Файл: Обоснование и выбор инновационной стратегии фирмы (1. Сущность инновационной стратегии фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационная стратегия предприятий относится к специфическим явлениям, которые проявили себя в последние десятилетия современности. Суть инновационных стратегий состоит в том, что организации активно воздействуют на рынок и в перспективе изменяют внутреннюю среду организации, следуя сложившимся социально-хозяйственным тенденциям.

В современных условиях хозяйствования инновационная деятельность необходима. Если предприятия, не способны к нововведениям, их продукция перестаёт пользоваться спросом, что может повлечь за собой банкротство. Однако предпосылки для формирования активной инновационной стратегии возникли лишь недавно.

С изменением внешних по отношению к предприятию условиям, которые обуславливают необходимость применения инновационной стратегии, возникает необходимость изменений элементов внутренней среды предприятий. При этом самым главным изменением является ориентация производства на рынок. Заключается это в необходимости организации поиска новых идей, проведения исследований, скорой разработки технологии или приспособления существующей.

Таким образом, использование предприятиями инновационной стратегии, имея определённый уровень развития, существенно меняет характер экономической системы.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы описать процесс обоснования и выбора инновационной стратегии, выявить содержание его основных методов и этапов.

Значение обоснования и выбора инновационной стратегии определяет актуальность темы курсовой работы.

Для достижения поставленной цели определен ряд задач:

  • раскрыть сущность и классификацию инновационных стратегий;
  • раскрыть понятие методов выбора стратегий;
  • рассмотреть этапы и способы разработки стратегий;
  • описать процесс определения инновационной стратегии.

Объектом исследования курсовой работы является ООО «НЗМП».

Предметом исследования является: совокупность процессов обоснования и выбора инновационной стратегии.

При написании данной работы использовались труды зарубежных и отечественных исследователей в области разработки инновационной политики. В их числе: Д. В. Кузнецов, Л. П. Гончаренко, М. Б. Алексеева, Т. В. Погодина, В. А. Антонец и многие другие. Использовались работы молодых и начинающих исследователей посвященные изложению вопросов, в той или иной степени связанных с теорией выбора инновационных стратегий за последние 3-5 лет. Использовался материал изложенный в электронных журналах, таких как https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=112 -Научная электронная библиотека - Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания; URL: http://www.study-i.ru/economics/management/index.php - Учебный портал. Менеджмент. Читать онлайн; URL: http://www.gantthead.com/ - Специализированный сайт посвященный Управлению проектами; http://eclib.net/58/index.html -Экономическая библиотека и др.


В работе применялись следующие методы: анализ, обобщение, формально-экономический, ретроспективный и другие.

1. Сущность инновационной стратегии фирмы

1.1. Понятие инновационной стратегии, условия формирования

Инновации в современной экономике составляют в, некоторой степени, основу конкурентоспособности фирм, отраслей и стран. Именно они позволяют без риска вхождения в ценовую войну с конкурентами на базе не подкрепленного понижением себестоимости уменьшения цен выигрывать состязание за рынки путем освоения новых более привлекательных для потребителей продуктов либо более экономичных новых технологий по выпуску прежних продуктов и услуг «связанных с ресурсами проекта и управлением ими, а также … некоторые методы ручного анализа ресурсов, показательные для понимания принципов работы по управлению ресурсами проекта» [Богомолова, А. В. Управление ресурсами проекта: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Богомолова А. В. — Томск: ТУСУР, 2014. — 160 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/4574 (Дата обращения 30.04.2017)].

Следует различать понятия «инновационный процесс» и «инновационный проект». Инновационный процесс представляет собой непрерывный комплексный процесс создания нового знания, внедрение его в производство и распространение в масштабах всего сегмента рынка. Инновационные проекты – это проекты, главной целью которых является разработка и применение новых технологий, научных исследований, ноу-хау и др. нововведений, обеспечивающих развитие системы. «Определение проекта, как объекта управления, описание теоретических и практических подходов к разработке, исполнению проектов, осуществлению действий по управлению рисками в рамках проекта при неопределенности» [Рыбалова Е. А. Управление проектами: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Рыбалова Е. А. — Томск: ТУСУР, 2015. — 206 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/5032 (Дата обращения 27.04.2017)]. Инновационные проекты являются составляющими инновационного процесса. «Рассматривает основы проектного финансирования как специфической формы финансирования инвестиционных проектов» [Васильковская Н. Б. Проектное финансирование: Курс лекций [Электронный ресурс] / Васильковская Н. Б. — Томск: ТУСУР, 2015. — 61 с. — Режим доступа: URL: https://edu.tusur.ru/publications/5617 (Дата обращения 01.05.2017)]. Отличительными особенностями инновационных проектов являются высокая степень неопределенности составляющих проекта и связанных с этим рисков, а также низкая норма доходности на инвестиции.


