Файл: SWOT-АНАЛИЗ В МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ (Глава 1. Понятие SWOT-анализа).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
Рисунок 4
Таблица SWOT-анализа[55]
После этого нужно составить матрицу SWOT-анализа компании, которая объединяет сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами. SWOT-матрица является завершающим шагом в построении SWOT-анализа деятельности компании и помогает сделать правильные выводы по проведенному анализу и найти правильные стратегии для роста бизнеса.[56] Суть матрицы в том, чтобы показать:
- как с помощью сильных сторон компании преодолеть угрозы внешней среды;
- как с помощью сильных сторон использовать возможности внешней среды;
- как минимизировать слабые стороны компании, используя возможности внешней среды;
- как угрозы внешней среды вкупе со слабыми сторонами компании оказывают негативное воздействие на развитие предприятия.[57]
Матрица SWOT-анализа представляет собой 4 квадрата с тактическими действиями, которые помогают увеличить конкурентоспособность товара за счет сильных сторон, снизить угрозы от внешних факторов и эффективно использовать возможности роста бизнеса.[58]
Рисунок 5
Внешний вид матрицы SWOT-анализа
Рассмотрим каждый из четырех типов стратегий матрицы SWOT более подробно.
S-O действия. S-O действия являются стратегиями роста, представляют собой мероприятия или программы, использующие сильные стороны товара для охвата каждой из возможностей.[59] Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице SWOT-анализа. Просматривая каждую из возможностей, задавать вопрос: как при использовании данной возможности максимально использовать существующие сильные стороны товара?
W-O действия. W-O действия являются стратегиями защиты, представляют собой мероприятия или программы, направленные на улучшение, изменение или преодоление «слабых сторон» для использования найденных возможностей. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и возможности в составленной таблице SWOT-анализа. Просматривая каждую из возможностей, задавать вопрос: какие из слабых сторон необходимо преодолеть для охвата и для максимального использования этой возможности? Что необходимо сделать для преодоления слабых сторон?[60]
S-T действия. S-T действия являются стратегиями защиты и помогают правильно использовать сильные стороны компании для предотвращения возможных угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, задавать вопрос: какая сильная сторона товара может защитить или минимизировать риски от данной угрозы?[61]
W-T действия. W-T действия являются стратегиями защиты и представляют собой мероприятия, направленные на улучшение и преодоление слабых сторон товара для предотвращения или минимизации рисков угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, задавать вопрос: какая из слабых сторон товара повышает риск данной угрозы? Как необходимо укрепить «слабую сторону», чтобы риск возникновения угрозы стал минимальным.[62]
Анализ SWOT-матрицы позволяет ответить на следующие вопросы:
1) есть ли у компании сильные стороны и достоинства;
2) делают ли слабые стороны компании уязвимой ее в конкурентной борьбе;
3) какие слабые стороны должна сгладить стратегия;
4) какие возможности компания может использовать со своими ресурсами;
5) какие из них являются наилучшими;
6) каких угроз нужно опасаться больше всего;
7) к каким стратегическим изменения нужно прибегнуть.[63]
Стратегия должна быть нацелена на использование возможностей, обеспечивать защиту от внешних угроз. Комбинация сильных сторон и представляющихся возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних.
Комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает стратегию на использование последних для преодоления существующих недостатков.[64]
Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует ее на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов.
Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, грозящие из внешнего окружения.[65]
При этом возможности и угрозы выявляются на основе прогнозирования раздельно по каждому фактору среды с учетом ее неопределенности и сложности. Их сила характеризуется степенью воздействия на изменение эффективности работы компании.
