Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Характеристика и организационные принципы российской налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

-использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

-использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.

2.3 Анализ налоговых доходов в РФ в 2013-2014 годах

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3% больше, чем в 2013 году.

Рис. 1. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013-2014 гг.

Формирование всех доходов в 2014 году на 80% обеспечено за счет поступления НДПИ – 23%, НДФЛ – 21%, налога на прибыль – 19%, НДС – 17%. В 2013 году совокупная доля указанных налогов составляла 79%.

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013-2014 гг.

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013–2014 гг. приведена на следующем графике.

Рис. 3. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013–2014 гг.

Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году. (Рис. 3) Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 411,3 млрд. рублей (17%), или на 16,8% больше, чем в 2013 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 961,5 млрд. рублей (83%), или на 14,1% больше, чем в 2013 году. В 2013 году указанное соотношение также составляло 17% и 83%. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году. (Рис. 3)

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. (Рис. 3) Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 119,3 млрд. рублей, или на 9,5% больше, чем в 2013 году.


Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. (Рис. 3) Формирование доходов по сводной группе акцизов в 2014 году на 83% обеспеченно за счет поступлений: акцизов на нефтепродукты – 37%, акцизов на табачную продукцию – 31%, акцизов на алкогольную продукцию (за исключением вин) – 15%.Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 520,8 млрд. рублей (52%), или на 13,0% больше, чем в 2013 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 478,1 млрд. рублей (48%), или на 2,7% меньше, чем в 2013 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 955,1 млрд. рублей, или на 6,1% больше, чем в 2013 году. (Рис. 3) Налога на имущество физических лиц в 2014 году поступило 27,1 млрд. рублей, или на 21,8% больше, чем в 2013 году. Налога на имущество организаций в 2014 году поступило 634,6 млрд. рублей (66% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 3,2% больше, чем в 2013 году. Транспортного налога в 2014 году поступило 117,5 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,7% больше, чем в 2013 году;

из него:

- по транспортному налогу с организаций – 27,2 млрд. рублей – на 2,4 млрд. рублей, или на 9,8% больше;

- по транспортному налогу с физических лиц – 90,3 млрд. рублей – на 9,0 млрд. рублей, или на 11,0% больше.

Поступления земельного налога в 2014 году составили 175,3 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов), что на 12,0% больше, чем в 2013 году.

3 Совершенствование налоговой системы России

3.1 Направления налоговой политики в 2016-2017 годах

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, уже определены в нескольких документах. Это Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях. В настоящем разделе приводятся основные меры в области налоговой политики, которые Правительство Российской Федерации будет предлагать в плановом периоде, а также приведены предлагаемые параметры налоговой системы, необходимые для составления бюджетных прогнозов.


Послание Президента Российской Федерации обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения.

Меры, направленные на создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край.

В рамках этого поручения предполагается установление 5-тилетних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития.

Аналогичный налоговый режим предполагается к введению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Финансы, как и налоговая система играют важную роль в решении социально-экономических задач. Они заключаются в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливости.

Решение этих факторов – во взаимоотношении бюджетов различных уровней: а) "разные налоги", б) "разные ставки", в) "разные доходы".

Форма "разные налоги" подразумевает: органы власти на местах – местные налоги.

Форма взаимоотношения "разные ставки" состоит в том, что основные условия взимания налога устанавливает центр, а местные

Форма взаимоотношения "разные ставки" состоит в том, что основные условия взимания налога устанавливает центр, а местные

3.2 Меры по стимулированию развития малого предпринимательства:

- субъектам Российской Федерации будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2016-­2018 годах.

При этом субъекты Российской Федерации вправе будут установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права применения указанной нулевой налоговой ставки (для них предполагается переход на обычный специальный налоговый режим в части превышения установленного субъектом Российской Федерации ограничения для применения налоговых каникул);


- в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, будут включены самозанятые граждане - физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков по истечении срока действия этого патента.

Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте.

Меры, направленные на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний (подробнее рассмотрено далее).

В настоящий момент перед Россией, как и перед большинством стран мира, стоит вопрос уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, путем:

- выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами;

- манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование);

- выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

В сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке Главами государств одобрен План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, осуществляются Минфином России единым комплексом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.


В частности, совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу был разработан Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников.

Предлагаемые меры направлены на то, чтобы использование низконалоговых юрисдикций как напрямую, так и посредством взаимодействия со странами, с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения, не создавало необоснованных преференций и не приводило к получению необоснованной налоговой выгоды.

Среди таких мер:

- введение обязанности юридических лиц по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации, а также раскрытию такой информации;

- разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохранительных, налоговых и других компетентных органов;

- развитие системы безналичного денежного оборота;

- совершенствование механизмов информационного обмена между компетентными органами как на национальном, так и на международном уровне.

3.3 Меры по стимулированию экономического роста

Стимулирование экономики должно осуществляться путем предоставления субъектам Российской Федерации всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории.

По аналогии с льготами для Дальнего Востока предлагается предоставить прочим субъектам Российской Федерации право устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств («гринфилдов») на своей территории.

Механизм предоставления таких льгот будет реализован в нескольких формах, предполагающих предоставление льгот по налогу на прибыль при реализации крупных инвестиционных проектов.

Во-первых, будут разработаны поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предоставляющие возможность снижения законом субъекта Российской Федерации налоговой ставки по налогу на прибыль организаций вплоть до 10% на срок до 5 лет после получения прибыли для региональных инвестиционных проектов, направленных на производство товаров и реализуемых на их территории. Предполагается также, что ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, будет установлена в размере 0% на этот период. При этом параметры региональных инвестиционных проектов, предоставляющие право на получение льготы, подлежат дополнительному обсуждению. Также возможно предоставление субъекту Российской Федерации права на уменьшение суммы обязательств по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в рамках реализации нового инвестиционного проекта, на сумму капитальных затрат, связанных с его реализацией, в части, поступающей в бюджет этого субъекта Российской Федерации.