Файл: Обоснование и выбор инновационной стратегии фирмы (1. Сущность инновационной стратегии фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Инновация услуг. Она заключается в изменении качества услуг, оказываемых потребителю. Например, существенное изменение технологии реализации образовательного процесса.

4. Инновация бизнес-модели. Ее смысл в изменении бизнес-модели организации. При разработке новых бизнес-моделей ориентируются на радикальные инновации, что требует длительной концентрации усилий организации на различных инновационных направлениях.

5. Инновация повышения эффективности производства. Оптимизирует внутренние процессы, в результате этого ускоряются рабочие процессы и сокращаются издержки. Например, новые способы управления информационными потоками в организации, изменение порядка ведения заказов, внедрение информационных систем «связанные с осуществлением инвестиционных процессов, оценкой эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов, управлением реальными и финансовыми инвестициями» [Погодина Т. В. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Погодина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 311 с.].

6. Инновация использования ресурсов. Заключается в новых формах использования организационных ресурсов. Это направление может быть реализовано на основе постоянно действующих рабочих групп, занимающихся поиском неиспользуемых ресурсов и составлением предложений по их эффективному применению, «учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации» [Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)].

7. Инновация потребностей. Изменяет представления покупателей о продукте организации, включает подробное рассмотрение того, как покупатель использует продукт. Инновация направлена на расширение и удержание рыночной доли, за счет создания новых потребностей, и ориентировано на существенные инновации.

8. Инновация дизайна. Представляет собой внесение эстетических и эргономических изменений в продукт (помимо обычных функциональных изменений).

9. Инновация маркетинга. Касается методов, которые позволяют организации осуществлять продвижение своих товаров и услуг на рынок. Маркетинговые инновации могут включать: нестандартные подходы к брендингу с целью оказания наибольшего эффекта на потребителя; пересмотр всех звеньев, благодаря которым функционирует организация либо производится ее продукт: поставщики, партнеры, бизнес-альянсы, сотрудники, клиенты и т.д.; поиск потенциальных способов изменения/расширения базы традиционных клиентов для определенного продукта или компании; инновации которые бросают вызов конкурентным факторам, которые используются в отрасли; поиск и реализация новых моделей ценообразования для обеспечения больших доходов; использование новых методов продаж. Инновационная стратегия предприятия должна «повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции» [Сайт Единый центр дистанционного образования АКЕСО URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page346/ (Дата обращения 07.05.2017)].


10. Открытая инновация. Вместо реализации инноваций преимущественно на основе внутренних организационных ресурсов, открытые инновации подразумевают: во-первых, покупку инновационных технологий, используемых другими организациями; во-вторых, продажу на рынке собственных идей, которые организация не использует.

Таким образом, к инновационной деятельности относятся маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможностей конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих организаций, поиск новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Приоритетными направлениями «являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование» [Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)].

1.3. Классификация стратегий

Организация, действующая в условиях конкуренции, стремится обеспечить себе преимущества над другими предприятиями. Для этого она использует стратегию – организационное использование ресурсов для достижения конкретных целей. Стратегия предприятия формирует и предопределяет роль, место, содержание инновационной стратегии. В свою очередь, последняя способствует реализации корпоративной стратегии, осуществляемой предприятием.

Стратегия предполагает последовательное поведение, позволяющее предприятию позиционировать себя в окружающей среде, а изменения в стратегии являются реакцией на изменения внешних условий [Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9031 (дата обращения: 19.05.2017)].

В зависимости от проводимой организацией деловой стратегии, ее ресурсных возможностей и конкурентных позиций все инновационные стратегии можно свести к нескольким основным видам: наступательной, защитной, лицензионной, промежуточной.

Наступательная стратегия заключается в самостоятельной разработке инноваций; это требует больших капиталовложений и сопровождается значительным риском [Институт управления и оценки бизнеса Учебные материалы для студентов и аспирантов URL: http://investobserver.info/vidy-innovacionnyx-strategij-organizacii/ (Дата обращения 25.04.2017)]. Наступательная стратегия требует от сотрудников фирмы определенной квалификации, способствующей реализации нововведений, способности видеть перспективы и уметь быстро реализовывать их, а также наличия значительных ресурсов. Даже крупные корпорации могут придерживаться наступательной стратегии лишь для производства части своей продукции. Эта стратегия оправдана только при выборе соответствующего перспективного вида продукции, на выпуске которого корпорация концентрирует свои силы и ресурсы «осуществления инвестиционной деятельности для успешного функционирования организаций на инвестиционной основе» [Инвестиционный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. В. Кузнецов [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.].


Защитная инновационная стратегия используется чаще средними предприятиями, занимающими на рынке прочное, но не лидирующее положение [Сайт индивидуальный предприниматель URL: http://ipshnik.com/razvitie-biznesa/strategii-razvitiya-biznesa/innovatsionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya.html (Дата обращения 27.04.2017)]. Риск реализации данной стратегии ниже, чем наступательной, но меньше и потенциальный выигрыш. Защитная стратегия характеризуется невысоким риском и используется предприятиями, способными получать прибыль в условиях конкуренции. Это им удается за счет особого внимания к сфере производства и маркетингу. Основным их преимуществом являются низкие издержки производства и удержание позиций на значительном сегменте рынка. Такие предприятия в большей степени ориентируются на инновации и располагают достаточным потенциалом для их модификации.

