Файл: Комплексный анализ экономической сущности и трансформации рыночных отношений в индустрии спорта России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • на поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;
  • на предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;
  • на пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;
  • на страховании спортсменов;
  • на юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;
  • на трудоустройстве спортсменов и тренеров.

Например, российское спортивное агентство «Арена» предоставляет своим клиентам услуги по спортивному маркетингу, поиску спонсоров и рекламодателей, в подготовке вещательных контрактов, в вопросах допинг-контроля и многом другом.

Конечно, при становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формированию эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. Но наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и спортивной инфраструктуры.

В России определена Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г[7]. Она предусматривает комплекс мер, включающих создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта; совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва; совершенствование медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; развитие спортивной инфраструктуры. Реализация стратегии предусматривает продление до 2020 г. действия федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»[8].

Предполагается, что стратегия будет реализована в два этапа: 2009-2015 гг. и 2016-2020 гг. При этом, в частности, планируется существенно расширить вовлеченность населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в систематические занятия физкультурой и спортом, повысить уровень обеспеченности спортивными сооружениями, улучшить антидопинговое обеспечение в спорте высших достижений.


Уже давно в спортивной и экономической литературе рассмотрен вопрос о том, каким образом экономические успехи в стране влияют на успехи в спорте. Вначале предполагалось, что успехи в спорте зависят от величины населения. Достижения небольших стран, таких как Болгария, бывшая ГДР, Финляндия, Швеция, в отдельных особенно популярных в этих странах видах спорта опровергают это утверждение. Важно не то, каким ресурсом обладает страна, а как этот ресурс используется.

Другая группа факторов - экономические факторы. Важнейшие из них - доходы населения, доля населения, занятого в промышленности, степень урбанизации[9]. Все эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а в тесной связи с имеющимся в стране экономическим порядком и политической системой. Чем выше внутренняя стабильность в стране и чем больше возраст господствующей политической системы, тем больших успехов в спорте следует ожидать.

В государстве с рыночной экономикой спортивная отрасль должна приносить прибыль. На сегодняшний день бюджетное финансирование спорта является основным. Одна из основных задач Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, -проанализировать реальный оборот средств в российском спорте и заставить эти деньги эффективно работать. Государство должно получать доход от своих вложений и, в первую очередь, в виде налогов.

Можно сказать, что процесс развития экономики спорта идет достаточно быстро. При этом экономика спорта уже показывает особенности, присущие каждой отдельно взятой стране. Например, в Германии это, прежде всего, доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США - образцовый профессиональный командный спорт. Для нашей страны становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге - для сохранения здоровья и работоспособности нации[10].

Специфичность спорта как культурного компонента жизни общества требует особого внимания к регуляции некоторых проблемных вопросов. Совершенствовать спортивное законодательство в отношении положения и деятельности спортивных федераций России следует по двум направлениям:


  1. Решение финансовых задач. Зарубежный опыт показывает, что основу доходов спортивных организаций составляют поступления от населения в разных видах (членские взносы, приобретение билетов, услуг и т.д.). В некоторых странах эти доходы составят до 90%. В России пока невозможно положиться исключительно на эти финансовые потоки. Пока в России не появится средний класс и не повысится уровень жизни населения, спорт будет испытывать недостаток средств. Поэтому необходимо повысить роль и участие государства и местных органов власти в развитии этой социально значимой сферы деятельности.
  2. Спортивные федерации должны интенсивно участвовать в развитии массового спорта, участвовать в мероприятиях по обеспечению доступных и качественных спортивных услуг населению. Общественные спортивные организации должны активнее обобщать и распространять опыт самых лучших и популярных массовых спортивных праздников, которые не только способствуют оздоровлению населения, но и сплачивают, объединяют людей, ибо спорт является мощнейшим средством консолидации национального самосознания.

Федеральному агентству по физической культуре и спорту в сотрудничестве с национальными спортивными федерациями надлежит больше внимания уделять организации и развитию именно физической культуры всего населения России. Необходимо существенно расширить подготовку специалистов для этой работы, пересмотреть существующие программы развития физической культуры и спорта.

Таким образом, эффективность системы физической культуры и спорта РФ напрямую зависит от четкого, полного законодательного урегулирования правоотношений в рассматриваемой области. Законодательная база должна строиться на основе положений международных правовых документов в области физической культуры и спорта. Более того, нормативная база по физической культуре и спорту вообще и касательно спортивных федераций в частности должна быть взаимосвязана с действующими нормами российского законодательства в области образования, здравоохранения, финансов, налогообложения, страхования и другими основными федеральными законодательными актами. Спортивные федерации должны принимать непосредственное участие в разработке и обсуждении спортивных нормативных актов[11].


