Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Генезис правового развития права на фирменное наименование законодательстве России и в отдельных зарубежных странах).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект
1.2 Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран
2. Правовая охрана фирменного наименования в российском законодательстве
2.1 Понятие фирменного наименования
2.2. Содержание права на фирменное наименование
3 Охрана и защита права на фирменное наименование
3.1. Охрана фирменных наименований и прав на них
Коммерческий кодекс Франции 2000 г. ограничивается предписаниями технического характера относительно структуры и содержания фирменных наименований. Так, согласно ст. L. 223-1 Коммерческого кодекса, товарищество с ограниченной ответственностью имеет наименование (denomination sociale), в которое может быть включена фамилия одного или нескольких участников и которому должны непосредственно предшествовать или за которым должны непосредственно следовать слова "товарищество с ограниченной ответственностью" или аббревиатура "SARL" (societe a responsabilite limitee) и, что немаловажно, указание уставного капитала. Практически такие же предписания для полных товариществ и акционерных компаний установлены в ст. L. 221-2 и ст. L. 224-1 Коммерческого кодекса Франции соответственно.
Следует отметить, что Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1992 г. не содержит специальных норм, посвященных фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям. Вместе с тем эти средства индивидуализации упоминаются в статьях L. 711-4, L. 713-6 данного акта.
Согласно ст. L. 713-6 Кодекса интеллектуальной собственности Франции, регистрация товарного знака не препятствует использованию тождественного или сходного обозначения в качестве фирменного наименования или коммерческого обозначения, если такое использование было начато ранее регистрации товарного знака, а также в случае если данные средства индивидуализации содержат имя владельца бизнеса и такое использование осуществляется им добросовестно[8].
Таким образом, французский законодатель не закрепляет исключительных прав на фирменные наименования и коммерческие обозначения и статуса интеллектуальной собственности им с однозначностью не придает. Режим использования и защиты этих интеллектуальных продуктов во французском праве мы полагаем возможным охарактеризовать как разработанный фрагментарно.
Несколько иной статус имеют данные средства индивидуализации в праве Федеративной Республики Германия. Прежде всего стоит напомнить об устойчивом влиянии, которое германские законы оказывали и продолжают оказывать на отечественное право. Сами термины "фирма" и "фирменное наименование", употребляемые в различных законодательных актах Российской империи, СССР и России, являются очевидной калькой известных германскому торговому праву понятий "Firmen" и "Firmennamen".
В противовес большинству зарубежных нормативных актов соответствующей проблематики, § 17 Германского торгового уложения дает легальную дефиницию фирмы: "фирменным наименованием (Firmennamen) коммерсанта является наименование, под которым он ведет свои дела и ставит свою подпись" . Сопоставляя это понятие с нормой § 1 ГТУ, согласно которой коммерсантом является лицо, занимающееся коммерческой деятельностью, можно констатировать, что германское право закрепляет особое средство индивидуализации коммерческой организации - фирменное наименование. В то же время, в отличие от российского права, германский закон дозволяет иметь фирменное наименование не только коммерческому юридическому лицу, но и индивидуальному предпринимателю, гражданское имя которого вследствие этого может не совпадать с его торговым именем (фирмой).
§§ 18, 30 ГТУ, формулируя требования, предъявляемые к фирменному наименованию, закрепляют, что оно должно быть пригодным для обозначения коммерсанта и обладать различительной силой, четко отличаясь от всех фирменных наименований, которые уже существуют в той же местности или общине и зарегистрированы в торговом реестре или реестре кооперативов. После проведения первоначальной регистрации коммерсанта его фирменное наименование дополняется пометкой "зарегистрированный коммерсант" . Но данной регистрации германский закон, в отличие от российского, не придает правообразующего значения, так как исключительное право на фирменное наименование возникает в силу использования этого средства индивидуализации в коммерческом обороте.
Также принципиально важно, что фирменное наименование согласно §§ 22, 23 ГТУ может быть передано в порядке универсального или сингулярного правопреемства вместе с передачей торгового дела, что в корне разнится со ст. 1474 ГК РФ, запрещающей распоряжение исключительным правом на фирменное наименование.
