Файл: Рынок ценных бумаг (Характеристика текущего состояние рынка ценных бумаг России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5. Отраслевая структура (по капитализации) российского фондового рынка (данные Московской биржи)[10]

Все это привело к тому, что российский фондовый рынок потерял привлекательность как источник инвестиций для российских компаний. Резко упало число первичных и вторичных размещений акций российских компаний, упал их объем. В условиях и так сжавшегося рынка капитала фондовый рынок вообще перестал играть роль источника финансирования.

Рис.6. Доля капитала, привлеченного с рынка акций, по отношению к инвестициям в основной капитал (данные Московской биржи и Росстата) за 2007-2016 гг.[11]

Надо признать, что во многом тенденции в развитии отечественного финансового рынка связаны с внешними факторами. Проведенный эконометрический анализ факторов, влияющих на динамику капитализации российских корпораций, показал сильное влияние внешних факторов, связанных с сырьевым рынком. Негативное влияние на динамику российского фондового рынка оказало и падение интереса инвесторов вообще к развивающимся рынкам (что доказывает динамика индекса MSCI EM, отражающего динамику фондовых рынков развивающихся стран) на фоне замедления темпов экономического роста в развивающихся странах. Начиная с 2011 года, динамика индексов развивающихся стран проигрывает динамике фондовых индексов развитых стран. В тоже время интересно отметить, что проверка гипотезы о том, что динамика российского фондового рынка зависит от притока средств иностранных инвесторов, оказалась под вопросом. Проверка на причинность привела к выводу, что определяющим в этой паре являются темпы роста самого российского фондового рынка, а притоки средств иностранных инвесторов ориентируются на темпы роста отечественного фондового рынка. Негативное влияние на динамику российского фондового рынка оказали и введенные западными странами экономические санкции в отношении допуска российских компаний на развитые финансовые рынки.

Фондовый рынок в России на сегодняшний день по большому ряду факторов лишен стабильности, однако, положение в стране может существенно измениться. Тем не менее, для обеспечения минимального ущерба и предотвращения каверзных ситуаций, необходимо улучшение механизма регулирования и контроля рынка ценных бумаг на уровне государства. Необходим предельный уровень контроля финансовых показателей развития рынка и оперативное осуществление анализа их изменений.


Основными направлениями развития на 2017 г. для РЦБ являются проблемы связанные с разрешением ряда существующих проблем, не разрешенных до этого, таких как:

  • формирование срочного рынка;
  • усовершенствование законодательства, способствующего развитию фондового рынка;
  • расширение спектра инвестиций, в том числе индивидуального характера;
  • стремление государства пресекать неправомерные действия на рынке ценных бумаг;
  • минимизирование рисков участников фондового рынка и т.д. [12]

Перспектива развития РЦБ зависит как от политики государства, экономических показателей, ситуации на рынке в целом, так и от высококачественной, точной работы непосредственно самого РЦБ. В России существует смешанная модель фондового рынка, где наряду с коммерческими банками, имеющими права на все операции с ценными бумагами, присутствуют с равными правами и небанковские инвестиционные институты.

Глава 3. Проблемы и направления развития РЦБ

3.1. Проблемы РЦБ и проблемы его регулирования

Развитие финансового рынка Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия осуществляется в условиях глобализации, роста интернационализации рынков ценных бумаг, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров.

В процессе становления и развития российскому финансовому рынку удалось достигнуть определенных результатов, однако в контексте глобальной конкуренции он находится на недостаточно высоких позициях.

Особенности сложившейся в России структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов, в том числе с достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке, а также с невысоким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из-за высокого уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности и отсутствии механизмов воздействия на недобросовестных участников.


Рынок акций в России, сформировавшийся в значительной степени благодаря приватизации государственных предприятий, не смог стать источником массового привлечения капитала в силу слабости корпоративного управления в российских акционерных обществах.

Еще одной проблемой отрасли финансового посредничества являются относительно невысокие показатели ее эффективности[13]. Одновременно наблюдается тенденция сокращения числа финансовых посредников.

Внешний и внутренний фон для российского рынка ценных бумаг оказался за рамками любых здравых прогнозов. Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры. Поведение рынка в течение года определялось не фундаментальными факторами, а оперативными «сводками с фронта» и текущей геополитической ситуацией. Российский фондовый рынок практически по всем показателям продемонстрировал негативные результаты и перешел в стадию стагнации.

Государственное регулирование финансового рынка и обращения ценных бумаг — одна из важных и самых трудных задач страны. Отлично продуманная и верно организованная политика в области финансов выступает важным фактором успешного становления экономики любой страны.

Рынок ценных бумаг любой страны, как указывает мировой опыт, испытывает подъемы и падения под воздействием различного рода экономических и политических, внутренних и  внешних  факторов[14]. Рыночные цены акций непрерывно колеблются. 

