Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в промышленности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития товароведения
1.1. Возникновение товароведения
1.2. Этапы развития товароведения
2. Содержательные контуры товароведения как науки
2.1. Сущность товароведения как науки
2.2. Цели и задачи товароведения
2.3. Основные принципы товароведения
3. Методы оценки качества товара в товароведении
3.2. Объективные методы определения показателей качества товара
Принцип взаимозаменяемости - принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования его вместо другого товара, в целях выполнения одних и тех же требований. Принцип взаимозаменяемости определяет конкуренцию между товарами, но с другой стороны позволяет удовлетворить аналогичные потребности различными товарами. Стоит отметить, что чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.
Принцип систематизации – это принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности взаимосвязанных товаров, процессов или же услуг. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых ходят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.
Системный подход позволяет сделать вывод, что каждая система является целым, даже если оно состоит из отдельных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его характеристики, процессы по обеспечению качества и количества данного товара как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных одной целью.
Субъектами такой системы или, иначе говоря, товароведной деятельности являются товароведы и потребители, на которых нацелена сама товароведная деятельность.
Товароведы – это специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристикой товара. Сам термин «товаровед» в самом буквальном смысле этого слова может быть истолкован как «знаток товара». [10]Именно глубокое знание каждого товара отличает товароведа от многих других специалистов.
Потребитель – это гражданин, обладающий намерением заказать, приобрести необходимый товар, исключительно для личных нужд, без цели извлечения прибыли.
Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителями. Чаще всего это взаимодействие носит косвенный характер, хотя данная деятельность нацелена на конечный результат – удовлетворение запросов потребителей.
Объект – это предмет, явление, на которое направлено какая-либо деятельность. Объектами коммерческой деятельности являются сами товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена на товары и сопутствующие им торговые услуги, например, хранение, подготовка к продаже, контроль качества. [11]При этом объектами могут уже выступать не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.).
Коммерческая деятельность отличается широтой масштаба объектов и включает не только товары, но еще и услуги, ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.
Продукты же ровно как предметы товароведной деятельности обладают 4 основными свойствами: ассортиментной, высококачественной, численной и адвалорной. Первые же три характеристики являются товароведными и удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, психологические, социальные и т.д.), определяя при этом потребительную стоимость товара. Именно благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
3. Методы оценки качества товара в товароведении
3.1. Понятие качества товара
Определяя показатели качества в товароведении необходимо применять различные методы, которые непосредственно основываются на определенных принципах и средствах испытания. Выбор одного из метода определяется с учетом целей и задач, а также условий оценки качества. Соответственно, результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми имеющимся данным. Любой выбранный метод должен обеспечивать оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.
Само понятие качество – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия или товара, которые непосредственно воплощены на этапе проектирования при технической характеристике изделия, в конструкторской документации и при технических условиях.
Изучая литературу, стоит отметить, что в понятие «качество» трактуется по-разному. Одновременно с этим, основное различие в понимании качества определяется разными условиями командно-административной и рыночной экономики. В условиях первого качество трактуется с позиции производителя, а вот в условиях рыночной экономики – с позиции потребителя.
Понятие «качество» неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками, и большую роль при формировании современного представления данного понятия сыграла роль Академии проблем качества РФ. В результате деятельности данной академии начали формироваться концептуальные видения качества, определяющие образ жизни, социальную и экономическую основу каждого успешного развития человека и общества.
Основными элементами пригодности товаров являются качество конструкции, определяемое технической характеристикой каждого изделия. Именно при усовершенствовании качества продукции возрастает стоимость изделия.
Оценивается качество продукции на основе количественного измерения свойств, которые ее определяют. Так, современная наука и практика, в том числе выработала оптимальную систему количественной оценки свойств товаров по группам, которые определяют соответствующие показатели качества: показатели назначения товара, показатели надежности, стандартизации и унификации, эргономические и эстетические показатели, а также показатели транспортабельности, патентно-правовые, экологические и показатели безопасности.
3.2. Объективные методы определения показателей качества товара
Измерительный метод
Измерительный метод, иначе говоря, лабораторный или инструментальный – метод определения численных значений показателей качества товара. [12]Данный метод основан на информации, непосредственно получаемой при использовании различных технических средств измерений. Например, измерительные прибор, реактивы и т.д.