На основе вышеизложенного я могу сделать вывод о том, что SWOT-анализ является отличным инструментом для определения не только преимуществ компании, но и ее слабых сторон, прекрасной возможностью увидеть не только благоприятные возможности, но и факторы угрозы, которые могут помешать. Процедура проведения SWOT-анализа заключается в составлении специальной таблицы, благодаря которой можно:
- определить, что необходимо предпринять для развития компании в дальнейшем;
- зафиксировать проблемы, которые необходимо решить;
- избежать ошибок и опасностей, неоправданных рисков;
- максимально задействовать имеющиеся ресурсы;
- извлечь выгоду из положительных возможностей;
Однако, при всем при этом, не стоит забывать, что SWOT-анализ зачастую субъективен. Во избежание этого, я считаю, что при разработке SWOT-анализа необходимы реалистичный взгляд и максимальная честность.
Глава 2. Разработка SWOT-анализа на примере торговой марки «Книжный Город»
Торговая марка «Книжный город» специализируется на продаже книг и сопутствующих товаров. Первый книжный магазин открыл свои двери 14 декабря 2007 года. На тот момент он являлся самым крупным из существующих в городе книжных магазинов с торговой площадью более 1000м2 и ассортиментом более 80 тыс. наименований. В магазине представлено 15 тематических разделов, в том числе отделы учебной литературы, естественных и прикладных наук, общественных и гуманитарных наук, медицины, литературы по увлечениям, детской литературы, остросюжетной, художественной, деловой литературы. В ассортименте магазина свыше 5000 наименований сопутствующих товаров, в числе которых пазлы, открытки, периодические и картографические издания, виниловые пластинки, сувениры. А также более 2500 наименований аудиокниг. В марте 2010 года открылся еще один крупноформатный магазин с торговой маркой «Книжный город». Через несколько лет, компания решает закрыть один из магазинов, сосредоточившись на развитии интернет-магазина с доставкой по всем городам страны.
Определим сильные и слабые стороны компании по категориям: маркетинг, оперативная деятельность, персонал, менеджмент, ресурсы компании.
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
Широкий ассортимент книг |
Недостаточное количество консультантов в торговом зале – 4 консультанта и 1 оператор-консультант на 1000 кв. метров |
Традиции высокого уровня сервиса, персонализация |
Стоимость 60% товара выше, чем у конкурентов на 10-20% |
|
Маркетинг |
Бесплатные услуги дополнительного сервиса: бесплатная уникальная подарочная упаковка книг, заказ и резерв, бонусная накопительная система |
Высокая стоимость оперативной доставки по услуге «Книга на заказ» |
Положительная репутация компании, положительные отзывы |
Слабая политика продвижения, часть населения, проживающая в нижней части города, до сих пор не знает о существовании магазина |
|
Выгодное расположение магазина |
Недостаточное применение современных технологий, долгое внедрение изменений в области продвижения |
|
Собственный интернет-магазин |
Сбои в функционировании онлайн-заказа и доставки |
|
Проведение мероприятий по музыкальным интересам, прослушивание пластинок |
Недостаточно высокая маркетинговая активность в интернете |
|
Отдельно оборудованная игровая зона для детей |
Новинки книг появляются намного позже официального выхода на рынок |
|
Оперативная деятельность |
Налаженные партнерские отношения с более чем 500 поставщиками |
Долгий срок доставки по услуге «Книга на заказ» |
Персонал |
Уникальная система обучения новых сотрудников |
Большой процент текучести кадров в отделе розницы |
Возможность карьерного роста, в бэк-офисе компании 60% сотрудников начинали с работы в магазине. |
Отсутствует система компенсации сотрудников, стимулирующая рост продаж – заработная плата стабильная |
|
Квалифицированные кадры |
Нехватка коммуникаций, отсутствие постоянного информирования работников о результатах их труда, недостаточная обратная связь |
|
Проведение постоянных тренингов, обучающих программ, семинаров по повышению качества обслуживания |
Отсутствие системы мотивации и управления талантами |
|
Менеджмент |
В компании действует метод процессного управления |
Нехватка полномочий у руководителей отделов, от которых предполагается оперативное реагирование в решении вопросов |
Ресурсы компании |
Наличие финансирования |
В компании лишь 4 сотрудника, формирующих ассортимент, которые просто физически не справляются с объемами |
Определим возможности и угрозы по категориям: законодательные силы, общественная культура, экономическая ситуация, конкуренция.