Очевидно, что данные нормы ГТУ в немалой степени повлияли на развитие дискуссии по вопросу о правовой природе фирмы среди дореволюционных цивилистов, а также отразились на содержании ст. 12 Положения о фирме 1927 г. и п. 2 ст. 132, п. 2 ст. 559 ГК РФ, которые в ранее действовавшей редакции относили фирменное наименование к составу предприятия и позволяли распоряжаться им при отчуждении данного имущественного комплекса.
Коммерческими обозначениями согласно ст. 5 Закона ФРГ о защите товарных знаков и иных обозначений 1994 г. признаются символы компаний и названия произведений.
Проведенный анализ позволяет резюмировать, что мировая законодательная практика весьма разнообразна при описании правового режима фирменных наименований и коммерческих обозначений. Действующему законодательству иностранных государств известны такие средства индивидуализации, как фирменные наименования, обозначения предприятий и предпринимательской деятельности субъекта в целом, логотипы компаний, специальные обозначения печатных публикаций, кинематографических работ, музыкальных и драматических произведений.
Указанным средствам индивидуализации далеко не во всех государствах придается статус интеллектуальной собственности. Основания возникновения прав на эти объекты также заметно рознятся. Даже в случае предъявления требования о регистрации данных средств индивидуализации она не всегда имеет правообразующее значение.
Изложенные противоречия служат катализатором ведущейся юристами многих стран в течение достаточно длительного периода дискуссии о необходимости внесения изменений в ст. 8 Парижской конвенции с целью уточнения статуса коммерческих обозначений и развития правовой защиты данных средств индивидуализации. Замечания о необходимости редактирования данной статьи вполне справедливы, ведь в ней не определено понятие коммерческого обозначения, не указаны объекты, индивидуализируемые им, не установлены границы действия исключительного права на это средство индивидуализации.
Очевидно, что изменения в данную статью с неизбежностью потребуют пересмотра содержания норм российского гражданского права, что еще раз подчеркивает необходимость внимательного отношения к описанной проблематике и обеспечения участия отечественных цивилистов в соответствующих международных дискуссионных форумах.
Вместе с тем мы полагаем возможным сделать по крайней мере три принципиальных вывода по итогам проведенного исследования.
Представляется, что такие законодательные решения заслуживают дальнейшего теоретического осмысления и могут быть использованы при совершенствовании соответствующих институтов российского гражданского права.
2. Правовая охрана фирменного наименования в российском законодательстве
2.1 Понятие фирменного наименования
Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует ее среди других участников гражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований. Прежде всего, наименование коммерческой организации должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должно содержать истинные указания на организационно-правовую форму организации (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.п.), ее тип (государственная, муниципальная, частная), профиль деятельности (производственная, научная, торговая и т.п.), личность владельца и т.д.
Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участника гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. Иными словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.
Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирменным наименованием лишь тогда, когда оно остается неизменным в течение всего времени, пока пользующаяся им коммерческая организация сохраняет свой организационно-правовой статус. Поэтому не допускается произвольное и не обусловленное какими-либо уважительными причинами изменение фирменного наименования. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Если, например, произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании.
Предъявляемые к фирме требования определяют и ее структуру. Принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется еще корпусом фирмы, и вспомогательную, которую называют добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество" (п. 3 ст. 69 ГК)[9].
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод "Калибр"), имен собственных (объединение "Светлана"), географических названий (фабрика "Нева") и т.п. При этом собственно наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Другие добавления, например указания "универсальный", "специализированный", "центральный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако все эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение других участников оборота и потребителей.
Полное фирменное наименование юридического лица обязательно должно быть выражено на русском языке, при этом иностранные слова пишутся в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Наряду с наименованием на русском языке организация вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках[10].
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. В виде исключения с разрешения Правительства РФ допускается включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Кроме того, следует учитывать, что некоторые слова, в частности "банк", "биржа", "страховая компания" и др., могут включаться в состав фирменного наименования лишь теми организациями, которые имеют на это соответствующее право.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует указанным выше требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В качестве субъектов права на фирменное наименование выступают все коммерческие юридические лица (п. 1 ст. 1473 ГК). Это и понятно, так как практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота испытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что по общему правилу является достаточным для их индивидуализации.