Файл: Практика создания и функционирования картелей (Анализ критериев У. Феллнера в преломлении возможностей создания газового картеля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественно предполагать, что путь к созданию газового картеля и образованию Организации стран - экспортеров газа (ОГЕК) должен начинаться с выработки крупнейшими производителями газа направлений совместной деятельности. Важным этапом в координации деятельности производителей газа можно считать создание в мае 2001 г. Форума стран экспортеров газа (ФСЭГ). На учредительной встрече в Тегеране приняли участие представители Алжира, Брунея, Индонезии, Ирана, Малайзии, Омана, Катара, России, Туркменистана, а также Норвегии в качестве наблюдателя. В дальнейшем состав участников Форума менялся. На сегодняшний день участниками ФСЭГ являются: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Ирак, Казахстан, Нидерланды и Норвегия имеют в нем статус наблюдателя.

Перспективы создания газового картеля на базе ФСЭГ обусловлены, в первую очередь, тем, что страны - участницы Форума являются крупнейшими производителями природного газа в мире (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Доли участников ФСЭГ на мировом рынке газа[7]

Страна

Доказанные резервы (трлн. м3)

Объемы экспорта по трубопроводам (млрд. м3)

Объемы экспорта СПГ (млрд. м3)

Алжир

4,5

28,0

14,9

Боливия

0,3

15,9

*)

Венесуэла

5,6

*)

*)

Египет

1,8

*)

3,7

Иран

33,8

9,4

*)

Катар

24,7

19,9

106,9

Ливия

1,5

5,2

*)

Нигерия

5,1

*)

22,4

ОАЭ

6,1

*)

7,4

Оман

0,9

*)

11,5

Россия

31,3

211,3

14,2

Тринидад и Тобаго

0,4

*)

19,8

Экваториальная Гвинея

0,3

*)

5,1

Итого:

116,3

289,7

205,9

Всего в мире:

185,7

710,6

325,3

Доля ФСЭГ

62,6%

40,8%

63,3%

*) не осуществляется.

Как следует из таблицы, участники ФСЭГ обладают свыше 62% мировых запасов природного газа, осуществляют более 40% перемещений газа по трубопроводам и около 63% торговли СПГ. В связи с этим, скоординированные действия крупнейших экспортеров газа способны определять политику ценообразования на всём глобальном рынке газа.


Целями создания Форума объявлялось продвижение концепции общности интересов в поощрении диалога между самими производителями газа, между странами-экспортерами и потребителями газа, между государствами и бизнесом. Ставилась также цель обеспечения условий для проведения научных исследований и обмена мнениями, создание стабильного и транспарент- ного энергетического рынка. На очередной встрече в Москве в декабре 2008г. ФСЭГ была преобразована в полномасштабную Международную правительственную организацию с подписанием Соглашения о принципах деятельности ФСЭГ и принятием Устава ФСЭГ. Штаб-квартира Форума располагается в г. Доха (Катар). Ключевые проблемы функционирования мирового рынка газа, а также особенности ценообразования в газовой сфере постоянно находятся в поле зрения Форума.

С момента создания ФСЭГ высказывалось предположение, что крупнейшие производители природного газа, прежде всего, Россия и Иран, намерены создать газовый картель и, подобно ОПЕК на рынке нефти, устанавливать квоты продажи и цены сделок. В том или ином виде о возможности создания газового картеля упоминали В. Путин и Н. Назарбаев, министры энергетики России С. Шматко и Алжира Ш. Халил, вице-президент «Газпрома» А. Медведев. Считается, тем не менее, что многие участники Форума стран - экспортеров газа опасаются излишней политизации газового экспорта в рамках газового картеля.

