Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЦВЕТОПРОБА – ИНСТРУМЕНТ ПРЕДСКАЗУЕМОЙ ПЕЧАТИ
1.1. Предпечатная подготовка изображения – этап технологического процесса
1.2 Устройства, воспроизводящие цвет: основные свойства и характеристики
2 ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ
2.1 Аддитивный и субтрактивный синтезы цвета
2.2 Характеристики воспроизводимого цвета
3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОЛИГРАФИИ
3.1 Стандартизация в полиграфии
3.2 Основные показатели цвета, контролируемые при цветовоспроизведении
3.3 Способы оценки качества цветовоспроизведения
В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам.
У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Правильность выбора нужного устройства – тестирование.
При использовании цифровых печатных машин, работающих по технологии «из компьютера в печать» (Computer to print), цветопроба теряет первоначально заложенный в нее смысл и может осуществляться прямо в машине.
Рассмотрим вышеперечисленные виды цветопроб подробнее.
1.3 Виды цветопроб
Различают два вида цветопроб: экранную и на твердом носителе. За экранную цветопробу можно принять изображение на откалиброванном мониторе. Обычно это первичная цветопроба, призванная помочь оператору, занимающемуся цветоделением, правильно выполнить необходимую цветокоррекцию. При такой пробе можно говорить лишь о первоначальной оценке изображения.
Цветопробу на твердом носителе можно разделить на три вида: цифровую, аналоговую и пробную печать [11].
Рассмотрим подробнее указанные выше виды цветопроб.
- Экранная цветопроба
Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.
Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих — красного, зеленого и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).
При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.
Достоинства:
- самый быстрый вид цветопробы;
- для него не требуется печать, поэтому материальные затраты невелики;
- цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства, поэтому отребование к экрану – точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов;
- цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени.
Недостатки:
- каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов;
- не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати;
- несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK-цвета, тогда как электронное изображение представлено в RGB.
Вывод: Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени, она хороша для предварительной корректировки цветопередачи, но специалисты редко используют её в профессиональной полиграфии. Экранная цветопроба может использоваться в любительской полиграфии, когда нужно самостоятельно откалибровать цвета.
2. Цифровая цветопроба. Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (рисунок 2).
Рисунок 2. Виды цифровых изображений
Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов [3].
Остановимся на основных технологиях получения цифровых цветопроб.
Струйная печать. Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пьезоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на носитель — бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.
Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм.
Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой структуры.
Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют широкоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например, Iris SmartJet (компании Scitex), на которых достигается хорошее приближение к печатному оттиску.
Сублимационная печать. Основа технологии сублимационной печати — процесс термической возгонки твердых чернил. Краска переходит в газообразное состояние и окрашивает носитель. Газообразное вещество проникает вглубь обрабатываемой поверхности и там конденсируется.
Под действием высоких температур поверхность окрашиваемого предмета начинает слегка плавиться. Частицы краски буквально спаиваются с верхними слоями материала. Получается рисунок, устойчивый к механическим воздействиям и стиркам. Печатать таким способом можно практически на любых предметах: интерьерных стойках, флагах, сумках, кружках, дипломах, текстиле.
Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. Сублимационные принтеры выпускают многие известные производители: Canon, Mimaki, Mitsubishi, HP, Epson.
При выборе принтера учитывается:
- размер рисунка (формат А1, А2, А3 и т.д.);
- наличие СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил), в пластиковых баночках такого устройства вмещается на порядок больше чернил, чем в картриджах;
- количество цветов. Выбор стоит между 4 и 6 цветами палитры. Четырехцветные принтеры реже забиваются, зато шестицветные выдают более естественное изображение.
При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются [17].
Виды сублимационной печати:
Прямая. Краски нагреваются и смешиваются внутри оборудования. Рисунок наносится непосредственно на готовое изделие. Обычно прямая печать используется для нанесения принта на ткань при изготовлении флагов, штор.
Есть две разновидности этой технологии:
Мокрая. Рабочая поверхность обрабатывается праймером (полиэфирной грунтовкой). С помощью струйного принтера, который наносит сублимационную краску, получается изображение. Используется в массовом производстве для печати крупных партий продукции.
