Файл: Обоснование и выбор инновационной стратегии фирмы (1. Сущность инновационной стратегии фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу в результате того, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент;

4) реакцию на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, однако часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор. [Инновационный менеджмент – Электронная библиотека URL: http://libraryno.ru/innovmen2/ (Дата обращения 30.04.2017)

На сегодняшний день существуют следующие методы выбора инновационной стратегии:

Метод структурно-морфологического анализа. Фиксируются новинки внутри отрасли, появление новых разработок и на основании этого создаются рекомендации по научно-технической политике предприятия, что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на под отраслевом уровне [[Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)]];

Метод определения характеристик публикационной активности. Информационный поток рассматривается как единая система, живущая определенными циклами. Рекомендации по внедрению инновационных методов даются на основе изучения таких циклов. Метод дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне;

Метод патентов-аналогов. Базируется на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности. При разработке инновационной стратегии учитывается общее направление запатентованных идей, которое рассматривается как перспективное с точки зрения мирового опыта;

Метод терминологического и лексического анализа. Учитывается переход терминологии и лексических единиц из одной отрасли в другую, что позволяет прогнозировать развитие новой отрасли и соответственно планировать стратегию, позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений;

Метод показателей. Основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Рекомендации даются на основе изучения документации о динамике показателей мировых технических систем. [Сайт информация для предпринимателей URL: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/innovacionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya-i-ee-raznovidnosti.html (Дата обращения 01.05.2017)].


2.2 Этапы и способы разработки стратегии

В настоящее время вопрос выбора инновационной стратегии весьма актуален для предприятий, так как в связи с развитием научно-технического прогресса рыночная экономика приобретает все более инновационный характер, «как можно управлять инновационными проектами» [Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова; под общ. ред. Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 487 с.].

Необходимо отметить, что сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как инновационное развитие, которая достаточно широко в последние годы освещается в отечественной и зарубежной литературе.

Фирма для успешного осуществления поставленной цели должна выбрать стратегию, которая будет наиболее приемлемой для использования имеющихся у нее ресурсов в данной рыночной ситуации. Приемлемость той или иной стратегии определяется эффективностью деятельности фирмы, что, в свою очередь, выражается в величине прибыли, объемах продаж и рентабельности, «рассматриваются конкретные направления инвестиционного менеджмента» [Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. В. Кузнецов [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.].

Приняв решение о смене рынка или выпускаемой продукции, фирма автоматически делает первый шаг в принятии инновационной стратегии.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей [Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)].

Таким образом, можно сказать, что разработка инновационной стратегии - это комплекс решений, направленных на реорганизацию предприятия с целью его эффективного функционирования в новых условиях. Она необходима, потому что обеспечивает гибкость адаптации предприятия к рынку, позволяет ему идти в ногу со временем и конкурентами.

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. «Внедрение инновационной стратегии предприятия достаточно рискованно, поэтому на этапе ее формирования необходим всесторонний анализ влияния системы инвестиционных рисков, потенциальных возможностей и угроз на его будущее функционирование и развитие, что позволит предопределить будущие ключевые компетенции и избежать при этом неоправданно высокого уровня потенциальных потерь» [Лавриченко О.В. Алгоритм практической реализации инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (68). — с. 68-73. — URL:http://bgscience.ru/lib/4779/ (Дата обращения 28.04.2017)


Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Инновационные стратегии направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды [Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. В. Кузнецов [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.]. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

На уровне национальной экономики, отрасли, компании, предприятия разрабатывается инновационная стратегия, которая является одним из средств достижения его целей. Поэтому часто инновационную стратегию определяют как совокупность мер для достижения инновационных целей.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности, а также важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией.

Инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия [Сайт Единый центр дистанционного образования АКЕСО URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page346/ (Дата обращения 07.05.2017)]. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать [IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» URL: https://www.rae.ru/forum2012/21/2987 (Дата обращения 10.05.2017)].