Какова же целесообразность создания газового картеля с экономической точки зрения? На наш взгляд, существование организации стран - экспортеров газа, как единого представителя интересов участников такой организации, может положительно сказаться на функционировании международного рынка газа:

  • позволит снизить волатиль- ность цен на газ, что сделает более прогнозируемой деятельность всех участников газового рынка;
  • будет способствовать увеличению доходов стран - экспортеров, в результате чего возрастут инвестиции в газодобычу, сформируются условия для развития сектора альтернативных источников энергии (который пока субсидируется государством за счет доходов от нефти и газа);
  • упорядочит процессы ценообразования на газовом рынке, создаст, в частности, условия, препятствующие использованию демпинга отдельными странами - экспортерами газа (к чему в последние годы прибегает Катар);
  • обеспечит возможность странам - участницам ОСЭГ более последовательно реализовывать национальную стратегию развития газодобывающей отрасли;
  • даст дополнительные импульсы для продвижения интересов участников ОСЭГ на международном информационном поле;
  • позволит более рационально использовать исчерпаемый ресурс - природный газ.

Безусловно, не следует игнорировать и потенциальные нежелательные эффекты возникновения картеля, прежде всего, снижение уровня конкуренции на рынке газа, неэффективность использования ресурсов, возможное снижение темпов роста экономик импортеров газа, обусловленное повышением цен на газ.

2.2 Анализ критериев У. Феллнера в преломлении возможностей создания газового картеля

Полагаем, что в дальнейшем теоретическом анализе перспектив создания газового картеля следует учитывать вид рыночной структуры, в которой функционирует мировой рынок газа. Очевидно, что пути создания картеля для участников, действующих в условиях совершенной конкуренции, будут отличаться от аналогичных путей в условиях монополистической конкуренции или олигополии.

С нашей точки зрения, в настоящее время мировой рынок газа имеет много черт, имманентных олигополии. Действительно, в общем случае олигополию на рынке конкретного товара характеризуют следующие признаки[8]:

  1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии.
  2. Кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной.
  3. В отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.

Правомерно, на наш взгляд, расширить перечисленные признаки и на случай международного рынка газа, имея в виду, что основными участниками такого рынка являются не фирмы, а государства. Действительно, поскольку:

а) на международном рынке газа соперничают несколько крупных стран - экспортеров (первый признак);

б) кривые спроса на газ для стран - экспортеров имеют «падающий характер» (второй признак);

в) среди экспортеров газа имеются крупные игроки - Россия и Катар - действия которых не остаются без реакции остальных участников рынка (третий признак), то это дает основание считать рынок газа олигополистическим и использовать теоретические подходы, имманентные олигополии, для анализа международного рынка газа. В частности, имеет смысл использовать предложенные американским экономистом У Феллнером эмпирические критерии возможности совместных действий фирм - олигополистов с целью получения максимальной прибыли (иными словами, возможности формирования картеля)[9].


В целом критерии У Феллнера формулируются следующим образом:

1. Тенденция к совместным действиям выше в отрасли, в которой фирмы выпускают однородный товар, чем в отраслях, производящих дифференцированный товар.

Природный газ, в том числе сланцевый газ и газ угольных пластов, представляет собой метан, с небольшими примесями более тяжелых фракций - этана, пропана и бутана. Иными словами, газ является однородным сырьевым товаром, поэтому, согласно рассматриваемому критерию, это должно облегчать формирование мирового газового картеля. Однако данный вывод требует определенных корректировок. Во-первых, отметим, что нефть, в отличие от газа, является дифференцированным сырьевым товаром, поскольку на рынке торгуются десятки сортов нефти. Тем не менее, это не помешало странам - экспортерам нефти в 1960 г. объединиться в картель (Организацию стран - экспортеров нефти - ОПЕК). Следовательно, однородность газа как сырьевого товара не следует рассматривать в качестве ключевого критерия формирования газового картеля, хотя сама по себе подобная однородность может положительно воздействовать на такой процесс. Во-вторых, теоретически монополист должен действовать на эластичном участке кривой спроса, чтобы обеспечить прибыль в случае необходимости снижения цен на товар. Дифференциация товара означает возникновение нескольких товаров-заменителей, что повышает эластичность спроса по цене и может облегчить возникновение монополии. Однородные же товары характеризуются низкой ценовой эластичностью, что способно затормозить создание картеля. Иными словами, однородность газа как сырьевого товара может оказать и положительное, и отрицательное воздействие на процесс формирования газового картеля.

