Файл: Обоснование и выбор инновационной стратегии фирмы (1. Сущность инновационной стратегии фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи инновационной стратегии решаются с помощью нестандартных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики деятельности организации. Эти решения подкрепляются комплексом средств и методов, в том числе тактического характера, позволяющих выявить и учесть влияние изменений, происходящих во внутренней и внешней среде в процессе реализации инновационной стратегии и способных кардинально изменить ее содержание.

Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов инновационной деятельности организации. Выбор инновационной стратегии для предприятия проводится на базе тщательного исследования его состояния. В результате проведенного анализа состояния основных составляющих инновационной политики выявляются и систематизируются инновационные проблемы, в структуре которых обычно выделяют две группы.

К первой группе относятся проблемы, которые с учетом реального уровня инновационного потенциала организации могут быть решены в современных условиях.

Вторую группу составляют проблемы, решение которых на текущий момент не представляется возможным в силу ряда объективных и субъективных причин. Такое деление обусловлено необходимостью приоритетного определения круга проблем первой группы, а следовательно, и целей, которые достигаются в результате их решения.

Для регламентации процесса реализации инновационной стратегии необходимо иметь соответствующую «документальную» форму представления стратегии, например в виде программы инновационного развития. Поэтому после этапа «целеполагания» [Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник. – М.: Высшая школа экономики, 2013], на котором обеспечивается собственно выбор инновационной стратегии с учетом интересов всех участников инновационного процесса, наступает этап разработки и оценки программ.

Этап разработки и оценки инновационных программ организации начинается с запроса о разработке конкретных программ структурных подразделений со стороны высшего руководства. Содержание программ должно отражать характер деятельности подразделения, масштабы и особенности его участия в инновационном процессе, поэтому здесь происходит уточнение и конкретизация целей и стратегии его деятельности. При переходе на средний уровень управления делается запрос о разработке альтернативных программ непосредственно в функциональные подразделения, которые и обеспечивают в конечном итоге их разработку, оценку и выбор наиболее подходящего варианта программы или комплекса программ. Отработанный вариант программы представляется на рассмотрение руководству подразделения, которое, в случае согласия с ним, рекомендует его для включения в основную программу инновационного развития организации, а также представляет высшему руководству обоснование для выделения предполагаемых ресурсов.


На основе представляемых программ уточняются и корректируются отдельные цели и задачи развития и организации в целом и ее подразделений, что позволяет достаточно точно оценить ресурсные потребности участников инновационного процесса. Ресурсная обеспеченность позволяет оценить состояние процесса формирования «бюджета», с которого начинается третий этап — разработки «бюджета» [Васильковская Н. Б. Проектное финансирование: Курс лекций [Электронный ресурс] / Васильковская Н. Б. — Томск: ТУСУР, 2015. — 61 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/5617 (Дата обращения 01.05.2017)].

Основной принцип формирования стратегии развития во внешней среде - максимальное использование сильных сторон предприятия, обеспечивающие преимущества по сравнению с конкурентом.

Основным принципом формирования стратегии развития внутренней среды является максимальное использование внутренних резервов организации и последовательное устранение слабых сторон, является «узким местом» на пути достижения целей.

Эффективное формирование инновационной стратегии начинается с определения того, куда предприятию двигаться, которую долгосрочную позицию на рынке оно собирается занять в результате внедрения инновации, т.е. с разработкой миссии и целей. [Библиотека экономической переводной литературы Конспект лекций. Инновационный менеджмент URL: http://econbooks.ru/books/part/2484 (Дата обращения 10.05.2017)]

Вывод: Обоснование и выбор инновационной стратегии предполагает постановку целей, оценивание возможности предприятия и ресурсов для их применения, оценивание сильных и слабых сторон, подготовку конкретных программ, проектов, бюджетов с учетом поставленных целей.