Сухая. Используются бумага и лазерный принтер.
Непрямая (промежуточная). Другое название технологии — термотрансфер. Это двухфазный процесс, включающий в себя следующие стадии:
- печать зеркального изображения по силиконизированной бумаге для сублимации;
- перенос рисунка на изделие с помощью термопресса и термотрансферных чернил.
Технология хороша для мелкосерийного (от 1 шт.) производства. Такая печать может выполняться струйным, лазерным, офсетным, трафаретным способами, а также аппликацией.
Достоинство этого способа состоит в получении плавных цветовых переходов, создающих иллюзию фотографического отпечатка.
Недостатками же являются невозможность имитации растровой структуры и обязательное использование только определенной бумаги, сертифицированной компанией-производителем. Если поверхность бумаги не очень гладкая, переход красителя на бумагу может быть неполным.
Имитация различной степени растискивания возможна лишь с помощью соответствующего изменения плотности накладываемых красок и может задаваться с помощью программы.
Отпечатки характеризуются хорошей цветопередачей, благодаря тому, что термосублимационные принтеры имеют большой цветовой охват. Эти принтеры печатают, как правило, с физическим разрешением, не превышающим 300×300 точек на дюйм.
Твердочернильная печать. Твердые чернила — это материал на основе синтетических восков с добавлением красителя, отсюда и второе название этих принтеров — восковые. Брикеты такого красителя в принтере расплавляются, и расплав подается к печатающей головке, представляющей собой ряд инжекторов, переносящих микрокапли красителя на запечатываемый материал.
При соприкосновении с бумагой капли почти мгновенно застывают, что снимает проблемы возможного смешения красок, растекания их и впитывания в бумагу. Чернила обладают высокой насыщенностью, и поэтому устройства имеют большой цветовой охват.
Значения разрешения твердочернильных принтеров невысоки — 300×300 или 600×600 точек на дюйм, что является самым большим недостатком данной технологии печати. Вторым недостатком является невозможность имитации растровой структуры.
К преимуществу данной технологии относят возможность использования различных запечатываемых материалов, хороший цветовой охват и влагостойкость оттисков.
Электрофотографическая печать. В основу работы принтеров этого вида заложен принцип электрофотографии. Поверхность светочувствительного барабана или светочувствительной ленты сначала заряжается в электрическом поле коронного разряда. Затем с помощью управляемого луча определенные участки поверхности разряжаются, создавая скрытое изображение, проявляемое далее тонером одного из цветов.
При последовательном наложении всех четырех тонеров создается полноцветное изображение, переносимое под действием электростатического поля на бумагу.
Последняя операция — припекание тонера к бумаге. Разрешение принтеров высокое — обычно 1200×1200 точек на дюйм, причем эти принтеры могут имитировать растровую структуру.
Из недостатков данного способа следует назвать невозможность получения растровой точки с резкими краями. Поскольку частицы тонера велики, он расплывается под воздействием температуры и давления, что снижает резкость изображения. Эти принтеры обеспечивают не очень большой цветовой охват, и качество отпечатка получается немного ниже, чем на струйных или сублимационных.
Достоинства: Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой цветопробы следующие:
- оперативность получения цветопробы;
- удобство применения;
- относительно низкая стоимость изготовления отпечатков;
- возможность устранения ошибок на ранних этапах работы;
- при наличии достаточно развитых программных средств управлением цветом и измерительного оборудования возможно использование ICC-профилей устройств;
- используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки;
- источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, который является эталоном цвета по желанию заказчика;
- для оттиска документа требуется только типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски;
- весь процесс не требует больших ресурсозатрат и сопоставим с печатью на обычном принтере;
- цветопроба может быть неконтрактной или контрактной, как пожелает клиент, при такой печати изображение легко откалибровать;
- возможны детальные настройки цвета, так как цветоподача регулируется прямо во время процесса печати.
Недостатки: Минусы цифрового типа цветопробы связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах. Ещё один недостаток – это невозможность воспроизвести растровую точку.