Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие налогов и налоговой системы
1.2 Сущность налоговой системы и налоговой политики
2 Налоговая система РФ на современном этапе
2.1 Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы
2.2 Цели и принципы налоговой политики РФ
2.3 Анализ налоговых доходов в РФ в 2013-2014 годах
3 Совершенствование налоговой системы России
3.1 Направления налоговой политики в 2016-2017 годах
Введение
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга, вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая политика, определяемая экономической политикой и имеющая свои собственные принципы, может быть эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
В то же время бессистемная, непродуманная налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации “налоговой ловушки”, когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства.
Целью курсовой работы является раскрытие направлений совершенствования налоговой системы РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- анализ налоговых доходов консолидированного бюджета РФ;
- исследование направлений совершенствования налоговой системы.
1 Понятие налогов и налоговой системы
1.1 Понятие и функции налога
Ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических, но и с юридических позиций. А Смит определял налог, как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Он утверждал, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.[3]
Правоведы рассматривают налоги, как обязательные и индивидуально-безвозмездные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Так по определению, предложенному С. Пепеляевым, налог есть "единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспечения государственным принуждением, не носящий характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти".[15]
В данной юридической трактовке выделяют следующие основные моменты, важные для понимания сути налогообложения:
- прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
- главная черта налога – односторонний характер его установления;
- налог является индивидуально безвозмездным;
- уплата налога – обязанность налогоплательщика, которая не порождает встречной обязанности государства;
- налог взыскивается на условиях безвозмездности;
- цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
В области налогообложения выработаны два варианта решения проблемы юридической трактовки налога:
- К налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета.
- Налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
Выбор одного из указанных вариантов зависит от особенности национального законодательства.[19]
В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа признак нормативно отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права. Используя этот юридический критерий разграничений, можно выделить следующие виды налоговых изъятий:
- Налоги – обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства (налог на прибыль, НДС, акцизы).
- Неналоговые платежи (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством, (сбор за регистрацию предприятия, платежи за выдачу лицензий).
- Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).[19]
Выделяют следующие виды налоговых платежей:
- Налог – систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения.
- Сбор - плата государству за право пользования или право деятельности (гербовый сбор, курортный сбор).
- Пошлина – плата за совершение действий государственными органами (государственная, регистрационная, таможенная пошлина).
- Иной платеж – компенсационная плата за использование ресурсов (плата за воду, лесной доход).[9]
Обязанность по уплате налога всегда возникает при наличии объекта налогообложения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются они только с тех, кто обращается в соответствующие органы с просьбой оказания нужных ему услуг.
Роль налогов вытекает из их функций; под функцией понимается та работа, которую они выполняют. Функции реализуют практическое назначение налогов. Налоги формируют доходы посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, безопасность, поддержку внешней политики и т.д.
Налогообложение выполняет четыре важнейших функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов:
1. Фискальная функция – основная; она означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики, безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.
2. Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
3. Регулирующая функция нацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения.
4. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определить необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.[19]
1.2 Сущность налоговой системы и налоговой политики
Во всех странах существует государственное регулирование экономики. Это регулирование связано с выполнением государством экономических функций:
- обеспечение законодательной базы;
- обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;
- обеспечение социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;
- оптимизация структуры национальной экономики;
- сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику.[6]
Все эти функции государства находят отражение в налоговой системе и налоговой политике, реализуемой властью.
Методы государственного регулирования делятся на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные (к которым относится и налогообложение) предполагают создание заинтересованности или заинтересованности в определенных действиях и именно они получили наиболее широкое распространение.[19]
Налоговая политика любого государства должна строиться во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами – крупными экономическими партнерами данного государства. Но сущность налоговой политики каждой страны определяется общенациональными целями государства, соотношениями между разными формами собственности, политическим строем. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, то есть стоящие у власти политические силы.[4]
Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Экономическая или регулирующая задача налоговой политики направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.
Основная задача государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.[4]
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики надо поддерживать пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.
К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существует два подхода. В основе первого лежит положение о том, что физические лица с более высокими доходами, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни собственностью (принцип платежеспособности).[4]
Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, т.к. эта категория населения и должна оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Недостаток этих концепций в том, что во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не предоставляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма, государство использует различные инструменты и, в частности, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним относятся: