Файл: Перспективы развития спортивного маркетинга..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ощущается нехватка шахматных клубов, которая бы оказывала конкуренцию в данном виде спорта.

Выделяемые средства из федерального бюджета хватает только на покрытие расходов заработной платы сотрудников шахматного клуба. Руководитель вынужден изыскивать дополнительные средства самостоятельно, за счет привлечения денежных средств пенсионеров покрываются расходы на призовой фонд школьников.

Так, в результате маркетинга было обнаружено, что существует определенные заинтересованные лица, которые могли бы обучать своих детей, участвуя на международных турнирах за счет средств шахматного клуба.

В результате проведенного анализа, было подготовлены письма в 18 крупных организаций города Краснотурьинска. Финансовую поддержку было получено только от двух организаций, тем самым дети в возрасте до 18 лет смогли посетить обсластной шахматный турнир в г.Екатеринбурге и привезти 4 призовых места.

Шахматный клуб имеет просторное помещение общей площадью 420 квадратных метров, выделенное Администрацией городского округа Краснотурьинск, в количестве:

- 4 больших комнат;

1 маленькой;

- 1 санузла;

- длинного коридора;

- холла;

- гарберобной.

В двух комнатах находится по 15 шахматных столиков с комплектами фигур, имеются специальные часы.

Одновременно в 2 комнатах могут играть от 80 человек до 115 человек.

В третьей комнате расположены шашки в количестве от 30 человек до 70 человек.

В четвертой комнате расположен бильярд.

Шахматный клуб имеет положение, а также тематическое планирование.

В Тематическом планировании шахматных занятий указаны название темы и занятий, количество требуемых часов, которое составляет 35 часов.

Темами данных уроков будут следующие указанные темы:

8.Изучение записи шахматных ходов.

9.Изучение и запись ходов слона.

10.Передвижение короля и ферзя.

11.Обучение прыжкам коня.

12.Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры.

13.Понятие о цели шахматной игры.

14.Знакомство с шахом, матом, патом.

15.Правильная расстановка фигур и их развитие в начале партии.

16.Понятие об основных идеях дебюта.

17.Знакомство с рокировкой.

18.Знакомство с правильной формой записи шахматной партии.

19.Борьба с «детским матом».

20.Понятие линейного мата.

21.Линейный мат двумя ладьями.

22.Рокировка, мат двумя ладьями.

23.Линейный мат ферзём.

24.Линейный мат ладьёй.

25.Мат двумя слонами.


26.Король с пешкой против короля.

27.Основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний.

28.Решение этюдов.

29.Пешечная структура. Какие бывают пешки (изолированная, сдвоенная, проходная, блокированная, отсталая, пешечная цепь).

30.Значение пешек при защите рокированного короля.

31.Понятие о шахматной комбинации.

32.Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар».

33.Связка. Виды связок.

34.Знакомство с историей борьбы за мировую шахматную корону.

35.Рассказ о выдающихся шахматистах мира. Презентация.

Итого: курс обучения составил 35 часов.

Содержание занятий шахматного кружка состоит из следующего.

Программа рассчитана 35 шахматных занятий (по два занятия в неделю). Учебный курс состоит из шести основных тем. На каждом занятии изучается шахматная теория, разбирается детальная проработка тем. Внимание уделяется характеристики позиции, расстановки сил, сильные и слабые стороны противника, возможные пути развития ходов. Главным становиться принцип сравнения, умение делать выводы, в результате которого вырабатывается и развивается логическое мышление.

Основными темами шахматных занятий является: 

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур..

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

К концу прохождения учебы по ознакомлению с шахматами дети должны уметь и знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- делать рокировку;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

- участвовать в шахматных турнирах на уровне школьного, районного и городского, областного уровня.

Программа обучения игре шахматами предназначена для детей дошкольного, школьного образования, в результате которой участники процесса знакомятся с материалами по теории, развития и истории шахмат. Акцентируется внимание и одобряется участие в турнирах, соревнованиях областного уровня.

Грамотная работа руководителя шахматного кружка зависит от правильной организации досуга обучающихся, которое направлено на воспитание общественной активности.

В процессе обучения шахматной теории и практики школьники получают комплекс умений и навыков для ведения шахматной тактики. Обучение шахматами развивают у обучающихся не только мышление, быстроту реагирование на ситуацию, память, нахождение верного ответа, внимание, творческое способности и воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений, но и логическое мышление, умение самостоятельно найти верный ответный удар, могут провести исследовательскую работу.

Дети могут анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, обосновывать выводы.

Прием в шахматный кружок возможен с 4 лет до 16 лет и шахматисты - разрядчики.

Продолжительность изучения шахматного курса составляет 3 года.

Каждый учебный год имеет следующие задачи:

I год занятий – привить интерес к занятиям шахматами, знакомство с теорией и практикой игры, участие в турнирах, соревнованиях;

II год занятий - закрепление изученного материала, знакомство с тактикой, с историей шахмат как в России, так и за рубежом. Выполнение норматива IV разряда.

