Файл: Методы нормирования труда (Глава 1. Теоретические особенности исследования нормирования труда).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности исследования нормирования труда
1.1.Понятие и сущность нормирования труда
1.2. Нормирование труда в организациях, как экономический процесс
1.3. Проблемы неравенства оплаты труда и его причины
Глава 2. Анализ методик нормирования труда на примере компании АвтоВАЗ
2.1. Методики нормирования труда на АвтоВАЗ
2.2. Проблемы и перспективы развития нормирования труда на «АвтоВАЗ»
Как в прошлом, так и в современных условиях без регламентации напряженности норм труда, темпа работы и скорости трудовых движений невозможно выстроить по-настоящему эффективное управление современным производством. И никакие новейшие психологические ухищрения здесь не работают. Система нормирования начинается с определения основных элементов рабочего времени, раскрывающих содержание и структуру нормы за- трат труда. На отдельных этапах производства затраты труда рассчитываются по-разному, и нужно учитывать все нюансы при расчетах.
Сама система обеспечивает достижение равной напряженности норм труда на раз- личные виды операций на всех участках производства Если рассматривать основные принципы такой организации, то можно выделить из них пять основных:
1. Единство методов и методик нормирования труда;
2. Единство нормативных материалов для расчета норм и методов исследования затрат рабочего времени;
3. Достаточная квалификация технологов и специалистов по нормированию труда;
4. Возможность практической реализации проектной технологии, организации труда и производства;
5. Материальная и моральная заинтересованность рабочих, специалистов и руководителей производства в высоком качестве норм труда. В этом смысле «АвтоВаз» интересен нам, как крупнейший отечественный машиностроительный комплекс, где указанные принципы были успешно реализованы для управления современным и уникальным поточно-массовым производством. [7]
Рисунок 5 Структурная схема управления нормированием труда на предприятии «АвтоВаз»
С главного конвейера автозавода через каждые 22 секунды выходит на внутренний и внешний рынок один готовый автомобиль. И, разумеется, точность норм в таком производстве очень вы- сока: до одной десятитысячной минуты. В противном случае, это может отразиться не только на производительности труда, но и на расчёте численности персонала (до 5 тыс. чел. в год). Работа по управлению организацией труда проводится по двум уровням: по объединению и на уровне дирекций и производств. Структурная схема приведена на рисунке 5. На уровне объединений рассчитываются и внедряются нормы труда, разрабатывается и адаптируется система микроэлементных нормативов (расчёты основного, машинно-ручного, штучного, неполного штучного и штучно-калькуляционного времени, времени на отдых и личные надобности, трудоёмкости деталей и узлов, численности основного и обслуживающего персонала и т.п.) и организуется и постоянно проводится повышение квалификации работников служб организации, нормирования и оплаты труда.
Специалисты (бюро разработки нормативов промышленно- производственных и вспомогательных рабочих) занимаются разработкой и последующим внедрением нормативов на производстве. В Самарском государственном техническом университете по заказу Волжского автомобильного завода была разработана Единая система микроэлементов –ЕСМ. С её помощью стало возможным рационально обеспечить нормирование трудовых процессов. Бюро методологии нормирования и нормативов и библиотека нормативов по труду гарантирует грамотное составление нормативов труда. Равная напряженность норм труда на каждом рабочем месте достигается в комплексе при задействовании каждого микроэлемента трудового процесса. В каждом производственном подразделении есть документ, регламентирующий работы по нормированию труда.
По сути, это стандарт предприятия, которым регламентируется выполнение следующих процессов и процедур:
1. Расчет проектной технологической трудоемкости изготовления автомобилей;
2. Планирование освоения проектной трудоемкости продукции;
3. Взаимодействие между подразделениями при определении норм труда;
4. Постоянное поддержание норм труда на уровне прогрессивных значений на любой стадии их действия;
5. Обеспечение равной напряженности норм труда на одинаковые, но выполняемые в разных подразделениях процессы и работы;
6. Учет изменения трудоемкости продукции;
7. Сбор и хранение нормативной информации.