2. Стремление к совместным действиям более высокое в отраслях с небольшим количеством фирм, чем в отраслях с относительно большим количеством фирм.

На мировом газовом рынке присутствуют три главных экспортера - Россия, Катар и Норвегия, объемы поставок газа каждым из которых превышают 100 млрд. м , и четыре страны с объемами экспорта около 30 млрд. м3 (Нидерланды, Туркменистан, Малайзия и Австралия).

На их долю приходится около 56% всей мировой торговли газом. Такая концентрация экспортных возможностей в руках всего семи государств должна, согласно рассматриваемому критерию, положительно сказываться на возможности объединения экспортеров газа в картель.

В отрасли, переживающей период экономического подъема, тенденция к совместным действиям фирм выше, чем в отрасли, где наблюдается сокращение производства. Мировой рынок газа в последнее десятилетие (2003-2013 гг.) развивается достаточно интенсивно. Об этом свидетельствуют многие факты: рост доказанных резервов природного газа - на 57%, увеличение добычи и потребления газа - на 29%, внедрение современных технологий добычи нетрадиционного газа, совершенствование инфраструктуры газового рынка. Конечно, мировой экономический кризис сказался и на газовой отрасли, вызвав дисбаланс спроса на газ и его предложения, что затормозило совершенствование мирового рынка газа. Тем не менее, прогнозы ведущих аналитических центров свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия будет наблюдаться тенденция к развитию газовой отрасли в мировом масштабе. Это проявится, например, в росте спроса на газ с 3,02 трлн. м3 в 2013 г. до 5,11 трлн. м в 2035 г. (почти на 70%), увеличении доли природного газа в структуре мирового энергетического баланса с 24% в 2013 г., до 27% в 2035 г[10]. В соответствии с рассматриваемым критерием, это должно способствовать формированию газового картеля.


Если в отрасли имеется одна лидирующая фирма, то тенденция к совместным действиям в ней выше, чем в отрасли, где имеется несколько одинаковых фирм. В этом случае ведущая фирма играет роль «лидера»: она устанавливает цену товара, а остальные фирмы отрасли молчаливо следуют за ней, поскольку понимают, что «лидер» продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки же «обойти» фирму- лидера за счет изменения цен могут привести к потерям из-за ответной реакции «лидера».

Подобная ситуация наблюдается в ОПЕК, где лидирующие позиции Саудовской Аравии не оспариваются. Политика именно этой страны определяет, в конечном итоге, объемы продаж нефти членами картеля и рекомендуемый уровень цен.

На газовом рынке ситуация значительно сложнее. Фактически в настоящее время на нем присутствуют два основных игрока - Россия, доля которой в трубопроводном перемещении газа на территории Европы и Евразии превышает 37%, и Катар, доминирующий на рынке сжиженного природного газа (почти 33% от общемировой торговли СПГ). Противоречия между Россией и Катаром в ценовой политике (Россия склонна к сохранению нефтяной индексации цен на базе долгосрочных контрактов, а Катар предлагает покупателям ориентироваться на текущие спот- цены) служат в настоящее время одним из главных препятствий в процессе трансформации Форума стран - экспортеров газа в газовый картель.

Ситуация может стать ещё более сложной, когда на рынок в качестве экспортера СПГ выйдут США, для которых формирование ОГЕК с признаками газового картеля противоречит их стратегическим интересам. Не следует также забывать об экспортном потенциале Ирана, который располагает крупнейшими запасами традиционного газа и может также занять лидирующие позиции среди экспортеров газа.

Чем меньше фирм отрасли применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям фирм. В общем случае под неценовой конкуренцией понимают методы конкурентной борьбы, основанные не на ценовом превосходстве над конкурентами, а на достижении более высокого качества выпускаемой продукции, техническом и технологическом совершенстве процессов производства. Неценовая конкуренция позволяет фирмам предлагать товары более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

Существенную роль в неценовой конкуренции играют оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.