и их развитие
1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение[1]. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за честное, без сговора соперничество, за наиболее выгодные продажи и покупки товаров. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников [2].
Представители классической школы выступали против ограничительных законов, препятствующих действию конкуренции. Они считали, что ограничения приводят к перемещению производства из более благоприятных условий в относительно неблагоприятные условия. В результате существование ограничений защищает менее эффективных экономических субъектов от их конкурентов. А. Смит указывал на потребность в определении правил конкурентной борьбы, что стимулирует интенсивность конкуренции. Владельцы прав собственности находятся в состоянии постоянного риска по поводу выгодности размещения своих активов.
Дж. С. Милль выступал против установления пошлин, препятствующих ввозу товаров, за развитие торговли между странами и стимулирование конкуренции[3].
К. Маркс исследовал генезис капитализма путем рассмотрения форм конкурентной борьбы. Он писал: – «Постоянное выравнивание постоянно возникающих неравенств происходит тем быстрее, чем, во-первых, подвижнее капитал, тем легче он может быть перенесен из одной сферы и из одного места в другие; во-вторых, чем скорее рабочая сила может быть переброшена из одной сферы в другую, из одного центра производства данной местности в другой»[4]. Изучение внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции позволило К. Марксу сделать вывод о развитии процессов концентрации и централизации капитала, сопровождающихся возникновением монополий.
Й. Шумпетер, указывая на важную роль конкуренции в развитии капитализма, утверждал, что развитие капитализма направляется разновидностью конкуренции, исходящей «от новых товаров, новой технологии, новых источников снабжения, новых типов организации»[5]. «Фундаментальным импульсом, удерживающим и приводящим капиталистический механизм в действие, являются новые потребительские товары, новые методы производства и транспортировки, рынки, новые формы промышленной организации, создающиеся на капиталистическом предприятии». Й. Шумпетер придерживался аналогичных взглядов с К. Марксом о том, что предпринимательская деятельность является источником эволюционного процесса, который и составляет капитализм.
Представители неоклассического направления Э. Чемберлин, А. Самуэльсон применили структурно-логический подход при определении эффективности рынков совершенной и несовершенной конкуренции[6]. Вследствие дифференциации продукции складывается сеть частично обособленных рынков. Современный рынок с дифференцированным продуктом рассматривался как конкуренция между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей.
Ф. А. Хайек рассматривал конкуренцию как динамический процесс. Он указывал на поддержание конкурентных условий, без существования которых конкуренция не была бы известна кому-либо и не была использована с пользой. Определенность конкурентных условий может быть установлена на основе изучения институциональной природы конкурентного взаимодействия. Ф. А. Хайек исследовал конкуренцию как форму, позволяющую хозяйствующим субъектам адаптироваться к изменяющимся условиям.
Свои надежды на сохранение отношений свободной конкуренции и ограничение монополии Дж. Р. Хикс связывал с поддержанием режима свободной торговли и увеличением степени «открытости» национальной экономики по отношению к мировому рынку[7].
Людвиг фон Мизес выделил социальную конкуренцию, под которой понимал стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества. Указывая на присутствие социальной конкуренции в любом способе общественной организации, он указывал: «В тоталитарных системах социальная конкуренция проявляется в поисках расположения власти господствующих. В рыночной экономике конкуренция выражается в том, что продавцы должны превзойти друг друга, предлагая лучшие и более дешевые товары и услуги, а покупатели – более высокие цены»[8].
1.2. Современные теории конкуренции
В работах современных ученых конкуренция рассматривается как состязательность на рынке[9]. Конкуренцию – это соперничество между отдельными производителями или поставщиками товаров или услуг за наиболее выгодные условия производства на всех этапах процесса производства и сбыта продукции, то есть движения капитала[10]. Американский ученый Р. Бирнс дает определение конкуренции как процессу взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков в условиях реализации продукции. Она характеризует экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта[11].
Используя современную теорию морфологии рынка, ученые рассматривают конкуренцию как критерий, в соответствии с которым определяется тип отраслевого рынка, как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями для обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.