Разработка инновационной стратегии предприятия может быть выполнена как сторонними специалистами, так и самостоятельно, без привлечения помощи извне. Второй путь с какой-то стороны предпочтительнее, потому что специфика предприятия будет полностью учтена. Здесь возможны два варианта: инновационную стратегию разрабатывает предприятие и издает в виде приказа для всех структурных подразделений (путь «сверху вниз»); каждое структурное подразделение подает руководству свои рекомендации по развитию бизнеса на основе опыта и анализа своей сферы, затем обобщенный план развития обсуждается и принимается на общем собрании (путь «снизу вверх»). Какой бы метод или путь разработки инновационной стратегии вы ни выбрали, обязательно учитывайте степень риска, результат применения предыдущего плана и временной фактор (целесообразно ли применять подобные методы и решения именно сейчас) [Сайт информация для предпринимателей URL: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/innovacionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya-i-ee-raznovidnosti.html (Дата обращения 01.05.2017)]


Разработка инновационной стратегии - сложный, многоступенчатый процесс. Он состоит из следующих основных этапов:

1) определение миссии;

2) разработка дерева целей;

3) стратегический анализ;

4) выбор инновационной стратегии из альтернативных, с учетом целей фирмы и тенденций ее развития;

5) непосредственно, реализация и контроль инновационной стратегии.

Особое место занимает сбор и анализ необходимой для построения стратегии информации. Здесь необходимо учесть все аспекты внешних воздействующих факторов и внутрифирменные проблемы. Этот этап наиболее трудоемкий и длительный, так как приходится выполнять большой объем работы по сбору точной, основанной на первоисточниках, своевременной, конкретной информации.

Существует большое количество базовых инновационных стратегий. Они разделены по видам на основе опыта многих организаций. Каждая организация, занимающаяся инновационной деятельностью, может выбрать любой вид стратегии, исходя из собственного направления развития. Но при выборе инновационной стратегии необходимо учесть общую стратегию фирмы и ее организационную структуру управления. Общие и инновационные цели должны гармонировать друг с другом. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть «достаточно гибкими» [Основы менеджмента. // под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007 URL: http://www.study-i.ru/economics/management/index.php (Дата обращения 02.05.2017)], чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Реализация любой инновационной стратегии связана с необходимостью перестройки организации или ее реструктуризацией в сочетании с текущими производственными процессами. Инновационные изменения необходимо сочетать с жизненными циклами изделий, технологий, организации.

Таким образом, разработка инновационной стратегии фирмы - это неотъемлемая часть успешного развития фирмы. Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. Многие стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством.


Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Процесс обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия напрямую связан с управлением изменениями и его предпринимательским поведением [Сергеев В.А. Основы инновационного проектирования [Электронный ресурс] Ульяновск: УлГТУ - 246 с. URL: http://eclib.net/58/index.html. (дата обращения 25.03.2017)]. В этой связи в последние годы на большинстве фирм промышленно развитых стран Запада стала активно внедряться инновационная модель предпринимательства, предусматривающая поиск новых путей развития предприятия. Это дает основание утверждать концепцию управления ростом, или инновациями, включающую формирование направлений экономического прорыва, разработку механизмов управления риском и отношениями с потребителями, создание сети обмена технологиями и ноу-хау. В данной модели управления активную роль играют инновационный настрой управленческих работников всех уровней, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различного рода инициатив, эффективная организационная структура и т. п.

Стратегия развития предприятия в инновационной модели предпринимательства основана на постоянном поиске, стремлении к расширению рынка товаров.

Важным аспектом инновационной стратегии предприятия должно являться обоснование необходимости принятия новых технологических решений. В современных условиях на первый план выдвигаются три задачи.

Во-первых, резко усложнился процесс выбора производственной технологии в условиях ее динамичного развития.

Во-вторых, каждое предприятие все чаще становится перед дилеммой - закупать ли технологию на рынке или осуществлять собственные технологические разработки.

В-третьих, поскольку сами технологии становятся источником дохода, постольку предприятие должно решать вопрос, продвигать ли свои разработки на рынок или использовать их самим.

Триединство решений требует соответствующей адаптации сложившихся организационных структур предприятия, которые традиционно ориентированы на рассмотрение данных задач изолированно, вне связи друг с другом.

Таким образом, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия тесным образом связана с производственной стратегией, или стратегией производства предприятия, обеспечивающей выпуск продукции на основе использования новых технологических и технических решений. [IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» URL: https://www.rae.ru/forum2012/21/2987 (Дата обращения 10.05.2017)]