Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение» (на примере отеля-ресторана "Чайковский").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Приступая к выполнению данной курсовой работы, мы исходим из того, что проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. Не только в экономике и менеджменте получила развитие данная тема. В ходе сбора материала для написания курсовой работы было обнаружено огромное количество методик принятия решений, которые постоянно используются в теории информации и информатики. В частности, за счет этих теорий бурно развивается направление разработки и модернизации искусственного интеллекта. Следуя тенденции беспримерно стремительной эволюции информационных технологий в современном социуме можно считать решенным вопрос о том, что теория принятия решений имеет огромное будущее.

К сожалению, не представляется возможным привести все методики в рамках данной работы. Здесь мы постарались остановиться на основных принципах, которые имеют самое прямое отношение к процессу принятия и реализации управленческих решений в условиях гостиничной отрасли.

Итак, объектом исследования в курсовой работе является ООО "Чайковский", отель в одноименном городе.

Предмет исследования - деятельность руководителя ООО "Чайковский" при принятии управленческих решений и их негативные проявления.

Цель исследования в курсовой работе состоит в изучении негативных последствий принятия управленческих решений руководителя ООО "Чайковский".

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие и охарактеризовать теоретические аспекты изучения управленческих решений.

2. Проанализировать причины негативных управленческих решений в отеле "Чайковский" и выявить пути их решения.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения управленческих решений

1.1 Понятие управленческих решений

Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность. Ни одна из функций управления не может быть реализована иначе, как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. Мы согласны с Пироговой Е.В. в том, что развитие любой организации основано на принятии и реализации различного рода решений, которые могут быть и недостаточно обдуманными и излишне детально выверенными. В принятии решений руководитель выполняет основную роль. Они принимает их на основе своих предпочтений и несет за них ответственность. В экономической литературе понятие «решение» рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется[9].


Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица, принимающего решение. В результате проведенного исследования, мы увидели, что авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают различные аспекты: организационные, психологические, а также положения общей теории принятия решений.

Таким образом, управленческое решение можно формулировать как:

− продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;

− выбор определенного курса действий из возможных вариантов;

− выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;

− выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции[13].

Титова Н.Л. определяет управленческие решения как выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. При всем разнообразии подходов к определению термина «управленческое решение» можно выделить общие элементы: − это всегда выбор из двух или более альтернативных вариантов, который основан на сравнении их между собой по различным критериям; − принимаемое решение является оптимальным и необходимым на данный момент − в процессе принятия решения важно определить цель, которую необходимо достигнуть, и выбрать средства, которые будут использованы для ее достижения[11].

Таким образом, управленческое решение – это творческий акт (действие, процесс) субъекта управления, в результате которого определяется, какие в данной фактической или проектируемой производственной обстановке следует начать действия, чтобы решить проблему и достичь цель, которая возникла в процессе деятельности управляемого объекта.

По мнению Л.И. Лукичевой любое решение в организации должно обеспечивать продвижение к поставленным перед ней ориентирам и целям. При этом, эффективность решений определяется тем вкладом, который оно внесет в достижение конечной цели. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что при принятии управленческих решений руководитель всегда находится в условии выбора между двумя и более возможностями. Причем выбор, как правило, ограничен какими либо обстоятельствами: имеющимися ресурсами, возможной реакцией других людей, временным фактором.

Лукичева Л.И. говорит о том, что умение правильно взвесить и оценить эти ограничения представляет собою важнейшую составляющую принятия правильного решения. Что касается требований к управленческим решениям, то важнейшими из них читают реализуемость, эффективность, иногда – оптимальность:


− эффективность (соотношение ожидаемого и экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию);

− обоснованность (необходимость обращать внимание на все факторы и усилия, связанные с принятием решения);

− своевременность (принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи организации);

− непротиворечивость (быть согласованным с ранее уже принятыми решениями);

− конкретность (четкость в определении сроков, ответственных и выполняемых задач);

− полномочность (наличие у руководства соответствующих прав)[11].

Т.В. Гапоненко выделяет основные признаки УР: наличие альтернатив; существование цели (иногда формализованной в виде критерия); волевой акт.

Отметим, что управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, а именно:

− разработка и реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;

− каждое из принятых решений в значительной мере определяет последующие решения;

− высокая степень ответственности для руководителя и пр.[7]

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

1.2 Особенности принятия решения в организации

Принятие управленческих решений в организации является частью работы менеджера. Исследование функций менеджера, того, что он реально делает, показало, что он решает три группы задач: поддержание межличностных отношений, создание и функционирование информационной сети, а также  принятие решений (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Функции менеджера по Г. Минцбергу[цит. по 3]

Поддержание межличностных отношений

Информационная роль

Принятие решения

  1. Представительство. Выполнение церемониальных функций, связанных с ролью руководителя.
  2. Лидерство. Руководитель ответственен за результат деятельности организации, подразделения. Он обязан осуществлять наем, обучение, мотивацию персонала.
  3. Создание неформальной коммуникационной сети.
  1. Мониторинг (доверительные беседы, создание наиболее полной базы данных, сбор опережающей информации).
  2. Распределение информации среди подчиненных в необходимых случаях.
  3. Предоставление информации от имени организации третьим лицам.
  1. Предпринимательство,  приспособление организации к изменяющейся внешней среде.
  2. Кризисное управление, реакция на давление сил, находящихся вне контроля менеджера
  3.  Распределение ресурсов.
  4. Ведение переговоров от имени организации.

