Файл: Рынок ценных бумаг (Характеристика текущего состояние рынка ценных бумаг России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. сопротивление предоставлению недостоверной финансовой отчетности и искажению данных механическим путем при помощи детализации правил и усовершенствования порядка формирования отчетности, увеличение в отношении всех поднадзорных организаций интенсивности надзорно-инспекционных мероприятий Банка России.

Несомненно, что систему не страхуют правила от их нарушения, тем не менее, создают дополнительную преграду для всех участников финансового рынка, охватывая и добросовестных. При этом доверие возникает к отчетности в недостаточной степени.

Вне зависимости от степени детализации правила могут нарушаться. Вместе с тем структура операций, по осуществлению противоправных действий, в рамках действующих правил может маскировать их экономическую сущность. Реакция на выявленные правонарушения регулятивным органом, выраженная в изменении правил, имеет всегда реактивный характер. При этом, так как правила им заранее известны, правонарушители имеют преимущество.

Регулирование на основе принципов и неотвратимости наказания за их нарушения является наиболее эффективной системой противодействия недобросовестным практикам. Данная система не имеет существенной регуляторной нагрузки, однако осуществляет снижение противоправной активности и формирует атмосферу доверия к работе рынка. Использовать данный подход возможно в случае наличия права применять профессиональное суждение у регулятора.

Перспективные направления развития РЦБ в России:

  • усовершенствование структуры нормативно-правовых актов: обеспечение должной защиты прав инвесторов, определение четких санкций, применяемых в случае безлицензионной деятельности, выпусков суррогатов ценных бумаг, более тщательное регулирование отношений, связанных с «инсайдерскими сделками» и манипулированием ценами на рынке.
  • модернизация первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
  • повышение качества контроля страны за фондовым рынком;
  • развитие рынка корпоративных ценных бумаг и рынка муниципальных заимствований;
  • расширение инфраструктуры рынка ценных бумаг и его информационного обеспечения;

предоставление открытой информации. Это необходимо для того, чтобы  участники рынка принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, не опираясь на догадки и слухи.  Тем не менее, проведенный анализ показал, что негативная динамика связана не только с внешними факторами, но и с недостатками регулирования и институциональными особенностями российского фондового рынка.


Что же мешает развитию российского фондового рынка и что нужно сделать для преодоления его отставания?

Во-первых, можно отметить, что создание мегарегулятора, объединение регулятивных функций в лице Центрального банка не сказалось позитивно на динамике активов некредитных организаций и финансовых активов небанковского сектора. Последний проект развития российских финансовых рынков в большей степени ориентирован на регулятивные задачи, но ничего не говорит о стратегических задачах развития фондового рынка.

Во-вторых, одной из причин отставания фондового рынка от других сегментов российского финансового рынка является крайне неразвитая структура внутренних инвесторов в российские акции. Очень небольшая доля приходится на розничных инвесторов. На Московской бирже число открытых счетов для частных инвесторов составляет около 1 млн. человек, число активных инвесторов (совершающих операции хотя бы раз в год) составляло 65 тыс. человек. Причем в последние годы их число почти не растет.

Для более активного развития инвестирования со стороны частных инвесторов необходимо создать механизм страхования частных инвесторов от мошенничества (компенсационные фонды), увеличить сумму средств на индивидуальном инвестиционном счета до суммы, сопоставимой со страховкой по депозитам банков. Для развития облигационного рынка отменить налог на доходы для частных инвесторов в российские корпоративные облигации.

В-третьих, привлекательность инвестирования в российские акции сильно зависит от уровня корпоративного управления российских корпораций. С этой точки зрения предложения Центрального банка по совершенствованию корпоративного управления должны дать свои результаты.

В-четвертых, препятствует устойчивому росту российского фондового рынка и небольшой объем активов средств, находящихся под управлением российских институциональных инвесторов (пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и страховых компаний).

Центральный банк принимает определенные меры по изменению структуры инвестирования пенсионных накоплений. Он законодательно ограничил долю депозитов в портфеле пенсионных фондов, сделал более прозрачным их структуру, отменено требование показывать прибыль каждый год, изменен порядок вознаграждения. Но остается вопрос о сохранении накопительной части пенсионной системы. По оценкам Goldman Sacks, в случае сохранения накопительной части пенсионной системы у российского фондового рынка есть шансы повысить капитализацию в 3-4 раза в течение ближайших 5 лет. [15]


Страховые компании накопили 1,5 трлн. страховых резервов. Но здесь проблема связана с большой долей фиктивных ценных бумаг в их портфеле, что препятствует их активному участию в инвестировании на фондовом рынке. Активы страховых компаний составляют незначительную величину на российском финансовом рынке. При этом большая часть активов сформирована благодаря системам обязательного государственного страхования. Механизм предоставления услуг частным лицам и компаниям развит слабо.

Наконец, остаются паевые инвестиционные фонды, на которые в свое время возлагались большие надежды, но в итоге совокупная стоимость чистых активов открытых и интервальных паевых фондов не превышает 110 млрд. рублей, что делает их не самым крупным игроком на российском фондовом рынке. Все это делает актуальным действия регулятора по развития внутреннего рынка коллективных инвестиций.

