Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в промышленности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития товароведения
1.1. Возникновение товароведения
1.2. Этапы развития товароведения
2. Содержательные контуры товароведения как науки
2.1. Сущность товароведения как науки
2.2. Цели и задачи товароведения
2.3. Основные принципы товароведения
3. Методы оценки качества товара в товароведении
3.2. Объективные методы определения показателей качества товара
Экспертный метод включает в себя несколько различных методов, которые представляют собой его модификации. Такой метод применяется там, где основой решения является коллективное решение группой компетентных людей, т.е. экспертов. Квалификация таких экспертов определяется не только знанием предмета обсуждения, но и специфическими возможностями в данной области.
Используя экспертный метод для оценки качества, формируется рабочая и экспертная группы. Рабочая группа организовывает процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки. Экспертная группа формируется из квалифицированных специалистов в области создания или использования оцениваемой продукции. Это могут быть маркетологи, товароведы, дизайнеры, технологи и многие другие. Необходимо, чтобы экспертная группа формировалась не для одной экспертизы или оценки одного товара, а формировался бы как постоянно действующий орган с достаточно стабильным составом экспертов. [15]
Социологический метод
Социологический метод реализуется при помощи сбора и анализа мнений потребителей. Такой сбор мнений осуществляется различными способами: устный опрос, распространение анкет-вопросников, проведение конференций или аукционов. Для того, чтобы получить достоверный результат требуется научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки полученной информации.
Социологический метод в большинстве случаев применяется на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса и оценки качества товара. [16]
Статистический метод контроля и управления качеством
Такой непростой метод основан на определении значений показателей качества продукции и использованием методов теории вероятности и математической статистики. Область применения такого метода очень широк и охватывает все жизненный циклы товара, например, проектирование, производство, использование и т.д. Статистический метод применяется для анализа систем качества и при сертификации продукции систем качества, что способствует сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.[17] Данный вид метода можно использовать во время всего жизненного цикла продукции, начиная с определения требований в самом начале этапа до их выполнения в конце. Используя статистический метод значительно сокращаются трудовые затраты и объемы работы по контролю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие товароведения как науки был очень длительный процесс, и как мы выяснили, проходила несколько ступеней своего развития. Эта наука включает в себя сведения из сложных наук: химии, биологии, агрономии. На каждой ступни велось большое количество работ по накоплению и обсуждению знаний по товароведению, появлялись первые самостоятельные работы по данному направлению, увеличивалось количество публикаций торгового характера. Именно все это привело к формированию товароведения как самостоятельной дисциплины.
От уровня развития товароведения и подготовки специалистов-товароведов, а также других работников торговли во многом зависит вся эффективность работы этой отрасли, которая является важнейшим звеном всего общественного производства.
Изучая теоретически комплексные методы оценки качества, необходимо сделать выводы, что качество продукции прошло также многовековый путь развития и развивалось оно по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.
Качество продукции всегда играло существенную роль в товароведении и оценивалось оно на количественном измерении определяющих свойств. Так, к основным показателям качества относится назначение, технологичность, надежность, стандартизация, унификация, экологичность, безопасность и т.д.
В настоящее время направление товароведения играет немаловажную роль в создании и поддержании функционировании системы создания, контроля и сохранения качества потребительских товаров на всех стадиях их жизненного цикла.
На основе знаний по товароведению разработана и общепринятая нормативно-техническая документация, которая устанавливает требования и нормы качества, хранения, упаковки, транспортировки для всех существующих товаров.
Таким образом, товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристиках. А вот целью товароведения являются как раз изучение основных характеристик товаров, которые составляют потребительскую стоимость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Научная литература:
- Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Словарь-справочник / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 264 c.
- Гиссин, В.И. Управление качеством /В.И. Гиссин. М.: ИКЦ «МарТ», 2013. -400 с.
- Колесник А. А., Елизарова Л. Г. Введение в товароведение продовольственных товаров; Экономика - Москва, 2015. - 288 c.
- Коник, Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие / Н.В. Коник. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
- Куденцов Н. Д. Товароведение продовольственных товаров; Экономика - Москва, 2014. - 234 c.
- Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. - М.: Инфра-М, 2013. - 448 с.
- Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков, 2010. - 500 с.
- Родина Т.Г /Справочник по товароведению продовольственных товаров./ Т.Г. Родина, М.А. Николаева и др.,- М.: Колос, 2013. - 608 с.
- Синяева И.М., Романенкова О.Н., Земляк С.В. Коммерческая деятельность. - М.: Юрайт, 2013. - 506 с.
- Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / В.А. Тимофеева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
- Федоров М. В., Задесенец Е. Е., Шипилов Е. И., Щаренский В. М. Экспертиза качества товаров; Экономика - Москва, 2014. - 208 c.
- Шепелев А. Ф., Печенежская И. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров; ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ» - Москва, 2015. - 688 c.
- Хахина, Н. В. Товароведение пищевых продуктов / Н. В. Хахина – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 97 с.
Периодические издания:
1. Вилкова С. А. Методические особенности экспертизы качества товаров бытовой химии // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2013. - № 3. - С. 6-17.
- Николаева М. А. Инновационное товароведение: современная парадигма // Товаровед. - 2012. - № 6. - С. 52-56.
- Николаева М. А. Обоснование необходимости товароведной грамотности населения // Товаровед продовольственных товаров. - 2014. - № 1. - С. 63-66.
- Николаева М.А. Стратегические задачи и угрозы развития товароведения на современном этапе // Товаровед продовольственных товаров. 2017. № 7. – С. 34-41.
- Сидоренко Ю.И., Луценко Л.М. Вопросы современного теоретического товароведения // Товаровед продовольственных товаров. 2017. № 7. – С. 29-33.
-
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. - М.: Инфра-М, 2013. - 54 с. ↑
-
Сидоренко Ю.И., Луценко Л.М. Вопросы современного теоретического товароведения // Товаровед продовольственных товаров. 2017. № 7. – С. 29-33. ↑
-
Николаева М.А. Стратегические задачи и угрозы развития товароведения на современном этапе // Товаровед продовольственных товаров. 2017. № 7. – С. 34-41. ↑
-
Сидоренко Ю.И., Луценко Л.М. Вопросы современного теоретического товароведения // Товаровед продовольственных товаров. 2017. № 7. – С. 29-33. ↑
-
Николаева М. А. Инновационное товароведение: современная парадигма // Товаровед. - 2012. - № 6. - С. 52-56. ↑
-
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. - М.: Инфра-М, 2013. – 79 с. ↑
-
Родина Т.Г /Справочник по товароведению продовольственных товаров./ Т.Г. Родина, М.А. Николаева и др.,- М.: КолосС, 2013. - 150 с. ↑
-
Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков, 2010. – 200 с. ↑
-
Родина Т.Г /Справочник по товароведению продовольственных товаров./ Т.Г. Родина, М.А. Николаева и др.,- М.: Колос, 2013. - 165 с. ↑
-
Родина Т.Г /Справочник по товароведению продовольственных товаров./ Т.Г. Родина, М.А. Николаева и др.,- М.: Колос, 2013. – 135 с. ↑
-
Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / В.А. Тимофеева. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 178 c. ↑
-
Федоров М. В., Задесенец Е. Е., Шипилов Е. И., Щаренский В. М. Экспертиза качества товаров; Экономика - Москва, 2014. – 56 c. ↑
-
Шепелев А. Ф., Печенежская И. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров; ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ» - Москва, 2015. – 534 c. ↑
-
Федоров М. В., Задесенец Е. Е., Шипилов Е. И., Щаренский В. М. Экспертиза качества товаров; Экономика - Москва, 2014. – 145 c. ↑
-
Синяева И.М., Романенкова О.Н., Земляк С.В. Коммерческая деятельность. - М.: Юрайт, 2013. – 345 с. ↑
-
Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков, 2010. – 290 с. ↑
-
Федоров М. В., Задесенец Е. Е., Шипилов Е. И., Щаренский В. М. Экспертиза качества товаров; Экономика - Москва, 2014. – 125 c. ↑