Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Классические и неоклассические теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теории конкуренции и их развитие

1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение[1]. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за честное, без сговора соперничество, за наиболее выгодные продажи и покупки товаров. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников [2].

Представители классической школы выступали против ограничительных законов, препятствующих действию конкуренции. Они считали, что ограничения приводят к перемещению производства из более благоприятных условий в относительно неблагоприятные условия. В результате существование ограничений защищает менее эффективных экономических субъектов от их конкурентов. А. Смит указывал на потребность в определении правил конкурентной борьбы, что стимулирует интенсивность конкуренции. Владельцы прав собственности находятся в состоянии постоянного риска по поводу выгодности размещения своих активов.

Дж. С. Милль выступал против установления пошлин, препятствующих ввозу товаров, за развитие торговли между странами и стимулирование конкуренции[3].

К. Маркс исследовал генезис капитализма путем рассмотрения форм конкурентной борьбы. Он писал: – «Постоянное выравнивание постоянно возникающих неравенств происходит тем быстрее, чем, во-первых, подвижнее капитал, тем легче он может быть перенесен из одной сферы и из одного места в другие; во-вторых, чем скорее рабочая сила может быть переброшена из одной сферы в другую, из одного центра производства данной местности в другой»[4]. Изучение внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции позволило К. Марксу сделать вывод о развитии процессов концентрации и централизации капитала, сопровождающихся возникновением монополий.

Й. Шумпетер, указывая на важную роль конкуренции в развитии капитализма, утверждал, что развитие капитализма направляется разновидностью конкуренции, исходящей «от новых товаров, новой технологии, новых источников снабжения, новых типов организации»[5]. «Фундаментальным импульсом, удерживающим и приводящим капиталистический механизм в действие, являются новые потребительские товары, новые методы производства и транспортировки, рынки, новые формы промышленной организации, создающиеся на капиталистическом предприятии». Й. Шумпетер придерживался аналогичных взглядов с К. Марксом о том, что предпринимательская деятельность является источником эволюционного процесса, который и составляет капитализм.

Представители неоклассического направления Э. Чемберлин, А. Самуэльсон применили структурно-логический подход при определении эффективности рынков совершенной и несовершенной конкуренции[6]. Вследствие дифференциации продукции складывается сеть частично обособленных рынков. Современный рынок с дифференцированным продуктом рассматривался как конкуренция между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей.

Ф. А. Хайек рассматривал конкуренцию как динамический процесс. Он указывал на поддержание конкурентных условий, без существования которых конкуренция не была бы известна кому-либо и не была использована с пользой. Определенность конкурентных условий может быть установлена на основе изучения институциональной природы конкурентного взаимодействия. Ф. А. Хайек исследовал конкуренцию как форму, позволяющую хозяйствующим субъектам адаптироваться к изменяющимся условиям.

Свои надежды на сохранение отношений свободной конкуренции и ограничение монополии Дж. Р. Хикс связывал с поддержанием режима свободной торговли и увеличением степени «открытости» национальной экономики по отношению к мировому рынку[7].

Людвиг фон Мизес выделил социальную конкуренцию, под которой понимал стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества. Указывая на присутствие социальной конкуренции в любом способе общественной организации, он указывал: «В тоталитарных системах социальная конкуренция проявляется в поисках расположения власти господствующих. В рыночной экономике конкуренция выражается в том, что продавцы должны превзойти друг друга, предлагая лучшие и более дешевые товары и услуги, а покупатели – более высокие цены»[8].

1.2. Современные теории конкуренции

Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции

2.1. Подходы к исследованию конкуренции

2.2. Современные формы конкуренции

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Глава 3. Направления развития теорий рыночной конкуренции

Заключение

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Список литературы

Межпрофессиональная конкуренция порождена тем, что в одной профессии спрос выше предложения, в другой – наоборот. В первой цена труда выше равновесной, во второй ниже. Из второй профессии в первую происходит (хотя и с затруднениями) перелив рабочих сил. Монополизация рынка труда ограничивает, а затем и отрицает конкурентный процесс формирования цены труда. Всё более важными тогда становятся соглашения работодателей и профсоюзов при посредничестве государства.

Направление седьмое – сравнительный анализ рыночной конкуренции и соревнования в кооперации наёмного труда по их разным основаниям, процессам и результатам. Внутри системы рыночного хозяйства растут «острова» кооперированного труда от отдельных фабрик до гигантов индустрии и далее к производственным комплексам, объединяющим труд десятков и сотен тысяч наёмных работников. Объективно необходимой общественной формой их соединения в едином процессе труда являются его нормы – нормы рабочего времени на достижение нормы полезных эффектов отдельных трудовых процессов при конкретных условиях производства. В этих нормах абстрагированы особенности рабочих сил участников совместного труда. Они выражают общественно обезличенные затраты труда при конкретных условиях производства на нормальный полезный результат.

