Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЦВЕТОПРОБА – ИНСТРУМЕНТ ПРЕДСКАЗУЕМОЙ ПЕЧАТИ
1.1. Предпечатная подготовка изображения – этап технологического процесса
1.2 Устройства, воспроизводящие цвет: основные свойства и характеристики
2 ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ
2.1 Аддитивный и субтрактивный синтезы цвета
2.2 Характеристики воспроизводимого цвета
3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОЛИГРАФИИ
3.1 Стандартизация в полиграфии
3.2 Основные показатели цвета, контролируемые при цветовоспроизведении
3.3 Способы оценки качества цветовоспроизведения
Вывод: Особенность цифровой цветопробы состоит в том, что она выполняется с помощью печатающих устройств непосредственно с компьютера. В этом случае исключена стадия работы с фототехническим материалом, а также химико-фотографическая обработка. Это особенно актуально при использовании технологии CTP, не предусматривающей использование фотоформ.
В качестве устройств для получения цифровых цветопроб используются принтеры, различные по технологиям перенесения красочного пигмента на основу: принтеры, работающие по принципу термопереноса, сублимационные, струйные, лазерные и принтеры на твердых чернилах.
3. Аналоговая цветопроба. Этот вид цветопробы создавался, как альтернатива пробной печати, поэтому используемые пигменты наиболее приближены по своим свойствам к средним колориметрическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует наиболее популярные бумажные основы (мелованная, немелованная, глянцевая и т.д.).
Аналоговая цветопроба изготавливается с цветоделенных растрированных фотоформ и по своему месту в технологическом процессе находится ближе к печатному оттиску, нежели цифровая цветопроба. Естественно, что цена ошибки, обнаруженной на этой стадии (стоимость пленки, расходных материалов цветопробы, времени работы оператора), гораздо выше, чем в случае экранной или цифровой цветопробы.
Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые сухие и мокрые. Различие заключается в том, что в процессе получения оттиска в сухих цветопробах не используются никакие химические растворы — снятие пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим способом. При мокрой цветопробе происходит химическое проявление.
Мокрая цветопроба. Технологию изготовления мокрой цветопробы рассмотрим на примере системы MatchPrint 2635 (рисунок 3) компании Imation.
Рисунок 3. Технология изготовления мокрой цветопробы
Система цветопробы MatchPrint 2635 содержит три составляющие: контактно-копировальную раму, процессор и расходные материалы. Процесс нанесения пигментов каждого цвета разбивается на три этапа: прикатка пигментной пленки, экспонирование и проявление (рисунок 4).
Рисунок 4. Процесс нанесения цветовых пигментов
Основными используемыми расходными материалами являются пленки цветов CMYK, основа, на которую наносятся цвета, матовая и полуматовая пленки, которые служат для снятия глянца, проявитель (слабощелочной раствор) и вода.
Контактно-копировальная рама компании 3М — обычное устройство с источником УФ-освещения, которую можно использовать и при изготовлении печатных форм.
Процессор представляет собой комбинированную установку, которая состоит из ламинатора с рабочей температурой 140º С и устройства для проявки отэкспонированного материала.
Используя различные пленки, можно достичь имитации растискивания в пределах 12-25%. Все пигментные пленки позволяют воспроизводить растровую структуру в диапазоне плотностей растровых точек от 2 до 98%.
Перед началом экспонирования цветоделенная фотоформа соответствующего цвета накладывается на пигментную термоклейкую пленку, уже нанесенную на основу, и прикрепляется скотчем. После этого такой «полуфабрикат» помещается в контактно-копировальную раму и экспонируется.
Экспозиция зависит от цвета пленки, мощности источника света, спектра его излучения и от расстояния до рабочей поверхности экспонирующего устройства.
Контроль экспозиции проводится по контрольным шкалам, содержащим микролинии различных размеров. После экспонирования пленка с основой пропускается через проявочный процессор. В процессе проявки пигментный слой, подвергшийся воздействию УФ-излучения, разрушается и смывается водой. В итоге изображение с цветоделенной пленки остается на основе. Далее все три этапа повторяются для каждой пигментной пленки (пурпурной, желтой и черной).
Для того чтобы изображение не поблекло под воздействием солнечных лучей, после проявления последнего (черного) пигмента проводится дополнительное экспонирование. Полученное изображение изначально имеет глянцевый эффект. Если необходимо получить матовую или полуматовую поверхность, соответствующая пленка накладывается на последний пигментный слой.
Сухая цветопроба. К сухим цветопробам относятся, например, AGFA PressMatch Dry и DuPont Chromalin Studio Sprint.
AGFA PressMatch Dry состоит из копировальной рамы с УФ-источником освещения, ламинатора, служащего для прикатки пигментных слоев к основе, и расходных материалов.
Процесс изготовления пробы состоит из трех операций, которые повторяются для каждой краски: прикатка пигментной пленки, экспонирование, отделение пленки от пигментного слоя (рисунок 5).
Рисунок 5. Процесс нанесения цветовых пигментов
Качество цветопробы AGFA PressMatch Dry соответствует стандартам европейской триады красок. Возможна имитация растискивания растровой точки от 17 до 22%.
DuPont Cromalin Studio Sprint (рисунок 6) — система «сухой» цветопробы, которая состоит из четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, так называемого печатного пресса и комплекта расходных материалов.
Рисунок 6. Система «сухой» цветопробы
Процесс изготовления цветопробы состоит из следующих операций: ламинирование, экспонирование, отделение светочувствительной пленки и перенос краски на основу под прессом (рисунок 7).