Основную нагрузку по принятию управленческих решений в организации несут менеджеры. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации,  достижение поставленных организационных целей. В отличие от решений в частной жизни, деловые решения затрагивают значительно больший круг людей и имеют более серьезные последствия.

Принятие менеджером того или иного решения всег­да представляет собой определенные трудности. Это связано и с от­ветственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределен­ностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

Принятие решений в организации характеризуется тем, что эта деятельность:

  • осуществляется сознательно и целенаправленно;
  • в основном носит рациональный характер, основывается на фактах и ценностных ориентирах;
  •  осуществляется в процессе взаимодействия членов организации;
  •  происходит в рамках определенного социального и политического  состояния организационной среды;
  • представляет собой часть общего процесса управления;
  • является неизбежной  частью ежедневной работы менеджера[16].

Управленческие решения в организации могут приниматься единолично или коллегиально. Предпочтение какому-либо стилю принятия управленческих решений зависит от национальных традиций и корпоративной культуры. Например, американская деловая культура делает акцент на создание специализированных рабочих мест, а в Японии рабочей единицей является группа. Соответственно, в американских компаниях стараются наделять менеджеров достаточными полномочиями для самостоятельных действий, а традиционные японские методы опираются на достижение консенсуса.

Однако, и в случае единоличного принятия решений, и, тем более, коллективного принятие управленческих решений в организациях зачастую требует значительных усилий, является очень трудоемким делом. Обычно в этом процессе участвуют как отдельные сотрудники, так и целые группы работников, выполняющих различные функции.

В управленческой команде, принимающей решение, выделяют следующие роли: владелец проблемы, ЛПР, активная группа, эксперт, аналитик.

Владелец проблемы – работник, который или в силу своих служебных обязанностей или в соответствии с культурными нормами организации должен решать данную проблему и нести за это ответственность. Набор проблем, за которые отвечает работник, определяют его статус в организации. Успешность решения проблем прямо влияет на положение работника в компании, его карьеру в ней. Особенность принятия управленческих решений в организации заключается в том, что владелец проблемы может обязать решить проблему или делегировать право  принятия решения другому лицу, как правило, своему подчиненному. При этом руководитель делегирует и часть других своих полномочий. Если решение возлагается на неформального лидера, то возникают дополнительные отношения между ним и руководителем по поводу распределения и использования властных полномочий.


Ключевую роль в принятии управленческих решений играет ЛПР (лицо, принимающее решение) – индивид или группа лиц, которые делают реальный выбор и несут за него ответственность.

На практике возможны три варианта соотношения лиц, выполняющих роль владельца проблемы и ЛПР:

  • обе роли исполняет одно и то же лицо,
  • владелец проблемы входит в состав группы, принимающей решение,
  • владелец проблемы и ЛПР – разные лица.

Следует подчеркнуть, что в последней ситуации, хотя владелец проблемы заранее соглашается с любым принятым решением, он не складывает с себя ответственности за данную проблему.

На процесс принятия решения оказывает серьезное влияние позиция активных групп, то есть групп людей, имеющих общие интересы в данной проблемной ситуации. Это могут быть как группа жителей, возражающая против уплотнительной застройки, так и конкуренты, общественные организации, в том числе профсоюзы, и т.п. По отношению к организации активные группы могут быть внешними и внутренними. Таким образом, ЛПР может оказаться как под внешним, так и под внутренним давлением групп влияния.

Активные группы оказывают влияние на лицо, принимающее решение, как в рамках рационального принятия решения (бюрократических процедур, переговорного процесса), так и с помощью специальных социально-психологических практик. В число последних входит использование принципов взаимного обмена, обязательства и последовательности, социального доказательства, благорасположения, авторитета, дефицита, контрастности , а также опережающей интерпретации[7].

Теоретически ЛПР в состоянии проигнорировать существование активных групп, однако это явно приведет в будущем к трудностям при реализации решения, причем затраты на разрешение конфликтов многократно превзойдут цену компромисса, учета мнения активных групп на стадии принятия решения. Разумное поведение ЛПР заключается во включении активных групп тем или иным способом в процесс принятия решения.

Важную роль в процессе принятия решений играют эксперты – люди, которые разбираются в определенной проблемной области лучше ЛПР. Особенность управленческих решений в организации заключается в том, что эксперты привлекаются на регулярной основе и являются, как правило, профессионалами.

ЛПР использует экспертов для выявления причин возникновения проблемы, разработке альтернатив или оценки последствий реализации управленческих решений. Экспертиза может охватывать один аспект проблемы или быть комплексной. В любом случае, выбор остается за ЛПР. Эксперт отвечает только за качество экспертизы, как правило, своей репутацией. Оценка возможной субъективности экспертов и ее исключение  является задачей ЛПР.