Использование таких средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов. Такая методика включает в себя средства и условия измерений, отбор проб и алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества, формы представления данных, оценивание точности и достоверности результатов.
Именно измерительными методами определяют большинство показателей качества товаров. Например, масса изделия, размеры или формы и т.д. Говоря о таких методах стоит отметить ее достоинства и недостатки. Так, основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Это позволяет легко получать воспроизводимые числовые значения показателей качества товаров, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.
Основными недостатками этого метода являются сложность и длительность некоторых измерений, приобретение сложного и дорогостоящего оборудования. Во многих случаях этот метод требует изготовление стандартных образцов и строго соблюдения общих и специальных условий испытаний.
Математическая обработка данных и анализ результатов измерений
Проводя инструментальные оценки и используя полученные результаты, следует учитывать, что результаты измерений дают лишь приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут содержать в себе погрешности. Такие погрешности можно разделить на несколько групп:
- грубые (помехи), которые связаны с неверными расчетами или же недостаточно тщательной работой. «Грубые погрешности» не являются систематическими, они являются случайными и вызваны разными многочисленными факторами.
Систематические погрешности могут быть вызваны одной или несколькими причинами, которые действуют по определенным законам. Они возникают вследствие применения несправных приборов или нарушения методики измерения.
Допустимые приборные погрешности (инструментальные или аппаратурные), обусловлены несовершенством конструкции и изготовления. Такие погрешности указываются в паспорте каждого прибора.
Случайные погрешности вызываются факторами, которые несут случайный характер и не поддаются учету, именно поэтому вероятность ошибки в ту или иную сторону одинаковы.
Ошибки выборки получаются из-за того, что для определения показателей качества товара берется часть материала, обычно незначительная по сравнению со всей оцениваемой его массой. Для того чтобы по данным выборки можно было достоверно судить о показателях качества всей генеральной совокупности, необходимо, чтобы выборка была репрезентативной (представительной).
Регистрационный метод
Данный метод опирается на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или же затрат. Таким методом определяют количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание или использование изделий[13]. Недостатком такого метода является его трудоемкость и длительность проведения наблюдений. В области товароведения этот метод широко применяется при определении показателей долговечности, сохраняемости, стандартизации и унификации.
Расчетный метод
Расчетный метод основан на получении информации расчетом. В данном случае показатели качества рассчитываются по математической формуле, по параметрам, которые найдены другими методами.
Этот метод обычно используют при проектировании изделия, либо при конструировании. Часто расчетный метод используют для прогнозирования или определения нормативных значений. Также очень часто этот метод используется при проведении косвенных измерений.
Метод опытной эксплуатации
Данный метод является разновидностью регистрационного метода. Обычно его используют для определения показателей надежности и безопасности. В ходе реализации метода опытной эксплуатации изучается взаимодействие человека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления. Такой метод используется для оценки влияния косметических средств на кожу человека, при этом оценивается воздействие средства на организм человека. Метод опытной эксплуатации используют для оценки долговечности работы электрооборудования. И достоинством данного метода является высокая точность и достоверность показателей качества товара, а вот недостатком является продолжительность реализации и большие затраты.
3.3. Эвристические методы оценки качества
Органолептический метод
Данный метод показателей качества товара основывается на использовании информации, которую получают в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, вкуса, осязания и обоняния. [14]Такой метод очень простой и всегда используется первым, очень часто исключает потребность использования измерительного метода, как более дорогого. Кроме простоты и допустимости данный момент просто незаменим при оценке таких качеств, как запах и вкус.
Изучая органолептический метод можно отметить такие его разновидности, как сенсорный и дегустационный. Первый анализ применяется для оценки качества продуктов питания, в результате которых определяют цвет, вкус, консистенцию пищевых продуктов.
Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов, результаты которых зависит от квалификации эксперта, соблюдений условий дегустации, например, нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.
Безусловно, такой метод имеет свои преимущества, но вот одним из основных недостатков органолептического метода является то, что точность и достоверность значений показателей качества зависит от способностей, квалификации и навыков людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.
Экспертный метод
Экспертный метод основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Такой метод применяется в случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами, например, из-за недостаточности количества информации.