Чтобы составить конкуренцию в современных изменчивых и условиях, необходимо построить грамотно и правильно стратегию развития. Стратегия будет уточнена с помощью показателей оборота, объема производства, прибыли и т.п., что и обеспечит возможность оценки и контроля.

3. Определение инновационной стратегии

Новокуйбышевский завод масел и присадок производство широкого ассортимента моторных, индустриальных, закалочных масел. Фасованные масла под маркой «Роснефть»:моторные; трансмиссионные; промывочное. Присадки к маслам и топливам, пакеты присадок, гач, парафины и др. спецпродукты. Основа стратегии развития Новокуйбышевского завода масел и присадок – эффективная инвестиционная политика.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.


Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы.

На этапе разработки формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главной задачей данного этапа является разработка возможно большего числа альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей. Это значительно расширяет выбор и позволяет не пропустить потенциально лучший вариант.

Решающим моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов.

При выборе стратегических направлений необходимо учитывать следующие факторы: ресурсы предприятия (при их ограниченности наиболее рациональной стратегией является стратегия концентрированного маркетинга); степень однородности товаров (для единообразных товаров подходит стратегия недифференцированного маркетинга); этап жизненного цикла товара (при выходе на рынок с новым товаром разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга); степень однородности рынка (покупателям с одинаковыми вкусами уместно предлагать стратегию недифференцированного маркетинга).

Инвестиционным Комитетом ОАО «НК «Роснефть» утверждена Программа развития производства масел на предприятии. Программа предусматривает внедрение инновационных и энергосберегающих технологий на основе мирового опыта ведущих инжиниринговых компаний и включает строительство новых технологических объектов:

  • установки гидроконверсии рафинатов,
  • установки изодепарафинизации масел,
  • блочно-модульной установки по производству водорода,
  • автоматизированной установки смешения масел
  • установки вакуумной трубчатки для полготовки сырья требуемого качества
  • выполнение мероприятий по увеличению объёмов фасованной продукции.

Целью Программы является:

–Сохранение устойчивых позиций на рынке масел в условиях конкуренции за счет выпуска товарной продукции в соответствии с требованиями российских и мировых стандартов.

–Выполнение требований Технологического регламента и других государственных нормативных документов к горюче-смазочным материалам в соответствии с требованиями Евро-4, Евро-5.

–Создание технологических условий для увеличения доли выпуска высокорентабельных видов продукции, включая импортозамещающие аналоги.

–Удовлетворение требований по вязкостно-температурным свойствам к маслам для современной техники при низких пусковых и высоких рабочих температурах.

–Рост конкурентоспособности отечественной продукции при вхождении России в ВТО.

ООО «НЗМП» освоено производство современной линейки автомобильных масел торговой марки «Роснефть» в фирменных канистрах.

Новокуйбышевский завод масел и присадок постоянно внедряет инновации и совсем недавно завод приступил к выпуску фасованной продукции «Роснефть» в новом виде тары – IB-контейнерах (Intermediate Bulk Container) вместимостью 1000 литров.

ОАО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», входящий в структуру НК «Роснефть», приступил к производству судовых моторных масел под маркой Castrol.

Вывод: Процесс разработки стратегии в ООО «НЗМП» предполагает сформирование стратегического мышления при обсуждении и согласовании с управленческим линейным аппаратом концепций развития организации в целом. Рекомендуются новые стратегии развития, создаются новые виды изделий, совершенствуется уже выпускаемая продукция, формулируются проекты целей и подготовка указаний для долгосрочных планов.

Заключение

В заключение можно сказать, что предприятие ООО «НЗМП», постоянно применяет инновации. В практической деятельности использует стратегическое планирование как элемент выбора инновационной стратегии.

Обоснование и выбор инновационной стратегии осуществляется на высшем уровне управления. Основу выбора инновационной стратегии составляет жизненный цикл продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика.