А. Юданов рассматривает рыночную конкуренцию как борьбу за ограниченный платежеспособный спрос потребителей, ведущуюся фирмами на доступных им сегментах рынка[12]. Анализ указанных научных подходов свидетельствует о существовании большого количества работ, посвящённых исследованию конкуренции, отражающих многообразие точек зрения по данному вопросу. Общим для указанных работ является определение конкуренции как процесса экономического соперничества между обособленными субъектами за получение прибыли.
Представители институционального направления исследуют влияние институтов на конкуренцию, а также конкуренцию самих институтов. Они используют допущение об ограниченной рациональности экономических агентов, ограниченной и асимметричной информации. При изучении конкуренции Р. Нельсон, С. Уинтер выделяют концепцию конкурентной эволюции, согласно которой неоднородность конкурентных условий и самих хозяйствующих субъектов предопределяет разнообразие поведенческих стратегий фирм, селективный отбор которых осуществляется рынком[13]. Конкуренция рассматривается как динамический процесс. Он включает, во-первых, множественность вариантов выбора решений с неизвестными последствиями, во-вторых, его участники обладают разным конкурентным потенциалом, и, в-третьих, поведение фирм обусловливается состоянием окружающей среды.
Дж. Гэлбрейт подверг критике теорию конкурентных рынков и максимизации прибыли, указав на доминирование гигантских корпораций над небольшими фирмами, что обусловлено тем, что небольшие конкурентные фирмы не имеют современных технологий, необходимых для использования эффекта масштаба[14]. С целью решения управленческих задач корпорации применяют тактику подкупа правительств, а также используют антирекламу для снижения конкуренции.
В концепции конкурентной рациональности П. Диксона рассматривается проблема разработки и принятия решений в качестве центрального звена конкурентного соперничества, а способность фирмы к внутренней эволюции рассматривается как главное условие устойчивости[15].
Р. Нельсон и С. Уинтер, Дж. Гэлбрейт выделяют технологические инновации. Организационные изменения в фирме, корпорации отводится роль вспомогательного инструмента. П. Диксон обращает внимание на внутренний организационный потенциал фирмы, которому отводится роль главного условия реализации инновационной стратегии.
В основе рассматриваемых теорий используются общие предпосылки: динамичный рынок, многообразие типов рыночных структур, субъектов, отсутствии единого критерия оптимального поведения экономических агентов. Условиями развития конкуренции являются качество конкурентной среды, определяемое типом рыночной организации и качеством хозяйственной организации в процессе эволюции. Стимулами для развития конкуренции выступает обновление производства и продукции. Способы реализации данного процесса определяются степенью развития инновационной активности и уровнем организационной культуры фирмы.
Дальнейшее развитие теории конкуренции нашло отражение в современной трактовке рассматриваемой категории, где конкуренция – не только и не столько отношения между субъектами, сколько сам способ бытия экономического субъекта, а точнее – способ хозяйствования экономического субъекта[16]. Конкурентное преимущество выступает одним из признаков конкуренции. Выделяют ресурсные, технологические преимущества, которые определяются владением и использованием ресурсными факторами (природными ресурсами, рабочей силой) и технологическими факторами (уровень развития НИОКР, технологий). М. Гельвановский сгруппировал типы конкурентных преимуществ в три основных блока. Он выделяет следующие блоки: ресурсные – обеспеченность различными видами ресурсов, операционные – совокупность организационных, экономических и научно-технических факторов, стратегические – совокупность стратегических решений и принятых на их основе программ развития фирмы, предприятия, экономики страны[17]. Все предложенные типы конкурентных преимуществ выступают основой для развития конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках[18].
Обладание конкурентным преимуществом позволяет экономическому субъекту выпускать дифференцированную продукцию с более низкими издержками производства по сравнению с конкурентами. М. Портер указывает на то, что в поисках конкурентного преимущества компании часто различаются конкурентным размахом – или широтой своей деятельности. Он выделяет масштаб конкуренции, включающий масштабы сегмента, вертикальный размах (степень вертикальной интеграции), географический масштаб и масштаб отрасли (или диапазон связанных отраслей, в которых компания ведет конкурентную борьбу)[19]. Масштаб конкуренции выступает важным инструментом реализации конкурентного преимущества, позволяя компании использовать взаимосвязи между цепочками ценностей для достижения поставленных компанией задач.