Лицензионная (поглощающая) стратегия предполагает ориентацию на приобретение инновационных решений (защищаемых патентами или ноу-хау), полученных другими фирмами. Порой даже крупные корпорации не располагают достаточными возможностями для проведения исследований по широкому фронту. Вместе с тем они намерены сбалансированно распределять ресурсы на проведение собственных исследований и разработок и приобретение лицензий, «вопросы управления инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов» [Инвестиционный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. В. Кузнецов [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.]. При этом продажа лицензии на собственное радикальное нововведение может оказаться эффективным средством поддержания наступательной стратегии. Особенно это касается малой инновационной фирмы, у которой в других условиях нет ни малейшего шанса на успех наступательной стратегии. Альтернативой приобретению технологии конкурента посредством лицензионного соглашения является привлечение его специалистов: либо ведущих работников, либо всей «команды» проекта. Это обусловливается нежеланием конкурента продолжать работы по реализации исследовательского проекта или сокращением расходов на него. Такое знание возможных изменений в политике конкурентов может дать великолепный шанс приобрести опыт за минимальную цену. Различные варианты поглощающих стратегий могут использовать предприятия любых масштабов. Ресурсоемкая же стратегия слияния или поглощения применяется для крупных корпораций.

Промежуточная стратегия основана на дифференциации продукции и стремлении удерживать преимущества на рынке [Институт управления и оценки бизнеса Учебные материалы для студентов и аспирантов URL: http://investobserver.info/vidy-innovacionnyx-strategij-organizacii/ (Дата обращения 25.04.2017)]. Это стремление обусловлено желанием уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями, поскольку борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал. В то же время в учете специальных запросов потребителя преимущества на стороне той фирмы, которая посвящает свою деятельность их изучению и удовлетворению. Свою, как правило, дорогую и высококачественную продукцию они ориентируют на те категории потребителей, которых не устраивает стандартная продукция и гигантские достоинства превращаются в недостаток, преимущества же получают мелкие и средние фирмы [Сайт индивидуальный предприниматель URL: http://ipshnik.com/razvitie-biznesa/strategii-razvitiya-biznesa/innovatsionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya.html (Дата обращения 27.04.2017)].


Из факторов, влияющих на выбор инновационной стратегии, наиболее значительными являются: 1) информация о поведении конкурентов при экономических изменениях; 2) склонность и отношение высшего руководства фирмы к риску и способность разрабатывать мероприятия по его минимизации; 3) тенденции и перспективы развития отрасли. «Важно учитывать тенденции рынка, оставаться в курсе новых разработок и сроков по выпуску новых продуктов от предприятий конкурентов» [Инновационная стратегия развития предприятия. URL: http://ipgid.ru/innovacionnaja-strategija-razvitija-predprijatija.html (Дата обращения 10.05.2017)].

В условиях бурно развивающейся отрасли и низкого уровня конкуренции предпочтительна наступательная стратегия. При разрастании рынка и усилении конкуренции деятельность предприятия должна быть ориентирована на защитную стратегию, улучшение продуктов или на лицензионную стратегию. На этапе зрелости (в условиях низких темпов роста или спада и высокого уровня конкуренции) предприятие должно ориентироваться на защитную стратегию технологических инноваций или лицензионную стратегию отрасли.

Вывод: Инновационная стратегия предприятия совокупность мер, направленных на перспективное развитие и увеличение дохода. По мнению автора инновационная стратегия это значит новая. Новая она для конкретного предприятия, рынка, потребителя. Инновационную стратегию определяют кардинально новые решения в целях управления. Их принимают с учетом особенностей предприятия и отрасли, в которой существует предприятие. Таким образом, инновационная стратегия изменяет условия в управлении предприятия. Использование инновационной стратегии повышает уровень рисков предприятия и инвестиционного риска, изменяет все уровни производства и управления. Стратегии могут разрабатываться в различных направлениях. Инновационная стратегия предполагает выбор и обоснование направления инновационной деятельности. А также объемов и состава инновационного проекта, сроков исполнения.

2. Выбор и обоснование инновационной стратегии

2.1 Методы выбора инновационной стратегии

Выбор стратегии – залог успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента [Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник. – М.: Высшая школа экономики, 2013]. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.


Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем [Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)].

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы. «Изучаются вопросы создания моделей и разработки стратегий инновационной деятельности, Формулируются основные принципы содержания инновационного проекта» [Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.].

Основу выработки инновационной стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика [Тарасенко В.В. Логика и методология управления. Книга для руководителя: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.].

Выбору глобальной стратегии предшествует сопоставление рыночной позиции предприятия и конкурентов. При этом стратегии должны быть согласованы, и тесно взаимодействовать друг с другом. Процесс разработки стратегии включает многочисленные переговоры между разнообразными уровнями, направленные на то, чтобы различные цели, стратегии, программы, бюджеты и процедуры были согласованы и подкрепляли друг друга, «методы управления инновационными проектами» [Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.] ; под ред. В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.].

Какой бы путь разработки или типовой метод инновационной стратегии не выбирался, необходимо учитывать «все уровни риска, результаты от применения предыдущих планов и временной фактор» [Инновационная стратегия развития предприятия. URL: http://ipgid.ru/innovacionnaja-strategija-razvitija-predprijatija.html (Дата обращения 10.05.2017)]. Принимая к реализации ту или иную инновационную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора, а именно:

1) риск. Необходимо определить, какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений;

2) прошлые инновационные стратегии. Необходимо учитывать, что знание прошлых инновационных стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые инновационные стратегии;