Управление любой организационной структурой начинается с определения стратегии, в соответствии с которой это управление будет осуществляться. Стратегия позволяет сформулировать задачи, которые должна решать организация в процессе достижения поставленных перед ней целей. Форма, в которой организация будет решать эти задачи, определяет ее характер, или структуру.

Понятие инновационной стратегии рассматривали многие авторы в своих публикациях.

Алексеева М. Б. отмечает, инноватика – это область знаний сущности инновационной деятельности и инновационных процессов их организации и управления обеспечивающих трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, как на коммерческой основе, так и на некоммерческой [Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.].

На сайте, посвященном индивидуальным предпринимателям, указывается, «инновационная стратегия развития – это тот же комплекс мер и действий, направленный на перспективное развитие предприятия и увеличение дохода. Отличие от других стратегий заложено в самом названии: инновационная стратегия разнится с прочими тем, что является новой – для данного предприятия или рынка, для потребителя или, возможно, для отрасли. Помимо этого инновационная стратегия включает принципиально новые управленческие решения, принимаемые с учетом специфики отрасли, в которой функционирует предприятие, а также с учетом специфики самого предприятия [Сайт информация для предпринимателей URL: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/innovacionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatiya-i-ee-raznovidnosti.html (Дата обращения 05.05.2017)].

На IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012» отмечалось, «инновационные стратегии являются признанным радикальным средством достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов и инвестиционных рисков» [IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» URL: https://www.rae.ru/forum2012/21/2987 (Дата обращения 10.05.2017)].

«Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.


Порецкова К.В. дает такое определение: «инновационная стратегия – это ведущая функциональная стратегия высокотехнологичного промышленного предприятия. Она предполагает формирование целого комплекса мероприятий по технологическому совершенствованию производства, изменению организационной структуры предприятия, внедрению современных технологий управления. Иными словами, стратегия – это детальный многосторонний план комплексного достижения целей предприятия» [Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9031 (дата обращения: 19.05.2017)].

На сайте Заочного дистанционного образования «Единый центр дистанционного образования АКЕСО» дается определение: «В общем виде инновационную стратегию предприятия (стратегию инновационной деятельности) можно охарактеризовать как определенное логическое построение, на основе которого предприятие решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности [Сайт Единый центр дистанционного образования АКЕСО URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page346/ (Дата обращения 07.05.2017)].

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

  • повышение уровня неопределенности результатов, что заставляет развить специфическую функцию - управление инновационными рисками;
  • повышение инвестиционных рисков проектов, когда в портфеле инновационных проектов преобладает удельный вес среднесрочных и особенно долгосрочных проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой появляется качественно новый объект управления -инновационно-инвестиционный проект;
  • усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией, при этом поток стратегических изменений необходимо сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.

Институт управления и оценки бизнеса отмечает, существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др [URL: http://investobserver.info/vidy-innovacionnyx-strategij-organizacii/ (Дата обращения 27.03.2017)].

Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.


Также стратегии могут рассматриваться в зависимости от типа стратегического конкурентного инновационного поведения фирм [Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Издательство: Академия Естествознания, 2011 URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=112 (Дата обращения 28.03.2017)]

1.2 Стратегические направления инновационной деятельности.

Выбор стратегических направлений инновационной деятельности позволяет расширить представление менеджеров о существующих типах инноваций.

Разработка инновационной стратегии начинается с проведения комплексного анализа состояния научно-исследовательской, материально-технической, ресурсной, финансовой, кадровой, информационной сфер, определения уровня развития инновационного потенциала, оценки ресурсных потребностей и выбора приоритетов перспективного развития объекта [Основы менеджмента. // под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007 URL: http://www.study-i.ru/economics/management/index.php (Дата обращения 02.05.2017)].

Специализированный сайт посвященный управлению проектами отмечает некоторые из них [Специализированный сайт посвященный Управлению проектами. URL: http://www.gantthead.com/ (Дата обращения 02.05.2017)]:

1. Технологические инновации. Касаются ключевых технологий, определяющих будущие товары или услуги. Технологические инновации характеризуются, долгими сроками реализации и предполагают участие специально обученного технического персонала. «Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции» [Инновационный менеджмент / Большая библиотека, 2016-2017. URL: http://biglibrary.ru/category38/book67/ (Дата обращения 15.05.2017)].

2. Инновация продукта. Инновация, касающаяся улучшений и (или) изменений производимого продукта или услуги, появления его новых функциональных особенностей, которые содержат в себе какую-то новизну. Следует учитывать, что как для каждого отдельного нововведения, так и каждого производимого товара (услуги) существуют строго индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем комплексное видение инновационной деятельности предприятия включает как конкретные стратегии, так и различные аспекты производства и реализации нововведения [Сайт Единый центр дистанционного образования АКЕСО URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page346/ (Дата обращения 07.05.2017)].