На уровне объединений проектные нормы труда определяются по нормативам и микроэлементам на основе спроектированных технологами (бюро методологии и нормативов) карт циклов обработки. На уровне дирекций процесс обеспечения равной напряженности норм труда разделён на три этапа: разработка норм трудовых затрат, их последующее внедрение и возможное изменение (совершенствование). Бюро разработки проектных (расчетных) норм занимается проектированием норм на новые изделия, в процессе конструкторской, технологической и организационной подготовки. Здесь учитывают такие факторы производства, как параметры оборудования, предметы труда, инструмент и оснастка, условия производства. Инженеры по организации и нормированию труда разрабатывают нормы труда; обеспечивают их выполнение на рабочих местах. Участки вспомогательных цехов и работ по обслуживанию основного производства обеспечивают процесс внедрения проектных норм на производстве. [8]
Процесс управления уровнем напряженности норм труда на стадии их внедрения состоит в создании на производстве таких условий, которые служат основой для установления соответствующих затрат рабочего времени и уровня интенсивности труда на выполнение конкретных технологических и трудовых процессов. Действующая система подразделений управления нормированием труда помогает установить уровни равной напряженности норм затрат труда на все выполняемые операции, и обеспечивает постоянное поддержание этого уровня.
Почему же такое крупное предприятие, которое было предметом нашей гордости в прошлом, в настоящее время нельзя признать эффективным? Как объяснить неспособность многих российских предприятий выпускать продукцию, удовлетворяющую современным требованиям? Причин можно найти много, но одна из ключевых заключается в том, что в Трудовом Кодексе РФ Глава 22 «Нормирование труда» лишь поверхностно и формально касается норм и обеспечения нормальных условий труда, но в целом не содержит никаких предпосылок для системной работы. И, главное - даже в таком формальном виде соблюдение положений этой главы является обязательным только для государственных предприятий.
Частные же предприятия, которые составляют более 90% общего объёма промышленно-производственной собственности в России, практически не имеют никакой обязательной для них законодательной базы. А результаты – налицо. Наши заводы несут убытки, в то время как появились (и будут продолжать появляться) иностранные предприятия, с растущими масштабами производства. Они завоёвывают наши рынки, открывают новые привлекательные рабочие места. [9]
В наших интересах помогать производственным системам в повышении их эффективности на основе внедрения продуманных систем организации и нормирования труда. Имеющиеся разработки по нормированию труда в автомобильной промышленности абсолютно применимы во всех отраслях российской экономики: от электротехнической, металлургической, и химической, до медицины, строительства и торговли.
2.2. Проблемы и перспективы развития нормирования труда на «АвтоВАЗ»
Трансформация отечественной экономики, начавшаяся в 1992 г., повлекла за собой разрушение системы государственного регулирования трудовой сферы. Службы, занимающиеся вопросами нормирования на предприятиях, ликвидировались или сокращались, повышение квалификации и подготовка специалистов по труду практически прекратились, центры НОТ и многие отраслевые институты, где проводились исследования в этой области, были ликвидированы.
Анализ состояния нормирования труда на АвтоВАЗ» показал следующее:
- отсутствует целостная система управления нормированием труда в стране, регионах, отраслях, на предприятиях;
- при решении вопросов организации и нормирования труда применяются различные методы установления норм для всех категорий персонала; - при нормировании труда очень слабо применяются современные бизнес- технологии;
- устарела нормативная и методическая база нормирования труда;
- значительная часть используемых нормативных документов - сборники выпуска 10-30-летней давности.
Так, охват рабочих «АвтоВАЗ» нормированием труда составил более 95 %, а служащих - 80 %. В ОАО «Лукойл» организация работы по нормированию труда реализуется несколькими структурными уровнями: Главным Управлением по персоналу, Управлением оплаты и мотивации труда, группой по нормированию труда, отделами организации труда и заработной платы дочерних обществ. Данными структурными подразделениями выполняются такие функции по управлению нормированием труда, как проведение в обществе единой политики в области нормирования труда; определение основных направлений по совершенствованию нормирования труда и оптимизации численности; контроль правильности применения действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов по нормированию труда; контроль выполнения обязательств работодателя по вопросам нормирования труда, предусмотренных в коллективных договорах и др.
