Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие налогов и налоговой системы
1.2 Сущность налоговой системы и налоговой политики
2 Налоговая система РФ на современном этапе
2.1 Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы
2.2 Цели и принципы налоговой политики РФ
2.3 Анализ налоговых доходов в РФ в 2013-2014 годах
3 Совершенствование налоговой системы России
3.1 Направления налоговой политики в 2016-2017 годах
- применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
- инвестиционные льготы предоставляются исключительно налогоплательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
- применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
- применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
- порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.[7]
При разработке налоговой политики надо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Важным моментом является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.[13]
Роль финансов в реформировании российской экономики заключается в экономической стабилизации, трансформации экономических отношений, адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям, стимулировании инвестиционной активности, решении социальных задач. Финансы, как и налоговая система играют важную роль в решении социально-экономических задач. Они заключаются в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливости.
2 Налоговая система РФ на современном этапе
2.1 Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы
Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения; она обусловлена экономическими и политико-правовыми характеристиками.
Основные характеристики налоговых систем включают в себя следующие показатели.
Налоговый гнет (налоговое время), т.е. отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета).
Полная ставка налогообложения (ПСН) (отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг). Расчеты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России составляет 53-60%, что на 10-16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран. И это намного выше уровня "налоговой ловушки" (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным. [12]
Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снизить ПСН до 40-45%.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли в странах ОЭСР составляет 12:1, в России 2:1.[12]
В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, т.к. механизм их взимания и контроля более прост. Структура налогов в России со времен распада СССР изменилась незначительно.
Для построения налоговой системы государство большое значение имеют факторы политико-правового характера:
-пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местной.
-роль налогов среди доходных источников бюджета различных уровней.
-степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.[11]
Решение этих факторов – во взаимоотношении бюджетов различных уровней: а) "разные налоги", б) "разные ставки", в) "разные доходы".
Форма "разные налоги" подразумевает: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы власти на местах – местные налоги.
Форма взаимоотношения "разные ставки" состоит в том, что основные условия взимания налога устанавливает центр, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет.[19]
Для формы взаимоотношения бюджетов "разные доходы" характерна ограниченность действий местных органов между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.
Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ был принят в 1991 году. Закон "Об основах налоговой системы в РФ", вступивший в силу в 01.01.1992 года, был призван реализовать основные принципы построения налоговой системы, т.е. положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление его.
Принцип единства налоговой системы. Не допускается установление налогов, ограничивающих перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
Принцип подвижности (эластичности). Налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. Реализация этого принципа затруднена из-за частого изменения законодательства.
Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы.
Принцип множественности налогов. Это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам; при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы; этот принцип позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.
Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Он означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей.
Эти принципы позволяют осуществлять единый подход в вопросах налогообложения, четко разграничивать права по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; устанавливать приоритет норм, установленных законодательством над иными актами; производить однократность налогообложения (один объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения); дают определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Налоговый кодекс определяет приоритет интересов налогоплательщика при исполнении им обязанностей по уплате налогов и содержит основные принципы:
- учет потребностей налогоплательщика в информации о действующей налоговой системе, основных положениях конкретных налогов;
- гарантия равноправия при налогообложении независимо от социального статуса, национальных, религиозных и иных критериев;
- гарантия реализации конституционных прав граждан;
- гарантия судебной и административной защиты;
- отсутствие дифференциации налоговых ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала;
- запрет введения налогов и сборов, кроме установленных налоговым кодексом;
- неустранимые противоречия, неясности, сомнения актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
- презумпция невиновности – лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его невиновность не будет доказана в установленном законом порядке и подтверждена вступившим в законную силу решением суда. Доказывать виновность должны налоговые органы.[2]
Федеральные, региональные законы о налогах и сборах и нормативные акты о налогах и сборах, изданные органами местного самоуправления, вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца после их официального Законодательные акты, которые вводят новые налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Налоговый кодекс предусматривает и применение принципа обратной силы закона. Акты, устанавливающие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.[2]
2.2 Цели и принципы налоговой политики РФ
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.
Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.
Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.[10]
При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практики налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц , а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. [4]
Если конкретизировать цели адекватной для РФ налоговой политики, то прежде всего необходимо отметить, что главная цель налоговой политики состоит не в наполнении казны любой ценой, а заключается в стимулировании предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Избыточный налоговый пресс приводит лишь к еще большему спаду производства, уходу от уплаты налогов и расцвету “теневой экономики”. Оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет.