Файл: "Цветопроба и ее роль в технологическом процессе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- производиться на печатных машинах (в случае особо ответственных работ) либо на специальных пробопечатных станках, которые обладают широким набором регулировок, в частности возможностью изменения давления в печатных парах.

Недостатки:

- пробная печать стоит дорог;

- высокая трудоемкость изготовления оттиска;

- низкая оперативность.

Учитывая все перечисленные недостатки пробной печати, в настоящее время, предпочтение отдается другим способам изготовления цветопробы.

2 ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ

2.1 Аддитивный и субтрактивный синтезы цвета

Различают два типа образования, или синтеза, цвета: аддитивный и субтрактивный.

Аддитивный синтез — это процесс получения цветов за счет смешивания (сложения) излучений трех основных зон спектра: синего, зеленого и красного (рисунок 12).

Различные цвета могут быть получены этим способом, например, на экране цветного телевизора с помощью трех электронно-лучевых трубок или разноокрашенных люминофоров синего (Blue), зеленого (Green) и красного (Red) цветов. Изменение цвета достигается при этом изменением соотношения мощности основных излучений.

Важной разновидностью аддитивного синтеза является так называемое пространственное смещение, основанное на том, что глаз не различает отдельно расположенных мелких разноцветных элементов изображения (например, растровых точек или люминофоров на экране). В результате мелкие разноокрашенные точки, расположенные на достаточно малом расстоянии друг от друга, воспринимаются как участок, имеющий единый цвет, который определяется суммой отраженных от этих точек излучений.

Рисунок 12. Аддитивный синтез цвета

Субтрактивный синтез представляет собой процесс получения цветов за счет поглощения (вычитания) излучений из белого цвета (рисунок 13).

При таком синтезе новый цвет получают с помощью голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow) красочных слоев. Эти цвета являются основными, или первичными, цветами субтрактивного синтеза. Голубая краска поглощает (вычитает из белого) красные излучения, пурпурная — зеленые, а зеленая — синие.


Поэтому для того, чтобы субтрактивным способом получить, например, красный цвет, нужно на пути белого излучения поместить желтый и пурпурный светофильтры. Такой же результат будет получен, если на белую (отражающую весь спектр световых волн) бумагу нанести желтую и пурпурные краски.

Основные цвета аддитивного синтеза (синий, зеленый и красный) и основные цвета субтрактивного синтеза (желтый, пурпурный и голубой) образуют пары дополнительных цветов. При аддитивном синтезе дополнительные цвета дают серый и белый цвета, а при субтрактивном синтезе — серый и черный цвета [13].

Рассмотренные принципы образования цвета лежат и в основе получения цветных изображений в полиграфии.

Рисунок 13. Субтрактивный синтез цвета

2.2 Характеристики воспроизводимого цвета

В полиграфии характеристика воспроизводимого цвета зависит в основном от используемых печатных красок и от способа печати.

Печатные краски. В полиграфии для получения цветных изображений, как правило, используют триадные печатные краски: голубую, пурпурную и желтую (рисунок 14).

Теоретически эти краски должны быть прозрачными, и каждая из них должна полностью вычитать излучение одной из зон спектра, пропуская остальной свет. Однако из-за неидеальности реальных красок при изготовлении печатной продукции используют четвертую дополнительную краску — черную.

Из рисунка 14 видно, что если наносить на белую бумагу триадные краски в различных сочетаниях, то можно получить все основные (первичные) цвета как для аддитивного, так и для субтрактивного синтеза. Этот факт доказывает возможность цветной печати при использовании триадных красок.

Способ печати. Изменение характеристик воспроизводимого цвета происходит по-разному, в зависимости от способа печати.

В глубокой печати переход от светлых участков изображения к темным традиционно осуществляется благодаря изменению толщины красочного слоя.

В высокой и офсетной печати цвета различных участков изображения передаются растровыми элементами различной площади, при этом характеристики воспроизводимого цвета регулируются размерами растровых элементов различного цвета [8].

При смешении красок в результате их наложения друг на друга цвет будет зависеть не только от колориметрических характеристик каждой краски, но и от их прозрачности, порядка наложения друг на друга и толщины красочного слоя.


Рисунок 14. Образование основных цветов при запечатывании бумаги

Как уже было отмечено, характеристики реальных красок не соответствуют идеальным моделям.

У реальных красок наименьшее спектральное отражение, как и наименьшее спектральное поглощение, не бывает равным нулю. Кроме того, граница перехода от зоны слабого поглощения к зоне сильного тоже не бывает резкой.

Например, пурпурная краска имеет наибольшие побочные, или, как говорят, «вредные», поглощения в синей зоне спектра (к ней как бы добавлено некоторое количество желтой краски).

Голубая краска имеет большое побочное поглощение в зеленой зоне спектра (к чистой голубой как бы добавлена пурпурная краска). Соответственно на графике спектрального поглощения этих красок (рисунок 15) мы видим всплеск в синей и зеленой зонах спектра [12].

Рисунок 15. Кривые спектрального отражения красок

3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОЛИГРАФИИ

3.1 Стандартизация в полиграфии

Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам международной стандартизации ISO 12647-7. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

Документы, оговаривающие эталонные значения и точность их имитации цветопробной системой, – стандарты ISO 12647, появившиеся в 1996 г., – с некоторыми переработками и дополнениями действуют по сей день.

В них приведен набор параметров, определяющих условия печати для различных полиграфических процессов.

Во всех разделах, посвящённых печатным процессам, прописаны допуски на цветопробу. Согласно документам, для оценки качества цветопробы применяется общая методика – задаются эталонные значения и допуски, которым должны соответствовать замеры контрольных элементов на цветопробе.


Эталонными являются Lab-координаты первичных цветов и значения растискивания (прироста относительного значения растровой точки). Допуск на глянец бумаги ±5 (измерения по ISO 8254-1, 75 град.).

Данный метод наиболее хорош для аналоговых систем и систем с пробной печатью. Так как, в аналоговой цветопробе (а в пробной печати и подавно) применяются красящие пигменты, близкие к реальным офсетным. И хотя в ISO 12647 не оговорены эталонные значения и допуски на цвет наложений (R, G, B, тройные, прочие), а баланс серого есть только в виде рекомендации, это не столь критично.

Но в цифровых цветопробных системах иные пигменты, другая методика формирования изображения на бумаге. В результате возникают случаи, когда по формальным признакам проба удовлетворяет ISO 12647, но визуально имеет мало общего с тем, что должно получиться в тираже.

Для цветопробы типографиями используется, обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

Первое, что должно быть на такой распечатке – это контрольная шкала цветов, которая соответствует характеристикам Ugra/FOGRA MediaWedge.

Также для контрактной цветопробы характерны определённые проценты отклонения базовых цветов, полей и тонов.

Эти жёсткие условия необходимы для того, чтобы цветопроба могла стать эталоном цвета, по которому в дальнейшем будет выпущен весь тираж.

Отклонения от нормы могут привести к неправильной передаче тонов и контрастов. Контрактный вид документа подразумевает его использование в типографии без подтверждения на то заказчика. В противном случае для ориентирования на неконтрактную цветопробу требуется письменное разрешение.

Именно поэтому данная распечатка является официальным документом, а её характеристики и использование регламентируются договором.

Стандарты для цветофильтров (Статусы)

В настоящее время разработаны стандарты для красного, зеленого и синего зональных светофильтров. Основное их различие состоит в зоне спектрального пропускания (рисунок 16).

Status A соответствует денситометрическим требованиям ANSI PH2.18 и используется в основном для денситометрической оценки цветных фотографических отпечатков.

Status E используется в Европе и соответствует DIN 16536 для денситометрических измерений на отражение для фильтров с широкой зоной пропускания.

Status I описывает узкополосные фильтры и соответствует стандарту DIN 16536 для узкополосных фильтров.

Status T определяет фильтры с широкой зоной пропускания для денситометров на отражение и принят за стандарт в США [10].


Рисунок 16. Спектры пропускания

3.2 Основные показатели цвета, контролируемые при цветовоспроизведении

Оптическая плотность сплошного красочного слоя. При настройке печатной машины и в процессе печатания тиража необходимо контролировать толщину красочного слоя, определяющую цвет элемента изображения. Для этого измеряется оптическая плотность элементов контрольных шкал, содержащих сплошной красочный слой.

Показатель растискивания. Растискиванием называют процесс увеличения относительной площади растровых элементов на оттиске по сравнению с их размерами на фотоформе в результате воздействия механических и оптических факторов.

Растискивание может оперативно контролироваться путем измерения растровых полей контрольной шкалы. Регулировка параметров печатания (давление, подача краски) должна в конечном счете обеспечить нормированные значения растискивания по каждой краске, без чего невозможно добиться требуемого качества цветовоспроизведения на оттиске.

Относительный контраст печати. С помощью этого параметра оперативно определяют качество воспроизведения деталей в тенях изображений.

Денситометром измеряют 80-процентное поле оттиска шкалы и сопоставляют его с измеренной плотностью сплошного красочного слоя. Нулевое значение контраста свидетельствует о полном затекании краской пробела на 80-процентном растровом поле, что, в свою очередь, означает «потерю» всех деталей в темной части изображения.

В ходе подготовительных операций к печатанию тиража в качестве контрольного выбирают то значение относительного контраста, которое, с одной стороны, обеспечивает требуемое качество воспроизведения теней на изображении, а с другой — пропечатку мелких растровых элементов.

Показатель красковосприятия. При многокрасочной печати необходимо контролировать переход краски на краску — красковосприятие, поскольку при печати «сырое по сырому» вторая и последующая краски ложатся на запечатанную поверхность в меньшем количестве, чем на бумагу или на сухую краску.

С помощью денситометра показатель красковосприятия определяют, как отношение оптической плотности второго красочного слоя, перешедшего на первый, к оптической плотности этого же слоя на чистой бумаге.