Организация работы «АвтоВАЗ» в сфере нормирования труда должна строиться на следующих основных принципах:
- направленность на стабильный рост производительности труда;
- расширение сферы нормирования труда на все области деятельности и обеспечение на его основе измерения трудового вклада каждого работника;
- достижение высокого качества действующих норм, их максимальное приближение к уровню необходимых затрат, способствующих созданию продукта (услуг), соответствующего международным стандартам;
- обоснованность норм с учетом экономических, технических, социальных, психофизиологических и других факторов, что позволит при высокой производительности труда сохранить работоспособность и здоровье человека, мотивировать его на высокоэффективную работу.
Одним из ведущих направлений решения вопроса совершенствования управления нормированием труда на «АвтоВАЗ» является создание отраслевой, фирменной Единой системы управления нормированием труда. Это позволит обеспечить конкурентоспособность компании за счет снижения затрат на производство, рост производительности труда, выпуск высококачественной продукции. Одним из важных направлений по реализации этой задачи должно стать рациональное использование трудовых ресурсов.
Основными задачами Единой системы управления нормированием труда являются:
- создание и внедрение Единой нормативно-методической базы для нормирования труда;
- выявление резервов роста производительности труда за счет совершенствования управления нормированием труда:
- распределение функций нормирования труда по сферам управления на различных уровнях;
- обеспечение единства методологии нормирования труда работников;
- усиление роли нормирования труда в снижении трудоёмкости производства и оптимизации численности работников;
- разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
- обеспечение постоянной прогрессивности действующих нормативных материалов для нормирования труда, приведение их в соответствие с осуществляемыми изменениями в технике, технологии, организации производства и труда;
- изучение, обобщение и распространение отраслевого, отечественного и международного опыта в области нормирования труда;
- осуществление контроля за состоянием нормирования труда в отрасли, на предприятии и др.
Новой тенденцией «АвтоВАЗ» является усиление значения координирующей деятельности центральной службы нормирования в рамках всей компании. [10]
Подведем итог по второй главе: в ней подробно был рассмотрен процесс нормирования труда на примере реально существующей компании «АвтоВАЗ», а также выяснены проблемы этого предприятия и рассмотрены варианты и перспективы развития данной компании.
Заключение
Управление организацией - сложный и многоэтаный процесс. Именно своевременные методы управления в экономике позволяют эффективно управлять организацией. На сегодняшний день, многие крупные компании, имеют достаточно большие активы. Для таких компаний, стратегия развития выступает как жизненно важный элемент, определяющий для фирмы ее целевые ориентиры на длительный промежуток времени и являющийся своего рода вектором дальнейшего развития бизнеса.
Известные компании, как уже говорилось раннее, имеют не только рациональную и эффективную стратегию своего развития, но и активно придерживаются заданного курса. Именно данный курс, которому будет соответствовать фирма, в конечном счете приведет к успеху и поможет добиться экономических и финансовых выгод для фирмы. Политика стратегического проектирования в любой организации, должна быть не разовым явлением, а постоянным процессом, необходимым для жизнедеятельности фирмы.
Эффективность многих организаций в сфере нематериального производства зачастую во многом связана с проблемами менеджмента – теории и практики научного управления. Как известно менеджмент – это процесс взаимосвязи таких функций как планирование, организация, мотивация, контроль и двух связующих – коммуникации и принятия решений
Научные и практические основы сознательно - планомерного подхода к управлению предпринимательско - коммерческой деятельностью, охватывающую воедино снабжение, производство и реализацию товаров и услуг предприятий, фирм и компаний, выступающих субъектами различных форм собственности и хозяйствования, определяет менеджмент. Менеджмент на предприятиях охватывает совокупность, принципов, форм и методов управления их деятельностью на основе познания механизма действия и сознательно - планомерного использования всей системы объективных экономических законов для эффективного развития производства и увеличения прибыли.