Красочный слой, переносимый с фольги, практически идентичен пигменту печатных красок европейской триады, что обеспечивает визуальное соответствие цветопробы офсетным оттискам, отпечатанным по нормам Евростандарта. Для экспонирования используется обычная контактно-копировальная рама с УФ-источником освещения [5].
На лист плотной бумаги со специальным покрытием с помощью ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа.
Рисунок 7. Процесс изготовления цветопробы
Все это помещается в копировальную раму и производится кратковременная засветка. Происходящие при этом фотохимические реакции являются основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который до экспонирования был клейким по всей поверхности, задубливается и теряет клейкость в тех местах, на которые попадает свет. А там, где свет был прикрыт элементами изображения, задубливания не происходит.
После экспонирования фотоформа снимается и удаляется защитная пленка.
Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая пигментным слоем фольга. При этом слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся незадубленным клейким элементам, в результате чего на участках бумаги, соответствующих печатным элементам, создается изображение.
Для получения полноцветного изображения процесс повторяется четыре раза (обычно в порядке K-C-M-Y). Каждый раз берется фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится обычно вручную, по приводочным крестам. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.
Достоинства:
- широкий цветовой охват и попадание в цвет офсетного оттиска, небольшое отклонение колометрических характеристик от офсетного оттиска;
- позволяет точно определить появление мануаров;
- возможность контроля качества готовой фотоформы, а именно: растрирования, векторных элементов, треппинга, наличие муара, а в некоторых случаях даже воспроизведение смесевых красок;
- системы аналоговой цветопробы принципиально готовы к переходу на любой иной набор цветов, например, Pantone, а также на пигментные пленки для любой смесевой краски, используемой заказчиком;
- частично воспроизводит растровую точку.
Недостатки
- высокая себестоимость оттиска:
- встречающееся иногда отсутствие возможности изготовления цветопробы на тиражной бумаге, она осуществляется путём нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу;
- в некоторых системах — невозможность моделирования особенностей печатных процессов (растискивания, свойств тиражной бумаги);
- передача цвета очень приблизительна, поэтому взять этот тип за эталон цвета не получится;
- невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу.
Вывод: Качество получаемого изображения, высокая стоимость (как корректировки обнаруженных ошибок, так и самого оттиска) и относительно низкая оперативность предполагают использование аналоговых цветопроб для контроля ответственных материалов и для передачи в печатный процесс [1].
4. Пробная печать
Пробная печать – это печать пробных оттисков с использованием полиграфического оборудования, материалов и процессов для получения однокрасочных и многокрасочных оттисков в условиях, максимально приближенных к технологии тиражной печати.
Примеры пробопечатных устройств:
Офсетная печать. Пробопечатный станок плоской офсетной печати для изготовления цветопробы (Korrex 2000, FAG). Пробопечатный станок обычно представляет собой однокрасочную плоскопечатную установку, (рисунок 8).
Рисунок 8. Пробопечатный станок модель KORREX 2000
Полуавтоматические офсетные пробопечатные устройства позволяют использовать различные запечатываемые материалы, в широких пределах варьировать давление печати и устанавливать разные по жесткости офсетные полотна (рисунок 9).
Рисунок 9. Пробопечатное устройство компании IGT
Флексографская печать. В флексографии используются полуавтоматические флексографские пробопечатные устройства, оснащенные полимерным печатным формным материалом, несколькими анилоксовыми валами и ракельной системой, а также системой регулировки натиска в печатной паре (рисунок 10).
Рисунок 10. Пробопечатное устройство FlexiProof 100 компании RK Print
Формат таких устройств должен обеспечивать достаточную для измерения и визуального контроля площадь области печати. Дополнительно могут поставляться анилоксовые валы с необходимыми параметрами гравировки. Для имитации реального печатного процесса поставляются устройства с максимальной скоростью печати до 100 м/мин.
Глубокая печать. Полуавтоматические пробопечатные устройства глубокой печати включают гравированную форму или формный цилиндр и гибкую систему настройки ракеля (рисунок 11).
Рисунок 11. Пробопечатное устройство Labra Tester компании Norbert Schlafli
Общим требованием к пробопечатным устройствам является точность и стабильность работы во времени, иными словами – повторяемость [15].
Ручные устройства, используемые в основном во флексографии и глубокой печати, являются самым дешевым решением, однако они позволяют получать качественные оттиски только при умелой эксплуатации опытным специалистом.
К недостаткам ручных пробопечатных устройств можно отнести нестабильность натиска, угла наклона устройства к поверхности и скорости печати. Главной причиной получения разных оттенков и насыщенности цвета на отпечатке является различная толщина красочной пленки.
Полуавтоматические пробопечатные устройства в основном лишены вышеуказанных недостатков.
Основными параметрами процесса пробной печати, например, для флексографии, являются:
- вязкость краски, которая должна соответствовать принятой на производстве;
- настройки ракеля; параметры анилоксового валика;
- скорость печати;
- характеристики запечатываемого материала.
Применение устройств, способ печати которых не соответствует имитируемому процессу, может затруднить согласование печатных устройств.
Основной причиной ошибок будет являться различие количества переносимой краски (толщины красочного слоя) в пробопечатном устройстве и реальной печатной машине.
Например, перенос краски в глубокой печати больше, чем во флексографии, поэтому использование флексографских пробопечатных устройств для имитации глубокой печати лишь в редких случаях будет давать положительный результат.
Достоинства:
- самый точный вид цветопробы;
- выполняется на тиражной бумаге, используются те же печатные формы и тиражные краски;