В-пятых, российский фондовый рынок нуждается в перезагрузке механизма первичного размещения акций. Необходима «история успеха» - проведение успешного IPO российских компаний, показавших значительный прирост стоимости акций после размещения (что позволит изменить негативное отношение к так называемы «народным IPO» Сбербанка, ВТБ и Роснефти). Этому должна способствовать реформа корпоративного управления, создание механизма оценки эффективности деятельности менеджера в зависимости от роста капитализации компании.

В России почти отсутствует рынок компаний малой и средней капитализации, не проходят первичные размещения акций таких компаний. Для их стимулирования можно применить налоговые льготы в отношении компаний малой и средней капитализации, выходящих на IPO. Кроме того, для расширения глубины рынка надо активизировать работу в рамках ЕВРАЗЭС по привлечению на российский рынок эмитентов из стран бывшего СНГ. Реализация этих мер позволит вывести российский фондовый рынок на путь развития, создаст основы для формирования внутреннего инвестора, вернет этому сегменту финансового рынка функцию одного из источников финансирования для растущих российских корпораций.

Заключение

Рынок ценных бумаг - это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы.

Структура рынка ценных бумаг в РФ состоит из первичных и вторичных рынков, а также рынков по видам фондовых инструментов и сделок. Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи.


В процессе становления и развития российскому финансовому рынку удалось достигнуть определенных результатов, однако в контексте глобальной конкуренции он находится на недостаточно высоких позициях.

Российский рынок ценных бумаг на  нынешний день не  имеет  довольно развитой правовой базы, организационной и информационной инфраструктуры, а еще необходимого и разнообразного количества самих ценных бумаг. Функционирование Центрального банка РФ, как главного регулятора финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг в частности, демонстрирует, насколько обоснованными  представляются опасения  нынешнего  дня. Закрепление функций по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка (кредитные организации, страховые организации, инфраструктурные организации, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды) за одним регулирующим органом должно способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них.

Однако, стоит отметить,  что  структура  Банка  России  по  финансовым  рынкам  на  сегодняшний  день  является  еще  не  идеальной. К примеру,  Департамент  сбора  и  обработки  отчетности  некридитных  финансовых  организаций  и  Департамент  рынка  ценных  бумаг  и  товарного  рынка  существуют  независимо  друг  от  друга,  что  не  позволяет  им  эффективно  обмениваться  информацией.

Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. предполагает создание  комплексных  мер,  нацеленных  на  улучшение  роли  профессионального  сообщества  в  осуществлении  контроля  на  рынке  ценных  бумаг и  понижении  инвестиционных  рисков. Также предусматривает расширение возможностей саморегулируемых организаций при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложения на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

Регулирование финансового рынка нацелено на его гармонизацию с международными стандартами, увеличение прозрачности информации о работы профессиональных участников рынка и их ответственности.


Список использованных источников

1. Федеральный  закон  от  22.04.1996  года  №  39-ФЗ  «О  рынке  ценных  бумаг».

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Федеральный закон от 23 июля 2014 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

4. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. Разд. // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016].

5. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/ development/onrfr_2016-18.pdf

6. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг в России. М.: Издательство: Юнити-Дана, 2016. - 200с.

7. Боровкова В. А., Боровкова В. А. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие.- 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.

8. Жуков Е. Ф.Рынок ценных бумаг [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е. Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 567с.

9. Родионова В.Г., Роузман Э.А. Макроэкономика. Учебное пособие по дисциплине «Экономика». — М.: МГТУ им. Баумана, 2013. — 169с. 

10. Селищев А. С. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Селищев, Г. А. Маховикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 483с.

11. Звягинцева Н. А. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: путь к мегарегулятору // Известия ИГЭА.- 2014. -№5. -С.27-34.

12. Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2015. №6 (6) С.122-131.

13. Пахутко О. П. Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг / О. П. Пахутко // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 289-292.

14. Московская биржа. Технический анализ: индекс РТС. URL: http://www.micex.ru/marketdata/analysis 

15. Интернет-ресурсы. URL: http://sibac.info/archive/economy/4(31).pdf

  1. Боровкова В. А., Боровкова В. А. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие.- 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.

  2. Селищев А. С. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Селищев, Г. А. Маховикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 483с.

  3. Пахутко О. П. Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг / О. П. Пахутко // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 289-292.

  4. Жуков Е. Ф.Рынок ценных бумаг [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е. Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 567с.

  5. Родионова В.Г., Роузман Э.А. Макроэкономика. Учебное пособие по дисциплине «Экономика». — М.: МГТУ им. Баумана, 2013. — 169с. 

  6. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг в России. М.: Издательство: Юнити-Дана, 2016. - 200с.

  7. Московская биржа. Технический анализ: индекс РТС. URL: http://www.micex.ru/marketdata/analysis 

  8. Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2015. №6 (6) С.122-131.

  9. Интернет-ресурсы. URL: http://sibac.info/archive/economy/4(31).pdf

  10. там же

  11. Интернет-ресурсы. URL: http://sibac.info/archive/economy/4(31).pdf

  12. Звягинцева Н. А. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: путь к мегарегулятору // Известия ИГЭА.- 2014. -№5. -С.27-34.

  13. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf

  14. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг в России. М.: Издательство: Юнити-Дана, 2016. - 200с.

  15. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/ development/onrfr_2016-18.pdf