1.2. Коммерческая составляющая спортивной индустрии

Такое явление, как коммерциализация отечественного спорта, не всегда находило понимание у специалистов физического культуры. Некоторые исследователи рассматривали коммерциализацию спорта как негативное явление, пагубно влияющее на воспитание человека и препятствующее гармоничному развитию личности. Однако современные реалии общественного развития убедительно свидетельствуют о необходимости развития рыночных отношений в области спорта и особенно спорта высших достижений.

В современных условиях, учитывая опыт олимпийского движения, представляется возможным и целесообразным с других позиций рассмотреть принципиальные социологические и социально-педагогические аспекты коммерциализации спорта и понять объективное влияние рынка на тенденции его дальнейшего развития.

Коммерциализация спорта включает следующие составляющие[12]:

  • - социальную;
  • - экономическую;
  • - финансовую;
  • - кадровую.

Социальная составляющая коммерциализации спорта имеет три ключевых компонента:

  • - выбор и продвижение работников (спортсменов, тренеров, судей) в соответствии с их деловыми качествами и компетентностью, с учетом других основных критериев: а) высокой квалификации; б) опыта общения и готовности к сотрудничеству, лояльности к организации, команде предприятию, фирме;
  • - заработная плата должна (обязана) быть справедливой и стимулирующей добросовестный и качественный труд;
  • - ликвидация барьеров (статусных, стратификационных, социально-психологических) между различными категориями работников, формирование «духа команды» и «общего дела».

Экономическая составляющая действий в рыночных условиях предполагает гарантированную ответственность организации, команды, фирмы (спортивной федерации, спортивного клуба) за свои действия, создание необходимых условий для планомерного и обеспеченного тренировочного процесса.

Кадровая составляющая включает разработку системы найма, которая учитывает: а) желание работника выдвинуться, что стимулируется рейтинговой системой оценки классификации спортсмена; б) наличие желания освоить им специфику своей деятельности; в) добиться существенных результатов в своей деятельности.

Кадровая политика предполагает соблюдение определенных правил работы с людьми:

  • - отношение к спортсмену должно быть не только как к штатному работнику, но и как к личности;
  • - заработная плата должна соответствовать уровню спортивной квалификации, усилиям и реальному вкладу в общее дело, а также стимулировать члена команды к еще лучшей работе;
  • - ясная и определенная возможность поступательной карьеры спортсмена должна строиться в зависимости от успешности его деятельности.

Все это напрямую относится к деятельности спортсмена, тренера, менеджера и руководителя (владельца) команды. Все взаимоотношения между ними организуются на основе контракта, в котором оговариваются условия труда, выполнение заданий, заработная плата и штрафные санкции за невыполнение контрактных условий.

В практике важную роль играет выбор финансовой составляющей профессиональной команды, которая включает бюджет команды и некоторые другие вопросы.

В настоящее время формирование бюджета команды по различным видам спорта является одной из главных задач, которая обеспечивает полноценное участие спортсменов в соревнованиях и достижение существенных результатов.

Без денег в современном спорте не обойтись. Например, большой футбол в нашей стране иногда называют «игрой миллионов». В этой игре «бедняки» могут выиграть матч-другой на морально-волевых качествах, но не более. Для стабильного результата нужны серьезные кадры и серьезные стимулы, которые и определяются бюджетом команды (таблица).

В то же время сами по себе деньги не могут решить всех задач, стоящих перед командой. Эффект от одних и тех же денежных средств может быть абсолютно разный и определяется не только их толковым распоряжением, но и чистотой намерений. Кто-то приобретает стоящих футболистов, приглашает квалифицированного тренера, вкладывает в собственную школу материальные средства и всерьез борется за лидерство. А кто-то занимается пополнением собственных карманов за счет разницы официальной и реальной цены игроков.

Таблица 1 - Бюджеты профессиональных футбольных клубов в чемпионате России в 2016 г.

Клуб

(место в чемпионате)

Бюджет

(млн долл.)

Количество

забитых

мячей

Стоимость

забитого мяча

(тыс. долл.)

1. ЦСКА (Москва)

49

38

775

2. «Локомотив» (Москва)

39

23

590

3. «Зенит» (Санкт-Петербург)

48

17

354

4. «Торпедо» (Москва)

48

11

229

5.?«Крылья Советов» (Самара)

47

15

319

6. «Шинник» (Ярославль)

29

10

345

7. «Спартак» (Москва)

42

30

714

8. «Сатурн» (Московская обл.)

34

17

567

9. «Москва»

34

12

353

10. «Рубин» (Казань)

28

15

536

11. «Алания» (Владикавказ)

26

8

308

12. «Динамо» (Москва)

26

17

654

13. «Амкар» (Пермь)

24

7

292

14. «Ростов»

26

8

308

15. «Кубань» (Краснодар)

23

12

522

16. «Ротор» (Волгоград)

26

6

231