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
Законодательные силы |
Строительство крупного ТРЦ в непосредственной близости от магазина, что привлечет поток покупателей |
Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса |
Общественная культура |
Пропаганда населения к чтению в эпоху интернета |
|
Экономическая ситуация |
Ненасыщенный казахстанский рынок представляет практически неограниченные возможности для роста |
Неблагоприятная экономическая обстановка в стране в связи с девальвацией валюты |
Увеличение затрат на аренду и поддержку торговой марки в большем размере, чем потенциальный рост продаж |
||
Конкуренция |
Активное развитие интернет маркетинга в Казахстане |
Использование конкурентами неофициальных каналов ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании |
Рост популярности и перехода к цифровым форматам книг, бесплатные книги в интернете |
Составим таблицу SWOT-анализа компании, которая объединит сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Внутреняя среда |
- Огромный ассортимент книг; - Традиции высокого уровня сервиса, персонализация; - Бесплатные услуги дополнительного сервиса: бесплатная уникальная подарочная упаковка книг, заказ и резерв, бонусная накопительная система; - Положительная репутация компании, положительные отзывы; - Выгодное расположение магазина; - Собственный интернет-магазин; - Налаженные партнерские отношения с более чем 500 поставщиками; |
- Недостаточное количество консультантов в торговом зале – 4 консультанта и 1 оператор-консультант на 1000 кв. метров; - Стоимость 60% товара выше, чем у конкурентов на 10-20%; - Высокая стоимость оперативной доставки по услуге «Книга на заказ»; - Слабая политика продвижения, часть населения, проживающая в нижней части города, до сих пор не знает о существовании магазина; - Недостаточное применение современных технологий, долгое внедрение изменений в области продвижения; - Сбои в функционировании онлайн-заказа и доставки; |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА |
- Уникальная система обучения новых сотрудников; - Возможность карьерного роста, в бэк-офисе компании 60% сотрудников начинали с работы в магазине; - Квалифицированные кадры; - Проведение постоянных тренингов, обучающих программ, семинаров по повышению качества обслуживания; - В компании действует метод процессного управления; - Наличие финансирования; |
- Недостаточно высокая маркетинговая активность в интернете; - Новинки книг появляются намного позже официального выхода на рынок; - Долгий срок доставки по услуге «Книга на заказ»; - Большой процент текучести кадров в отделе розницы; - Отсутствует система компенсации сотрудников, стимулирующая рост продаж – заработная плата стабильная; - Нехватка коммуникаций, отсутствие постоянного информирования работников о результатах их труда, недостаточная обратная связь; - Отсутствие системы мотивации и управления талантами; |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
- Нехватка полномочий у руководителей отделов, от которых предполагается оперативное реагирование в решении вопросов; - В компании лишь 4 сотрудника, формирующих ассортимент, которые просто физически не справляются с объемами; - В компании лишь 4 сотрудника, формирующих ассортимент, которые просто физически не справляются с объемами; |
||
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
|
ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
- Строительство крупного ТРЦ в непосредственной близости от магазина, что привлечет поток покупателей; - Пропаганда населения к чтению в эпоху интернета; - Ненасыщенный казахстанский рынок представляет практически неограниченные возможности для роста; - Активное развитие интернет маркетинга в Казахстане; |
- Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса; - Неблагоприятная экономическая обстановка в стране в связи с девальвацией валюты; - Увеличение затрат на аренду и поддержку торговой марки в большем размере, чем потенциальный рост продаж; - Рост популярности и перехода к цифровым форматам книг, бесплатные книги в интернете; |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
|
- Активное развитие интернет маркетинга в Казахстане. |
- Использование конкурентами неофициальных каналов ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании. |