Файл: Практика создания и функционирования картелей (Анализ критериев У. Феллнера в преломлении возможностей создания газового картеля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Высокие потери выигрышей потребителей и даже снижение общественного благосостояния приводят к внедрению новых методов и санкций для предотвращения соглашений, ограничивающих конкуренцию. Можно выделить основные направления совершенствования и усиления антимонопольной политики: ужесточение наказаний за явный сговор, предотвращение тех действий, которые облегчают поддержание сговора и координацию цен (т. е. воздействие на факторы, способствующие появлению картеля). Также это может быть развитие техники анализа рынков, т. е. работа над наиболее быстрым и эффективным выявлением существующих сговоров, например, с помощью обозначенных в работе маркеров сговора. Усиление стимулов раскрыть информацию о сговоре отдельной фирмой или даже представителя этой фирмы существенно поможет в решении проблемы негативного влияния картельных соглашений. Рассмотрим эти направления борьбы со сговорами отдельно и более подробно.

Сама по себе структура сговора является очень неустойчивой, и фирмы часто имеют стимул тайно отклониться от сговора. Внутренняя сторона это вопроса является хорошим источником разработки эффективных мер по борьбе с картелями и другими видами соглашений и координации. Ведь в отличие от других, более устойчивых монополистических структур, таких как тресты, синдикаты, концерны - члены картеля сохраняют производственную и финансовую самостоятельность после заключения соглашения. На основе этого вывода можно предложить меры по выявлению сговоров: усиление стимулов раскрыть сговор внутри компании со стороны государства не требует особых усилий и расследований, но может принести быстрые и значительные результаты.

Вообще, основные эффективные экономические и правовые механизмы по борьбе с картелями можно разделить на две подгруппы: угроза применения суровых санкций (в виде высоких административных штрафов или уголовной ответственности) и стимулирование раскрытия сговоров (вознаграждение третьих лиц или освобождение от наказания в результате предоставления информации о сговоре и его раскрытия). Эти два направления являются наиболее значимыми в сегодняшней практике по решению проблемы сговоров и имеют значительные перспективы своего развития[1].

Для наиболее успешного выявления подобного рода незаконных соглашений и коопераций следует совершенствовать саму технику анализа рынков и взаимодействий фирм на них. А сигналов для тревоги великое множество, остается их только заметить. Самыми значительными и наиболее важными являются ценовые сигналы: завышенные цены, преимущественно идентичные для различных потребителей без существенной вариации по группам, увеличенная диспропорция и вариация в ценах между различными странами, завышенные цены на сопутствующие товары и услуги.


Следует также сказать, что большинство мер, обозначенных выше, наиболее продуктивно работают в комплексе, а решить проблему, применяя один из них на каком-то одном рынке, не представляется эффективным. Один метод может способствовать повышению эффективности применения другого или их силе в системе.

Целью данной работы является исследование практики создания и функционирования картелей, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

– рассмотреть роль картелей в экономике России;

– изучить формирование картеля стран экспортеров газа.

Объект исследования - формирование картеля стран экспортеров газа.

Предмет исследования - практика создания и функционирования картелей.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Роль картелей в экономике России

1.1 Понятие и сущность картеля

Безусловно картели играют важную роль в современной экономике так как они влияют на развитие как малого так и среднего бизнеса. С их помощью можно контролировать экономическую ситуацию в различный отраслях. Картель - это одна из форм монополии, простейшая из всех. Представляет собой союз каких-либо предприятий одной промышленности с целью обеспечения наибольшей выручки, занятия господствующей ниши на рынке.

Говоря проще, это договор нескольких фирм о ценах, рынке реализации своей продукции, объёмах производства, распределении прибыли между участниками. Подобный сговор фирм существует, как правило, в рамках одной отрасли. Одновременно с появлением новых картелей происходит процесс распада существующих. Суть карательных сговоров заключается в полной самостоятельности производственно - хозяйственной деятельности. Договор о разделе и единой цене устраняет конкуренцию между карателями. А установление единой цены способствует выравниванию издержек за счёт предложения фирмами одинаковой цены поставщикам[2].

Главной идеей картельных союзов служит установление объёма и цен на таком уровне, который обеспечит получение максимальной прибыли для группы фирм. В результате чего участники карательного соглашения устраняют конкуренцию и имеют возможность диктовать наиболее выгодные для себя условия. После установления объёма идёт процесс деления этого объёма между участниками, путём определения квот в общем производстве или географического закрепления рынков. На практике картельные соглашения заключаются не только для захвата рынка.


На сегодняшний день существует тенденция отклонения от традиционной практики, то есть от объединения на производственной основе, когда объединение устанавливает квоты. На современном этапе картельные союзе чаще всего опираются на такие аспекты, как наиболее эффективный выход на новые рыночные ниши, взаимное координирование развития всех участников. Причём карательные соглашения могут и не иметь форму юридического документа. А том, что они исполняются, свидетельствует наличие согласованных действий[3].

Основной проблемой картельных соглашений является согласование решений между фирмами-членами и установление системы ограничений. Нарушения принятого соглашения в виде превышения квот или вторжения на чужие рынки сбыта продукции предусматривает уплату штрафа. В большинстве стан подобные соглашения находятся под запретом, в том числе и в России. Принятые законы касаются картелей связанных с фиксированием цен, делением рынка, ограничении или устранение той или иной продукции, снижении производственных мощностей.

В законодательстве странах Западной Европы существует разделение картелей на полезные и нежелательные. В результате приватизации и консервации предприятий в России сложилась довольно монополизированная экономика. На сегодняшний день они, как правило, затушёваны. Они существуют либо негласно, либо отдельные пункты их соглашения прописываются в договорах с клиентами компаний.