III год занятий – повышение интереса к занятиям шахматами, анализ сложных комбинаций, знакомство со школами шахмат, направлениями, приемами, выполнение норматива III разряда и т.д., принимать участие в турнирах школьного, городского и областного уровнях.

Обучение шахматам - сложный и трудоемкий процесс, зависящий от воли, упорства, настойчивости, трудолюбия и постоянной проводимой аналитической работе. Ребенок правильно организует свой распорядок дня, режим, правильно создает расстаноку дел. Без данных показателей трудно добиться высоких результатов в шахматном деле.


Необходимо отметить, что для работы со школьниками и другими заинтересованными лицами обучения игре в шахматы используются персональные компьютеры, а также программные шахматные продукты.

Маркетолог предложил оснастить конец длинного коридора спортивным комплексом, который бы позволял школьникам в свободное время от турниров подтягиваться на руках, подниматься по лестнице, делать физические упражнения, делать силовые упражнения для рук (см.рис.5).

Рис.5. Спортивный комплекс

Также необходимо при задействовании длинного коридора установить прибор «Н-1», который бы фиксировал движения человека в момент, когда галящий не смотрит на группу играющих школьников при реализации Игры: «Отвернуться и быть не замеченным».

Игра «Отвернуться и быть не замеченным»: галящий стоит спиной к участникам, которые стоят в конце длинного коридора. По команде участники начинают двигаться к галящему. Галящий повернулся и должен заметить того, кто шевелился. В этом случае движения участников должен определить Прибор «Н-1». Тот участник, который был замечен в движении выбывает из игры.

Также необходимо приобрести дополнительный игровой инвертарь для проведения игр-пятименуток по рекомендациям маркетолога, что увеличит заинтересованность школьников в получении удовольствий при обучении игре шахматами (см.рис.6).

Рис.6. Игровой инвентарь

Проведение встреч с великими шахматистами не только возбудит интерес участников шахматного процесса к происходящему, но и увеличить способность самоорганизовываться и других навыков.

Маркетолог предложил в комнате для бильярда расположить кафе и столики для уютного препровождения, а также провести воду для удобства работы кафе.

В результате маркетингового исследования было предложено каждый месяц освещать темы шахматных турниров в СМИ (см. рис.7). После проведенного мероприятия население города чаще стали приводить в клуб своих детей (см. рис.8).

Рис. 7. Освещение в СМИ

Рис. 8. Посещение шахматного клуба детей

Маркетологом было предложено работать в летний период, когда большая масса школьников находится на каникулах. Так, посещение шахматного клуба увеличилось на 48 человек, чем в учебный период.


В результате активного взаимодействия участников процесса родители школьников стали заинтересованы возить своих детей в близлежащий город Карпинск для посещения шахматных турниров.

Маркетолог предложил иметь в арсенале деятельности печатную продукцию, буклеты, которые необходимо раздавать жителям города для популизации данного направления.

Необходимо создать бренд или свою отличительную символику – бейсболки, блокноты, ручки, футболки, что повысит интерес населения к данному виду спорта (см. рис.9).

Рис.9. Отличительный бренд

Маркетинг, проведенный в шахматном клубе г.Краснотурьинска, повысил дополнительные вливания в данную деятельность.

Данный вид спорта – способ времяпровождения, способ знакомств с интересными людьми, чемпионами мира по шахматам или гроссмейстеров, интересные позиции, способы решения проблем – все это делает шахматный клуб интересным в мире.

Творческий, интересный подход приносит не только прибыль, но и приятное общение с умными и интересными людьми.

После предложенных рекомендаций маркетолога маркетинговая стратегия клуба будет проводиться на другом уровне, что приведет не только к нахождению серьезного спонсора, но и будет радовать окружающих в разных ее проявлениях.

В шахматы играют два человека, которые стараются выиграть друг у друга. Это настольная игра сопряжена с разными интересными комбинациями ходов, которые необходимо просчитывать вперед.

Данная игра развивает:

- ответственность;

- терпение;

- логику;

- аккуратность;

- ум;

- творческие способности.

Шахматные задачи, партии, развивают не только логическое мышление, но и стимулируют интерес к шахматам, способствуя развитию ребенка.

Многие люди добились высоких результатов. Например, Василий Смыслов, шестой чемпион мира, умел играть на фортепиано.

Следующие великие шахматисты добились больших высот на шахматной арене:

- Михаил Таль, который был художником;

- Пол Морфии;

- Гари Каспаров – тринадцатый чемпион мира;

- Бобби Фишер - одинадцатый чемпион мира;

- Александр Алехин – четвертый чемпион мира и шахматный художник;

- Вильге́льм Сте́йниц - первый чемпион мира по шахматам, ставший шахматным теоретиком, основоположником позиционной школы и многие другие.