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования приведено в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования

Отношения свойства

Конкуренция

Соревнование

1

Содержание понятия

сведение частного труда к общественно-необходимому

сведение личного труда к
общественно необходимому

2

Сфера действия

рынок —> производство —> рынок

производство — распределение — производство

3

Сфера проявления

обмен

производство

4

Цель субъектов

максимизация прибыли

максимизация оплаты труда

5

Форма общественного труда

стоимость

норма труда

б

Форма общественной оценки

цена

расценка

7

Субъекты

частные лица в обмене

сотрудники; члены кооперации

8

Степень открытости

коммерческая тайна

публично; обмен опытом

9

Последствия

снижение издержек; рост качества продукции; разорение и обогащение субъектов

развитие способностей к труду


Норма рабочего времени – это отношение экономического соревнования. Она не может быть установлена без сравнения разных индивидуальных затрат при равных условиях производства. Как экономическое отношение, соревнование не существует без соответствующего ему присвоения: нормативная мера труда обеспечивает ставку заработной платы, выявленную в конкуренции на рынке труда. Как в конкуренции выявляются средние по рынку цены единицы блага каждого рода, так в соревновании выявляется расценка за выполнение нормы полезного эффекта.

Выводы. Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;

4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

Заключение

Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция определяет экономические отношения соперничества между субъектами хозяйствования и хозяйствующими единицами, заинтересованными в получении преимуществ, позволяющих максимизировать полезность.

А. Смит считал, что в конкуренции воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Д. Рикардо и другие экономисты классического направления развили идеи ценового регулирования рынка в результате свободного соперничества между продавцами и покупателями. Представитель неоклассического направления А. Маршалл дополнил поведенческую трактовку конкуренции, связав ее с проблемой редкости ресурсов. Й. Шумпетер связал конкуренцию с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Сторонник либеральной экономики и свободного рынка Фридрих Август фон Хайек считал, конкуренция есть процедура открытия рассеянного в обществе знания о потребительских предпочтениях, технологических возможностях, инвестициях, институтах и других фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными.


Институциональная конкуренция определяет форму поведения субъектов хозяйственной деятельности при соблюдении ими институциональных ограничений в рамках добросовестного соперничества. Она показывает, насколько функционирующие институты, господствующие традиции, обычаи, нормы, правила стимулируют развитие соперничества, состязательности и конкурентных преимуществ в условиях несовершенной конкуренции. В институциональной системе посредством определения прав собственности обеспечивается проверка ошибок, а также контроль и ответственность за возможные потери. В рыночной экономике применяется самопроизвольная система контроля. Количество допускаемых ошибок является ограниченным вследствие того, что они могут быть использованы конкурентами.

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;


4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

Список литературы

  1. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.
  2. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с.
  3. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004.
  4. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.
  5. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.
  6. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.
  7. Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24.
  8. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.
  9. Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15.
  10. Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
  11. Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75.
  12. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.
  13. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.
  14. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2.
  15. Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.
  16. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005.
  17. Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1.
  18. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90.
  19. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002.
  20. Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216.
  21. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  22. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.
  23. Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30.
  24. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.
  25. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014.
  26. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  27. Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7.
  28. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006.
  29. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11.
  30. Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24.
  31. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995.
  32. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17.
  33. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008.
  34. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.
  35. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993.
  36. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995.
  37. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44.
  38. Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995.

  1. Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24.

  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11.

  3. Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1. – С. 306.

  4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2. – С. 214-215.

  5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995. – С. 128.

  6. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993. – С. 22.

  8. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005. – С. 259.

  9. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  10. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  11. Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995. – р. 549.

  12. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44.

  13. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002. – С. 113.

  14. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  15. Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24.

  16. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  17. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004. – С. 3-14.

  18. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  19. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014. – С. 89.

  20. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  21. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  22. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  23. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  24. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  25. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  26. Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7.

  27. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  28. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  29. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  30. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  31. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  32. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  33. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  34. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  35. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  36. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  37. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  38. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  39. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  40. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  41. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  42. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  43. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  44. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  45. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  46. Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216.

  47. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  48. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 211.

  49. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  50. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  51. Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право ; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – С. 27.

  52. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  53. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  54. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  55. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  56. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  57. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  58. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  59. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  60. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  61. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  62. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  63. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  64. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 653-656.

  65. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – С. 299–328.

  66. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006. – С. 53.

  67. Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15.

  68. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90.

  69. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17.

  70. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с.

  71. Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. – С. 67.

  72. Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75.

  73. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008. – С. 29.

  74. Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30.