1.2 Заключение картельных соглашений и их особенности в РФ

Все фирмы стремятся получить максимальную прибыль, что толкает их на заключение карательного соглашения. Этому способствуют, во-первых, слабо развитый правовой аппарат. Во-вторых, это обусловлено сильным стремлением недобросовестных собственников получать сверх прибыль. Правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется законом «О защите конкуренции «от 26 июля 2006 г. В частности, со ст. 10 закона устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке, ограничение или устранение конкуренции. В ст.11 закона говорится о запрете соглашения или согласованных действий, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Законом запрещены соглашения, которые приводят к разделу рынка по территориальному признаку, объёму продаж, ассортименту товаров, установлению или поддержанию цен. Антимонопольному органу довольно сложно доказать наличие у компаний картельного соглашения. В вышеизложенном упоминалось, что такие соглашения, как правило, не существуют в виде единого юридического документа[4].


Для установления факта картельных соглашений ФАС сотрудничает с прокуратурой и МВД РФ, где создан 60-й отдел, занимающийся антимонопольными расследованиями. А сам федеральный антимонопольный орган не имеет права проводить какие-либо оперативно- розыскные мероприятия. ФАС намеренно действует публично, раскрывая информацию о выявленных сговорах. В странах с развитым антимонопольным законодательством существуют практические руководства по расследованию и доказыванию противозаконных соглашений. Эти руководства содержаться не в законах и подзаконных актах, а формируются на основе судебной практики, которая состоит из критериев доказательств в делах о картельных союзах.

Подытоживая вышенаписанное можно сделать вывод, что карательные союзы в большей своей части оказывают негативное влияние. Российское антимонопольное законодательство существует не так давно, поэтому судебная практика не так богата, как зарубежная. В России ответственность за заключение и исполнение карательных соглашений такова: ст.14.32 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за заключение хозяйствующих субъектом ограничивающего субъектом соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий следующее: штраф для должностных лиц в размере от 17 до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для юридических лиц от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки от реализации продукции, полученной в результате правонарушения. Ответственность занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий признанных злоупотреблением заключается в выплате штрафа для должностных лиц от 15 до 20 тыс. руб. Для юридических лиц от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации продукции, полученной в результате правонарушения.

Суровой административную ответственность отчасти делает такой вид наказания, как дисквалификация. Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать руководящие должности юридического лица. Существует единый реестр дисквалифицированных лиц, который ведётся МВД РФ. Он является открытым, и каждый вправе с ним ознакомиться[5].

Заключение картельных союзов может повести за собой и уголовную ответственность, но не для компаний, а для их руководства. Такие действия наказываются либо штрафом в размере до 200 тыс. руб., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Как же бороться с подобным видом правонарушения, если единично они опираются на административные ресурсы? Ведь часть нарушений антимонопольного законодательства в России совершают органы власти. И особенность этого государственного механизма заключается в его невиданных масштабах. Необходимо ужесточить наказание за нарушение закона о «Защите конкуренции « и особенно ужесточить ответственность чиновников участвующих в карательных сговорах. Разрабатывать, применять и экспериментировать с новыми мерами по выявлению, предотвращению и доказыванию наличия картельного сговора. А пока картели существуют, существовали и будут существовать.


Глава 2 Формирование картеля стран экспортеров газа

2.1 Цели формирования газового картеля

Газовая и нефтяная индустрии достаточно взаимосвязаны. С экономической точки зрения это проявляется, прежде всего, в том, что на основных направлениях их использования нефть и газ выступают как товары-заменители: в качестве топлива для производства электроэнергии, как сырье в химической промышленности, как источник энергии в двигателях автомобилей. Кроме того, в нефтяной и газовой индустрии применяются похожие технологические процессы добычи (бурение скважин, извлечение сырья, его очистка, хранение), часто в ходе добычи нефти извлекается попутный газ, а на некоторых газовых скважинах достаточно высокий дебит попутной нефти и т.п. Тогда логично предположить, что отдельные процессы формирования мирового рынка нефти должны проявиться и в ходе становления глобального рынка газа. В частности, известно, что на нефтяном рынке существует картель - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Обладая определенной монопольной властью, ОПЕК в состоянии оказать влияние на динамику нефтяных цен. В таком случае имеет смысл провести анализ необходимости и целесообразности создания газового картеля стран - экспортеров газа, оценить возможные экономические последствия функционирования картеля в газовой сфере.

Главная идея формирования любого картеля - это обеспечение возможности получения прибыли в долгосрочном периоде. Теоретически в долгосрочном периоде прибыль может быть получена, если производитель товара или услуги располагает определенной монопольной властью на рынке выпускаемой продукции. При объединении в картель фирмы одной отрасли договариваются между собой и ведут согласованную ценовую политику, выступая как единая фирма-монополист. Тогда картель может добиться монопольной прибыли за счет сокращения объемов выпуска и повышения цены товара.

С теоретической точки зрения, подобные побудительные мотивы лежали в основе формирования ОПЕК - картеля стран-экспортеров нефти. Принципиальное отличие заключалось только в том, что глобальный картель на рынке нефти образовали не фирмы одной отрасли, а отдельные страны - экспортеры нефти. Тем не менее, в экономической теории ОПЕК рассматривается как классический пример картеля, существующего более пятидесяти лет[6]. В таком случае теоретические положения, имманентные картелю в целом, можно использовать и при анализе возможностей существования картеля, объединяющего страны - экспортёры газа.