Тема инноваций, которые позволят появиться в России конкурентоспособным технологиям, сегодня активно обсуждается, но для НЗМП она давно уже перешла в плоскость практических действий. Завод является пионером в отрасли производства смазочных масел в РФ по внедрению гидрокаталитических технологий. Они позволят вырабатывать базовые основы II и III групп по API и приступить к выпуску масел различного назначения: авиационных, турбинных, компрессорных, моторных масел высокого уровня качества для бензиновых и дизельных двигателей как отечественной, так и импортной техники. Благодаря реализации глобальной инновационной программы на заводе внедряются передовые мировые технологии, строятся и вводятся новые объекты.


Список использованных источников

  1. Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.
  2. Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник. – М.: Высшая школа экономики, 2013.
  3. Библиотека экономической переводной литературы Конспект лекций. Инновационный менеджмент URL: http://econbooks.ru/books/part/2484 (Дата обращения 10.05.2017)
  4. Богомолова А. В. Управление ресурсами проекта: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Богомолова А. В. — Томск: ТУСУР, 2014. — 160 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/4574 (Дата обращения 30.04.2017).
  5. Васильковская Н. Б. Проектное финансирование: Курс лекций [Электронный ресурс] / Васильковская Н. Б. — Томск: ТУСУР, 2015. — 61 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/5617 (Дата обращения 01.05.2017).
  6. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. В. Кузнецов [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.
  7. Инновационный менеджмент / Большая библиотека , 2016-2017. - URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)
  8. Инновационный менеджмент – Электронная библиотека URL: http://libraryno.ru/innovmen2/ (Дата обращения 30.04.2017)
  9. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 487 с.
  10. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.] ; под ред. В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.
  11. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Издательство: Академия Естествознания, 2011 URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=112 (Дата обращения 28.03.2017)
  12. Институт управления и оценки бизнеса Учебные материалы для студентов и аспирантов URL: http://investobserver.info/vidy-innovacionnyx-strategij-organizacii/ (Дата обращения 25.04.2017)
  13. Инновационная стратегия развития предприятия. URL: http://ipgid.ru/innovacionnaja-strategija-razvitija-predprijatija.html (Дата обращения 10.05.2017
  14. Лавриченко О.В. Алгоритм практической реализации инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (68). — с. 68-73. — URL:http://bgscience.ru/lib/4779/ (Дата обращения 28.04.2017).
  15. Основы менеджмента. // под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007 URL: http://www.study-i.ru/economics/management/index.php (Дата обращения 02.05.2017)
  16. Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9031 (дата обращения: 19.05.2017).
  17. Погодина Т. В. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Погодина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 311 с.
  18. Рыбалова Е. А. Управление проектами: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Рыбалова Е. А. — Томск: ТУСУР, 2015. — 206 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/5032. (Дата обращения 27.04.2017).
  19. Сергеев В.А. Основы инновационного проектирования [Электронный ресурс] Ульяновск: УлГТУ - 246 с. URL: http://eclib.net/58/index.html (Дата обращения 25.03.2017).
  20. [Сайт Единый центр дистанционного образования АКЕСО URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page346/ (Дата обращения 07.05.2017)]
  21. Сайт индивидуальный предприниматель URL: http://ipshnik.com/razvitie-biznesa/strategii-razvitiya-biznesa/innovatsionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya.html (Дата обращения 27.04.2017)
  22. Сайт Институт управления и оценки бизнеса Учебные материалы для студентов и аспирантов URL: http://investobserver.info/vidy-innovacionnyx-strategij-organizacii/ (Дата обращения 25.04.2017)
  23. Сайт информация для предпринимателей URL: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/innovacionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya-i-ee-raznovidnosti.html (Дата обращения 01.05.2017)
  24. Специализированный сайт посвященный Управлению проектами URL: http://www.gantthead.com/ (Дата обращения 02.05.2017)
  25. Тарасенко В.В. Логика и методология управления. Книга для руководителя: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.