Российский рынок ценных бумаг на нынешний день не имеет довольно развитой правовой базы, организационной и информационной инфраструктуры, а еще достаточного и различного количества самих ценных бумаг. В определенной степени это считается итогом отсутствия единого понимания

Отсутствие единого понимания правовой природы ценных бумаг порождает значимые проблемы правоприменения, тормозит настоящее формирование рыночных взаимоотношений, а еще активизирует многочисленные злоупотребления на рынке ценных бумаг. В данных условиях в особенности нужно создание системы действенного регулирования общественных взаимоотношений, появляющихся в сфере рынка ценных бумаг.


На рынке ценных бумаг существуют проблемы законодательного обеспечения, преодоления недоверия, рейтинговой оценки.

На российском рынке наблюдается ограниченность инструментария рынка ценных бумаг. И наиболее ликвидными могут считаться акции лишь нескольких компаний. Важным направлением в развитии рынка ценных бумаг в России является увеличение обращающихся инструментов.

Функции ЦБ РФ достаточно обширные. В его структуре нет четкого разделения на рынок ценных бумаг и рынок страхования, т.е. нет специализации по рынкам. Например, существует департамент общественных связей, но отсутствует департамент по страхованию. Таким образом, данные рынки контролируются и регулируются одинаковыми методами, хотя сфера их деятельности различна. Деятельность каждого рынка регулируется своей системой специального отраслевого законодательства, и орган надзора должен разрабатывать подзаконные нормативно-правовые акты, детализирующие нормы основного законодательства.

Таким образом, основными проблемами российского облигационного рынка являются:

  • неразвитость данного сегмента финансового рынка, что проявляется в узком наборе инструментов, используемых банками и компаниями для привлечения финансовых ресурсов. В России практически отсутствуют выпуски облигаций, доход по которым привязан к уровню инфляции, выпуски отзывных и конвертируемых облигаций, что связано с несовершенством российского законодательства;
  • высокая стоимость заимствования финансовых ресурсов (особенно для малых и средних предприятий), которая существенно возросла в связи с применением финансовых санкций по отношению к России;
  • короткие сроки обращения облигационных займов, что обусловлено высокой волатильностью российского финансового рынка и быстрой изменчивостью процентных ставок;
  • низкая вовлеченность частных инвесторов для работы на рынке облигаций, что обусловлено, с одной стороны недостаточной финансовой грамотностью населения, которое плохо представляет себе возможности эффективного инвестирования на рынке облигаций, с другой стороны, налоговой дискриминацией доходов облигациям по сравнению с банковскими депозитами.

Для привлечения денег в экономику со стороны внутреннего инвестора через облигационный рынок необходимы следующие шаги:

  1. Введение налоговых льгот на доход по корпоративным облигациям по аналогии с банковскими депозитами;
  2. Мотивирование выпуска облигаций, индексируемых по уроню инфляции;
  3. Обязательство привлечения денег компаниями с государственным участием через облигационные выпуски, обращаемые на бирже в том же объеме, что и банковские заимствования (аналогично требованию двойного листинга).

3.2 Направления развития РЦБ и его регулирования

Основным фактором, устанавливающим конкурентоспособность российского финансового рынка, выступает достижение оптимального соотношения между уровнем свободы осуществления предпринимательской деятельности и расходами отрасли, на поддержку законодательно установленных регулятивных требований. Элементами эффективного регулирования РЦБ являются:

- уровень стабильности финансового рынка;

- уровень доверия на рынке как ключевой компонент;

- качество работы институтов финансового рынка, включая работу оценщиков, аудиторов, актуариев, третейских судов, бюро кредитных и страховых историй и т.д.;

- финансовая устойчивость институтов финансового рынка;

- качество конкурентной среды;

-непрерывность работы инфраструктуры;

- степень потерь при банкротстве. При этом к издержкам регулирования относятся:

-затраты на выполнение функций агента государства по осуществлению контроля в налоговой и валютной сфере, а также функций, связанных с исполнением требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- дополнительные затраты на информационные технологии и персонал в связи с изменением регулирования;

- затраты на создание и модификацию бизнес-процессов по подготовке отчетности;

- ограничения, тормозящие процесс внедрения новых финансовых инструментов и форм обслуживания клиентов на финансовом рынке;

- уход части рынка в серую зону, свободную от регулирования;

- затраты на соблюдение иных требований и нормативов.

К примеру, в рамках перехода на Международные стандарты финансовой отчетности введение для некредитных финансовых организаций новых требований к финансовой отчетности связано, с одной стороны, с высоким уровнем издержек перехода, а с другой – формирует для пользователей преимущества такой отчетности и индустриального развития. Одновременно в случае отсутствия доверия к качеству и достоверности такой отчетности существует риск нивелирования эффективности данной меры. Этому способствует отсутствие ответственности органов управления за ее искажение и недобросовестный аудит. Существует два варианта реакции регулятора для снижения данного риска:

1. осуществление за представление недостоверной финансовой отчетности и искажение, представленных для аудита, данных правоприменительных практик жесткой ответственности сотрудников финансовых организаций, а также ответственности за качество аудита аудиторских организаций. Данный вариант требует между регулятором и правоохранительной системой высокой степени координации;